Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Россия и АТЭС

Россия и АТЭС

В последние годы активно развивалось взаимодействие России в рамках механизмов АТР, таких, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ), сложившийся вокруг АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) как институт политического диалога стран АТР и др. 25 ноября 1997 г. Россию, Вьетнам и Перу на саммите в Ванкувере приняли в главную интеграционную структуру АТР – Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». В 1998 г. это решение вступило в силу. Таким образом, в АТЭС стала участвовать 21 страна, включая Россию. На долю государств, объединенных в этой крупнейшей интеграционной структуре, приходится около 60% мирового ВВП и около половины международной торговли. Наиболее перспективными сферами российского участия в АТЭС являются энергетика, транспорт, наука, технологии, туризм и др.

России есть, что предложить, чтобы вписаться в рамки форума АТЭС. По оценке Президента РФ В. Путина, уже сегодня Россия является в регионе поставщиком не только сырья, но и современных технологий[178]. В феврале 2000 г. с помощью российского ракетоносителя на орбиту был выведен индонезийский искусственный спутник «Гаруда-1». Российские нефтяники совместно с компанией «Катпекс Пасифик Индонезия» реализовали пилотный проект, позволивший существенно повысить нефтеотдачу на нефтяных месторождениях Суматры[179]. Имеются и другие примеры эффективного использования странами АТЭС технического опыта, накопленного Россией. Этот процесс вписывается в «спросовые рамки» региона АТЭС.

В свою очередь, членство России в АТЭС создает дополнительные возможности для оптимизации интеграции, включая снятие существующих ограничений на экспорт, повышение эффективности импорта, облагораживание структуры торговли на различных уровнях и др.
В ноябре 2000 г. была одобрена концепция участия России в АТЭС. 15-16 ноября 2000 г. в Брунее состоялась 8-я встреча глав государств и правительств стран и территорий членов Форума. На ней с докладом на тему «Бизнес и глобализация» выступил В. Путин. Президент РФ еще раз подчеркнул высокий потенциал и перспективы сотрудничества региона с Россией. В части экспорта – это, в первую очередь, природные ресурсы, в том числе энергетические. Это также и российская наука, которая является важнейшей частью мировой науки, машиностроение, транспортные магистрали, рыболовство, а также туризм. Российские предприятия, по его утверждению, могут предлагать взаимовыгодные контракты по поставкам машиностроительной продукции и сырья, например, для цветной металлургии. К этому следует также добавить возможность сотрудничества в сфере мирного использования космического пространства, а также в военно-технической сфере[180].

Вместе с тем членство в АТЭС, перспективы сотрудничества со странами этого региона ставят Россию перед лицом ряда проблем, включая негативное влияние открытия своего рынка для конкурентоспособных товаров, услуг и капитала из регионов АТЭС, что может отрицательно сказаться на отечественном производстве. Потребует современного обустройства и приграничная инфраструктура Дальнего Востока. Кроме того, на Россию приходится лишь 2,7% ВВП региона, такой же показатель характерен и для объема внешней торговли[181]. Все это свидетельствует о том, что экономическое присутствие России в регионе остается пока малозаметным. Регион проявляет большой интерес к освоению ресурсов российского Дальнего Востока, развитию нефтепроводных и энергетических сетей, инвестиций в перерабатывающие отрасли. Достижение реального результата во всем этом будет во многом зависеть от успеха внутренних преобразований, укрепления российской экономики и безопасности страны.

Формировавшийся в начале 90-х годов стратегический внешнеполитический курс прошел сложную эволюцию. К началу нового тысячелетия, в отличие от первой половины 90-х годов, он уже носил многовекторный, в целом сбалансированный характер. Главной его целью была реализация на международной арене национально-государственных интересов, включая создание наилучших условий для экономических и политических преобразований, для более динамичного и эффективного развития страны в изменяющемся мире, защита территориальной целостности РФ, обеспечение полноправного участия России в создании новой системы международных отношений, защита интересов граждан России за рубежом, борьба с терроризмом. Достижение этих целей на основе идеи многополярности в международных отношениях требовало активизации внешних связей, сбалансированного подхода к различным блокам и странам, взаимного учета интересов.

Внешнеполитический курс России исходил из того, что миропорядок в XXI веке должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете прав и широкой демократизации международных отношений, защите интересов личности, общества и государства. Концепция внешней политики, утвержденная Президентом страны В.В. Путиным 28 июня 2000 г., правовую основу которой составляют Конституция страны и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., основанная на идее сильной армии, на переосмыслении ситуации в мире и вокруг России, военная доктрина, подписанная Президентом РФ в апреле того же года, определили систему приоритетов деятельности России на международной арене. Важнейшими из них являются отношения России с государствами Содружества Независимых Государств, которые примерно с 2000 г. становятся все более определенными и прагматичными, с бывшими социалистическими странами Центральной и Юго-Восточной Европы, а также развитие двусторонних связей с западноевропейскими странами, прежде всего, с Францией, Германией, Италией, Финляндией. Особое значение придавалось отношениям с США, с которыми Россия стремилась наладить равноправное взаимодействие, хотя прослеживались порой различия в позициях сторон в подходе к некоторым актуальным проблемам мирового развития и двусторонних отношений. Руководство страны отказалось от ошибочного подхода, характерного для первой половины 90-х годов, основанного на недооценке восточного направления российской внешней политики. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств со многими руководителями государств Востока. Россия совершила поворот в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Членство России в этой влиятельной организации усилило ее политические позиции и дало стране определенные преимущества в торговле. Особенно позитивные изменения произошли в отношениях России с Китаем, Японией, Индией.

Помимо этого Россия прилагала усилия к решению иракской проблемы, стремилась проводить активную политику в отношениях со странами Среднего Востока и Латинской Америки.

Россия принимала активное участие в деятельности международных организаций. Она поддерживает идею расширения Совета Безопасности ООН, включение в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН Германии и Японии, обновление ООН через расширение возможностей по поддержанию безопасности на глобальном и региональном уровнях. В качестве ценного механизма неформального обсуждения глобальных проблем с ведущими экономическими и политическими державами выступала «большая восьмерка» наиболее развитых мировых держав, куда вошла Россия.

В российской внешней политике все возрастающее значение приобретала экономическая дипломатия, направленная на вхождение России в мировое хозяйство равноправным и ответственным партнером. Главными направлениями такой дипломатии являются, во-первых, содействие инвестиционному сотрудничеству с зарубежными странами, во-вторых, борьба за благоприятные условия членства в международных экономических и финансовых организациях, в-третьих, оказание помощи цивилизованному, отвечающему национальным интересам продвижению российского капитала за рубеж, в-четвертых, снятие сохранившихся дискриминационных ограничений в отношении России на внешних рынках.

В условиях кардинальных перемен, которые претерпевают современные международные отношения, дипломатия приобретает и иные, качественно новые черты. В сферу ее деятельности включаются все новые направления международного сотрудничества, связанные с необходимостью, прежде всего, дать ответ на возникающие глобальные угрозы и вызовы.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы