Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Реформа Федерального Собрания

Реформа Федерального Собрания

Одновременно с созданием федеральных округов и введением института полпредов были изменены принципы формирования Совета Федерации. В июне 2000 г. Государственная Дума приняла представленный Президентом РФ закон о формировании Совета Федерации. Согласно этому Закону, места в верхней палате Федерального Собрания должны занимать не губернаторы и главы региональных законодательных собраний, а представители регионов, избранные их законодательными органами и назначенные главами администраций. Губернаторы и руководители региональных властей должны были направлять в Совет Федерации своих представителей.

Губернаторы и главы региональных законодательных собраний верхней палаты Федерального Собрания были лишены иммунитета от уголовного преследования. Был принят закон, по которому региональные руководители могут избираться не более чем на два срока. Кроме того, предусматривалась судебная процедура отрешения губернаторов от должности. В действие вводилась система санкций, позволяющая Президенту РФ не только отстранять губернаторов от должности, но и распускать законодательные собрания, принимающие акты, идущие вразрез с федеральным законодательством. Предполагалось, что обновление верхней палаты Федерального Собрания должно было осуществиться до 1 января 2000 г. Власти полагали, что преемственность в Совете Федерации при этом сохранится.

Закон о реформе Совета Федерации и некоторые другие важные предложения Президента РФ были активно поддержаны в Федеральном Собрании.

Изменение порядка формирования Совета Федерации РФ, ущемлявшее статус губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, не вызвало никакого «бунта на корабле». Губернаторы, имея перед собой окрепшую кремлевскую власть, активно поддержали реформу.

За изменением порядка формирования верхней палаты Федерального Собрания последовала смена ее руководителя. Место опытного и осторожного орловского губернатора Е. Строева, пользовавшегося большим авторитетом у региональных руководителей, в декабре 2001 г. занял менее известный в то время С. Миронов, с июня того же года – представитель законодательного собрания Санкт-Петербурга, член пропрезидентской группы «Федерация», в которую входили 103 человека. Создание группы «Федерация», ее деятельность в верхней палате Федерального Собрания привели к перераспределению влияния, ослаблению роли региональных лидеров и большему усилению позиций «питерской группы» в органах власти России. Она противостояла другим группам влияния, создавала свои комиссии (по экономике, бюджету и финансам, по социальным вопросам, по федерализму и др.), дублируя порой официальные комитеты палаты, вырабатывала свою линию голосования. Представители группы «Федерация» активно работали со структурными подразделениями Государственной Думы (диалог с «Единством», «Яблоком», ЛДПР, поддержание активных связей с группой «Народный Депутат», «Регионы России», а также с ОВР, КПРФ и др.)[47]. Выполнив свое назначение, группа «Федерация» была распущена.

В Совет Федерации пришли новые выдвиженцы – рядовые представители региональных исполнительных и законодательных органов. В каждом регионе одного избирал местный парламент, а второго делегировал глава исполнительной власти, у которого сохранялись рычаги влияния на своих представителей – вплоть до отзыва. Сенаторами стали бывшие политики, хозяйственники, банкиры, отставные генералы и др. Как и прежде, все они представляли региональные элиты, и в этом смысле Совет Федерации оставался полем соперничества между региональными лидерами и Центром, хотя характер этого соперничества изменился.

При принятии нового закона стратегической задачей власти было укрепление государства путем выстраивания четко работающей исполнительной вертикали и соблюдения правовой дисциплины, введения порядка отстранения от должности руководителей регионов и роспуска законодательных собраний. Одновременно была усилена зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных властей. Новый принцип формирования Совета Федерации, в ходе которого главы регионов были заменены своими представителями, а также отказ федеральной власти от перераспределения полномочий в пользу субъектов Федерации путем заключения двусторонних договоров с Центром ослабили позиции и влияние региональных властей, усилили их зависимость от Центра.

Реформа носила консенсуальный характер, отличающийся согласованностью действий властей и отсутствием конфликтов. В ходе реформы Совет Федерации стал политической средой, в которой произрастали «институты», имевшие прямое отношение к сохранению государственной власти и ее перераспределению в пользу Президента. Президентская власть окрепла, перестала зависеть от губернаторов, занимавших порой собственную, отличную от органов власти позицию по ряду вопросов государственной жизни. Верхняя палата Федерального Собрания стала утрачивать самостоятельность. Утрата влияния региональных лидеров на центральную власть была частично компенсирована предложением принять участие в новом органе власти - Государственном Совете при Президенте России.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы