Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Реформа местного самоуправления |
Страница 26 из 63
Реформа местного самоуправления Реформа Совета Федерации стала началом реформы местного самоуправления. В становлении местного самоуправления России существовал ряд этапов[48]. С 2000 г. реформы направлены на укрепление целостности Российского государства, сбалансированность интересов и отношений органов власти, приведение в соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем важнейшая составляющая процесса становления местного самоуправления в России, в субъектах которой складывались различные модели организации местного самоуправления, заключается в стремлении соответствовать Европейской хартии о местном самоуправлении, которое понимается «как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[49]. Такому пониманию местного самоуправления соответствует новый Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. 8 августа 2000 г. вступил в силу закон от 4 августа того же года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый еще 28 августа 1995 г.[50]. Но 6 октября 2003 г. В. Путин подписал новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который, в соответствии с Конституцией РФ, устанавливал общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в Российской Федерации и определял государственные гарантии его осуществления[51]. Одновременно Закон признал утратившим силу 13 ранее принятых нормативных правовых актов по проблемам местного самоуправления, в том числе два указанных Федеральных закона от 28 августа 1995 г. и 4 августа 2000 г. Полностью Закон от 6 октября 2003 г., за исключением положений, для которых переходным положением данного закона установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 г. В главе 4 Закона «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» содержится норма, в соответствии с которой наделение государственными полномочиями Российской Федерации «осуществляется Федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается»[52]. Что же касается наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то оно допускается законами субъектов только в том случае, если это не противоречит Федеральным законам[53].
|