Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Россия в СНГ

Россия в СНГ

Одним из приоритетных направлений внешней политики России являются отношения с бывшими республиками СССР, обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества задачам национальной безопасности страны. При этом упор делается, в первую очередь, на развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами-участниками СНГ. Восстановление и развитие традиционных исторических связей необходимо для комплексного развития экономики, техники и науки как России, так и других стран СНГ. Важное значение имеет урегулирование проблемы русскоязычного населения, обеспечение прав российских граждан.

Пункт пятый Концепции национальной безопасности Российской Федерации ориентирован на развитие отношений с государствами-участниками Содружества согласно принципам международного права, на развитие таких интеграционных процессов в рамках СНГ, которые отвечали бы интересам России. Россия решительно отвергает провокационные заявления и действия, которые ведут к обострению отношений с ее ближайшими соседями.

Во взаимоотношениях со странами СНГ Россия исходит из того, что с учетом возможностей и взаимных интересов государства Содружества будет для России естественным и доступным рынком сбыта и источником поступления недостающих ресурсов. Государства-участники СНГ, несмотря на разноуровневую интеграцию в рамках Содружества, остаются естественными геополитическими союзниками России. Многосторонние действия по поддержанию и восстановлению мира в постсоветском пространстве Кавказа и Средней Азии гарантируют России важную роль в силу ее объективного положения и реальных интересов в данной зоне. Одновременно они могут избавить Россию от односторонних издержек, промахов в отношении окружающих ее государств. Поэтому совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах-участниках СНГ, а также по развитию сотрудничества в военно-политической области и в сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом, имеют приоритетное значение для внешней политики России.

Одной из первостепенных задач во взаимоотношениях с государствами СНГ является развитие экономического сотрудничества. Здесь акцент делается на выработку и подписание соглашений, регулирующих единый рынок, включая развитие международной кооперации, движение капиталов и ценных бумаг, урегулирование прав собственности, создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов, выработку статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам наладить взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом интересов друг друга и др.

26 февраля 1999 г. был принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, 2 апреля того же года – «Декларация глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества независимых государств». На основе Декларации от 2 апреля 1999 г. в июне 2000 г. была принята «Программа действий по развитию Содружества Независимых государств на период до 2005 г.»[120]. В Программе закреплялись основные направления взаимодействия государств в экономической области и в области информационного сотрудничества, в решении актуальных проблем трансграничного характера. Вслед за тем
10 октября 2000 г. в Астане Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества»[121]. Участники Договора учредили международную организацию «Евразийское экономическое сообщества» (ЕврАзЭС) в целях эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в заключенных соглашениях. Для достижения этих целей учреждались Межгосударственный совет (Межгоссовет), Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея (МПА), Суд сообщества. Председательство в Межгосударственном совете и Интеграционном комитете осуществляется поочередно каждым государством-членом Сообщества в течение одного года. Договор заключен на неопределенный срок. 30 мая 2001 г. он вступил в силу.

Россия также стала членом еще двух международных организаций. 15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав государств Казахстана, КНР, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. По ее итогам была подписана «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества»[122]. Она провозглашала преобразование «форума» в организацию – «Шанхайскую организацию сотрудничества» (ШОС). Эта Декларация переводила на более высокий уровень механизм «шанхайской пятерки», заложенный в 1996 и 1997 гг. соглашениями об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, а затем развитый в документах встреч руководителей на высшем уровне в Алма-Ате (1998 г.), Бишкеке (1999 г.) и Душанбе (2000 г.). Цели организации: укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-участниками; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического справедливого и рационального политического и экономического международного порядка. 18 октября 2004 г. Россия официально присоединилась к Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС), ведущей свою историю с 28 февраля 2002 г. и действовавшей в составе четырех стран – Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Цель участия России в этой организации – реализация экономических проектов, совместная борьба с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой.

Произошли важные изменения и в сфере военно-политического сотрудничества государств-участников. В 2003 г. на пространстве СНГ возникла военно-политическая структура – (ОДКБ) Организация договора коллективной безопасности (обеспечиваемой коллективными усилиями). В 1999 г. был продлен Ташкентский договор о коллективной безопасности, подписанный еще в мае 1992 г. Однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан из него вышли, после чего он стал официально называться «Договор коллективной безопасности» (ДКБ). Состоявшийся в октябре 2002 г. в Кишиневе саммит шести государств-участников ДКБ принял решение о создании на его основе Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Участники ОДКБ – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали проект Устава Организации, ратифицированный 15 мая 2003 г. Госдумой РФ. С этого времени он вступил в силу, поскольку другие государства-участники договора ратифицировали его к этому времени. С созданием ОДКБ военно-политическое сотрудничество вышло на новый уровень. 29 апреля 2003 г. на заседании Совета коллективной безопасности СНГ в Душанбе было принято решение о создании постоянно действующего секретариата ОДКБ. Решения Совета также предусматривали создание Объединенного штаба и Коллективных сил быстрого реагирования. Основную базу последних предполагалось разместить в Киргизии (аэродром Кант). Одной из главных своих задач организация провозгласила борьбу с международным терроризмом.

Однако положение дел в регионе в целом продолжает оставаться сложным. США наращивают активность на территории СНГ. Некоторые государства готовы разыграть антироссийскую карту в отношениях с Вашингтоном. Существует угроза утраты влияния России на этом пространстве.
И не случайно Совет Безопасности РФ на заседании 19 июля 2004 г. впервые за последние годы откровенно заявил об этом и подчеркнул необходимость усилий по укреплению СНГ со стороны всех государств-участников Содружества, чтобы исключить размывание союза.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы