Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Развитие малого предпринимательства |
Страница 6 из 63
Развитие малого предпринимательства В русле реформ особую актуальность и значимость приобретают развитие и поддержка малого предпринимательства как одно из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых дополнительных рабочих мест. 19 февраля 2000 г. Правительство утвердило программу деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг. Среди приоритетных направлений программа предусматривала необходимость юридической поддержки малого бизнеса, активизацию деятельности малых предприятий и международную кооперацию в сфере малого бизнеса, а так же ряд других мер. Одним из наиболее действенных институтов кредитования малого предпринимательства, в том числе предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), считалась программа Европейского банка реконструкции и развития, который совместно с другими организациями выделил на эти цели 300 млн долл.[10] Ключ к формированию современного малого бизнеса Правительство видело в установлении тесного взаимодействия малого предпринимательства с кредитными институтами. Главным источником заемных ресурсов для малых предприятий было банковское кредитование. Но кредиты, предоставленные банками России экономике в целом, составляли всего около 15% ВВП (в США – 70%, Японии – 55%, в среднем по странам Евросоюза – 125%, в Чехии – 60:, в Польше – 35%)[11]. Многие российские банки и специализированные фонды из-за высокого уровня кредитных рисков неохотно занимаются кредитованием, хотя формально заявляют о содействии малому бизнесу. Активы отечественных банков всего лишь на 30% состоят из кредитов предприятиям и организациям, огромные средства банки держат за рубежом в иностранных активах. И все же в сфере малого предпринимательства властям удалось добиться определенного перелома. На современном этапе экономической системы можно выделить следующие характерные трансформационные особенности отношений собственности малого предприни-мательства в России: - возникновение собственников малых предприятий; - становление крестьянских (фермерских) хозяйств; - возникновение «челноков» и мелких торговцев (не зарегистрированных как малые предприятия), на которые приходится значительная доля оборота товаров; - наличие большого количества физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые подпадают под понятие субъекта малого предпринимательства[12]. Власти неоднократно высказывались в поддержку малого бизнеса. Однако четко выраженная стратегия его развития и интеграции в экономику пока отсутствует.
|