Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Российско-грузинские отношения |
Страница 50 из 63
Российско-грузинские отношения Отношения с Грузией также имеют для России большое значение, особенно в контексте т.н. «чеченского вопроса». Прорыва в них пока добиться не удалось, и главная причина – отсутствие у сторон политической воли к компромиссу. Негативно сказывались также попытки руководства Грузии ревизовать сложившиеся переговорные форматы, интернационализировать процессы урегулирования. Российско-грузинский договор был подписан еще в 1994 г., но он не был ратифицирован Государственной Думой. В 2000 г. Россия и Грузия приступили к подготовке нового договора, но и эта работа из-за возникших противоречий не была завершена. Урегулированию отношений мешали три проблемы. Первая – требование вывода российских баз с территории Грузии в течение трех лет; вторая – недовольство грузинской стороны поддержкой, которую Россия оказывала Абхазии и Южной Осетии; третья – требование российской стороны ликвидировать базы чеченских террористов в Панкисском ущелье, откуда наносились удары по российской территории. Все предложения российской стороны, включая налаживание совместной охраны российско-грузинской границы на пограничных участках с горными районами Чеченской Республики, были отклонены. В результате с середины 2001 г., когда чеченские боевики, находившиеся на территории Грузии, активизировали деятельность против РФ, российско-грузинские отношения обострились. Москва продолжала настойчиво требовать от Тбилиси принятия мер по уничтожению баз террористов в Панкисском ущелье. Однако действия, а также бездействие грузинский властей, во многом способствовали тому, что боевики смогли рассредоточиться в некоторых горных районах Грузии, часть сумела перейти на российскую территорию, подконтрольную тогда чеченским сепаратистам, некоторые скрылись за рубежом. Одновременно Тбилиси в твердой, порой резкой форме стал настаивать на эвакуации российских баз с грузинской территории. Грузия стала активно добиваться сближения с США, приглашать американских советников и инструкторов для обучения солдат и подготовки офицеров некоторых подразделений грузинской армии. В ноябре 1999 г. в Стамбуле состоялся саммит стран-участниц договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), участники которого подписали соглашение об адаптации договора с учетом новых реалий, возникших после распада СССР и расширения НАТО. Россия подтвердила обязательства вывести базы из Грузии, как того добивалось грузинское правительство. До 2001 г. Россия должна была завершить эвакуацию баз из Гудауты и Вазиани. В июне 2001 г. база в Вазиани была передана Минобороны Грузии. Российские военные покинули ее. В июне 2002 г. состоялась торжественная церемония открытия реконструированной военной базы в Вазиани, на которой присутствовали министр обороны Грузии, а также главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе генерал Ролстон, военный атташе посольства РФ в Грузии и другие официальные лица. На церемонию были приглашены инструкторы вооруженных сил США, которые должны были тренировать два подразделения грузинской армии. Так обстояло дело с базой в Вазиани. В Гудауте, Батуми и Ахалкалаки российские базы сохранялись. В ноябре 2003 г. российская сторона участвовала в примирении Э. Шеварднадзе с оппозицией, лишившей его поста президента неконституционным путем во время первой т.н. «революции роз». США также не остались безучастными к грузинским событиям, принеся в жертву Э. Шеварднадзе. Теперь в Грузии завершилась вторая «революция роз». Конституционно избранный грузинский президент М. Саакашвили 6 мая объявил, что немалая заслуга в разрешении конфликта принадлежит России и ее Президенту В. Путину. Интересы России и США совпали в том, чтобы переход власти к новому руководству Грузии обошелся без кровопролития. Большое внимание Россия уделяла урегулированию конфликтов вокруг Аджарской автономии. Она неоднократно выступала посредником в переговорном процессе между Грузией и автономией. В апреле-мае 2004 г. отношения между Батуми и Тбилиси резко обострились. Отсутствие доверия между сторонами было главным фактором торможения полноценного переговорного процесса. Президент Грузии М. Саакашвили, опираясь на поддержку послушного парламента, а также на общественное мнение, решил действовать с позиции силы. Он заявил, что назначит в автономной республике досрочные выборы и призвал ближайшее окружение покинуть аджарского руководителя. В свою очередь последний приказал взорвать мосты через реку Чолоки, по которой проходит административная граница, объяснив это тем, что грузинские вооруженные силы, проводившие учения в непосредственной близости от аджарской столицы, намеревались вторгнуться в автономию. Ситуация грозила самыми непредсказуемыми последствиями. В случае попытки силового решения аджарской проблемы возникла бы новая угроза на границе с Россией. В Грузию опять могли хлынуть чеченские боевики и иностранные наемники. Серьезно осложнялось положение 12-й российской военной базы в Аджарии, в опасности могли оказаться жизни российских граждан, проживающих в автономии. Россия стремилась не допустить кровопролития. Чтобы побудить Грузию и Аджарию начать переговоры, в Тбилиси был направлен секретарь Совета Безопасности И. Иванов. Благодаря активной позиции России, «аджарский кризис» удалось разрешить. В ночь с 5 на 6 мая глава автономии А. Абашидзе ушел в отставку и вылетел в Москву. 6 мая 2004 г. власти Грузии взяли Аджарию под полный контроль. М. Саакашвили назвал отставку А. Абашидзе важным шагом на пути объединения Грузии и пообещал, что в Аджарии уже никогда не будет установлена диктатура. Спецназ МВД и МГБ Грузии взял под охрану важнейшие объекты на территории автономии, включая Сарпскую таможню и Батумский порт, из-за контроля над которыми в свое время разразился конфликт между властями Тбилиси и Батуми. Досрочные выборы в автономии намечалось провести в июне 2004 г., пост главы автономии предполагалось упразднить. В связи с преодолением «аджарского кризиса» Госдепартамент США 6 мая 2004 г. сделал заявление: США «принимают к сведению уход А. Абашидзе и приветствуют мирное восстановление власти Тбилиси над Автономной Республикой Аджария»[130]. В свою очередь Россия после завершения противостояния между Тбилиси и Батуми могла рассчитывать теперь на более энергичные и решительные меры грузинских властей в отношении полной очистки Панкисского ущелья от боевиков, задержания и экстрадиции организатора, по мнению российской стороны, взрывов в Москве и Волгодонске А. Гочияева, закрытия чеченских «информационных центров» и представительства Ичкерии в Грузии. В некоторых заявлениях новых грузинских руководителей проявилось стремление вести дело к добрососедским отношениям с Россией, отказаться от грубых форм конфронтации, которые имели место в прошлом. Со своей стороны Россия, в зависимости от реального прогресса по этим вопросам, обещала максимально учесть пожелания Тбилиси, в том числе в вопросе облегчения визового режима с Грузией. Российские интересы заключаются очевидно и в том, чтобы, сохраняя позицию по признанию территориальной целостности Грузии, помочь ей нормализовать отношения с Аджарией, Южной Осетией и Абхазией. Между тем, в последней были встревожены развязкой аджарского кризиса и заявлением М. Саакашвили экспортировать «революцию роз» в Абхазию. М. Саакашвили, едва ступив на батумскую землю, в ночь на 6 мая из окна кабинета А. Абашидзе сказал: «Я уверен, что очень скоро мы с вами пойдем в Сухуми и полностью объединимся». В ответ министр обороны Абхазии В. Эшба назвал заявление М. Саакашвили «провокационным» и заявил, что попытка грузинского руководства экспортировать «революцию роз» в Абхазию, как это было сделано в Аджарии, заведомо обречена на провал, поскольку Абхазия не является частью Грузии, а представляет собой самостоятельное государство[131]». Тбилисские же лидеры неоднократно заявляли о том, что уже в ближайшем будущем Абхазия и Южная Осетия будут возвращены в состав грузинского государства, и что ради достижения этой цели они готовы на любые акции, включая силовые.
|