Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Россия и проблема международной ядерной безопасности

Россия и проблема международной ядерной безопасности

В июле 1999 г. президент США Б. Клинтон подписал закон о создании стратегических систем противоракетной обороны, запрещенных Договором по ПРО 1972 г.[139]. Договор по ПРО предусматривал запрет на развертывание систем противоракетной обороны территории страны и создание основы для такой обороны, а также продолжение переговоров об ограничении стратегических наступательных вооружений[140]. Выход из Договора одной из сторон мог поставить под вопрос весь процесс ядерного разоружения. Предполагалось, что работа в этом направлении будет начата примерно через год после президентских выборов. Поэтому данная проблема не стояла тогда так остро в международной повестке дня. Но вскоре стало ясно, что США рано или поздно выйдут из Договора по ПРО, сыгравшего важную роль в деле обеспечения стратегической стабильности в мире. Администрация Дж. Буша решила создать стратегическую систему противоракетной обороны, переименовав ее в глобальную противоракетную оборону (ГПРО). Россия заняла твердую позицию в отношении американских планов создания глобальной системы противоракетной обороны. Она выступила за сохранение и укрепление Договора по ПРО, подчеркивала, что одностороннее развертывание ГПРО таит в себе серьезную опасность дестабилизации всей системы международной безопасности и стимулирования гонки вооружений. Россия исходит из необходимости выхода обоих государств на такие решения, которые обеспечили бы их собственную безопасность, а также в целом международную стратегическую безопасность, даже если сохраняются при этом разногласия и противоречия. В этом направлении она готова идти на любые формы сотрудничества и совместных действий, которые приемлемы для обеих стран.

Осенью 2000 г. Россия, Белоруссия и Китай внесли на Генеральную Ассамблею ООН резолюцию в поддержку Договора по ПРО, за которую высказались более 80 государств. В том же году российский парламент ратифицировал Договор СНВ-2, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, пакет нью-йоркских договоренностей 1997 г., устанавливающих четкие критерии разграничения между стратегической и нестратегической ПРО. 13 ноября 2000 г.
В. Путин сделал заявление, в котором подтвердил российское предложение о понижении к 2008 г. уровней ядерных боезапасов у России и США до 1500 единиц. В развитие достигнутых договоренностей относительно критериев разграничения стратегической и нестратегической ПРО Президент РФ в июне 2000 г. выдвинул предложение о создании общеевропейской системы нестратегической ПРО (ЕВРО ПРО). В этой связи предлагалось осуществить следующие конкретные шаги:

- совместную оценку характера и масштабов ракетного распространения и возможных ракетных угроз;

- совместную разработку концепции общеевропейской стратегии нестратегической ПРО, порядка ее работы и развертывания;

- совместное создание общеевропейского центра предупреждения о пусках ракет;

- проведение совместных исследований и экспериментов;

- совместную разработку нестратегической ПРО;

- создание формирований нестратегической ПРО для совместных или скоординированных действий по защите миротворческих сил и мирного населения[141].

На Ассамблее и саммите тысячелетия ООН в сентябре 2000 г. Россия выдвинула концепцию стратегической стабильности, предусматривающую конкретные пути ее поддержания, решения некоторых наиболее острых актуальных проблем современности. Россия выступила за то, чтобы стратегическая стабильность стала основой для объединения усилий мирового сообщества по разрешению глобальных проблем и созданию нового демократического порядка в XXI в. В ходе саммита тысячелетия Президент РФ В. Путин выступил с инициативой относительно разработки и реализации международного проекта под эгидой МАГАТЭ. Проект предусматривал постепенное исключение использования в мирной ядерной энергетике обогащенного урана и чистого плутония.

Однако в сфере международной ядерной безопасности в отношениях России и США сохраняются серьезные противоречия. Так, во время визита В. Путина в США в ноябре 2001 г. не удалось достигнуть компромисса по вопросу о ПРО. США уведомили Россию, что они намерены выйти из Договора по ПРО. Одновременно США согласились заключить с Россией Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНП). 24 мая 2002 г. во время официального визита президента США в Россию этот Договор был подписан[142]. 13 июня того же года США вышли из Договора по ПРО. Заключенный между Россией и США Договор о СНП (Стратегических Наступательных потенциалов) 31 декабря 2012 г. суммарного количества стратегических ядерных боеголовок, находящихся на боевом дежурстве с 6000 до 1700-2200 единиц; право каждой стороны, исходя из этого лимита, устанавливать структуру и состав своих стратегических наступательных вооружений. США получили возможность добиться превосходства по числу ядерных боеголовок. Во многом это произошло за счет того, что «сокращаемые» боезаряды в США не уничтожались, а складировались, переводились в т.н. «возвратный потенциал». Что же касается России, то она не могла пойти на аналогичные меры по крайней мере по двум причинам: из-за допустимого срока хранения боезарядов, истекавшего в период до 2012 г., вследствие чего, «устаревшие» боезаряды подлежали уничтожению, хотя это и не было оговорено Договором; из-за финансовых затруднений, поскольку обслуживание ракет становилось тяжелым грузом для российского бюджета. Тем не менее, по мнению российских и зарубежных экспертов, ядерный паритет России и США, существовавший в период «холодной войны», в целом все же сохранился, хотя и приобрел усеченный характер. А это означает, что абсолютного военного доминирования США в преобладании в области ядерного оружия в мире нет. предусматривал общее сокращение до В апреле 2000 г. Федеральное собрание ратифицировало Договор СНВ-2. В мае 2003 г. Государственная Дума ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).

Достижение стратегической стабильности было и продолжает оставаться важнейшей проблематикой российско-американского диалога.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы