Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Проблемы экономического роста

Проблемы экономического роста

Рост российской экономики очевиден. Достигнутые показатели нельзя отрицать, они вызывают обоснованный оптимизм, находят широкую поддержку среди граждан России, что и продемонстрировали парламентские 2003 г. и президентские 2004 г. выборы. Чтобы не отстать окончательно от постиндустриальных стран (стран постиндустриального общества) и решить социальные проблемы, необходимо, полагает власть, удвоить ВВП в течение 10 лет. Решение такой задачи требует проведения в жизнь продуманной государственной политики, способной увеличить общий приток капиталов в страну: дать импульс инновационному развитию российской экономики. Важные шаги по углублению рыночных преобразований, сделанные в 2000-2004 гг., новые инициативы в экономической и административной сферах позволили значительно усилить социальную направленность проводимой в жизнь политики. Однако возникают проблемы, по поводу которых неоднократно высказывали озабоченность руководство страны, а также российские и зарубежные ученые.

Первое. Увеличение ВВП наряду с ростом инвестиций (в 2003 г. – 12%) произошло во многом за счет внешних факторов: во-первых, высоких цен на экспорт сырья, во-вторых, рекордного за постсоветский период увеличения объемов его добычи (420 млн т нефти в 2003 г.). Так, динамика цен на нефть марки «Brent» в 2001-2003 гг. составляла в 2001 г. – 24,5 долл./барр., в 2002 – 25, в 2003–28,6 долл./барр. По данным международной нефтяной биржи (Лондон) цена на нефть марки Urals в ноябре-декабре 2003 г. и в январе 2004 г. продолжала оставаться высокой[31]. Уменьшение объема добычи нефти и газа и мировых цен может отрицательно повлиять на экономический рост страны. По прогнозам Института мировой экономики и международных отношений, Россия впервые с 1998 г. может столкнуться с ситуацией, когда внешние факторы роста ослабеют, а внутренние еще не окрепнут, и в результате темпы роста экономики снизятся[32]. Руководство страны стремится сохранить высокие темпы экономического роста, сделав основной акцент на внутренние факторы. В этой связи оно уделяет большое внимание оборонно-промышленному комплексу, который имеет интеллектуальный потенциал, способный решать проблемы не только военного, но и гражданского характера.

Второе. Несмотря на успехи, экономический рост остается в основном экстенсивным. Экономика России сохраняет сырьевую направленность. Получая меньшую на порядок прибыль, чем сырьевые, промышленные предприятия показывают по сравнению с ними более низкую рентабельность.

Третье. По некоторым оценкам, уже к 2008 г. будут исчерпаны возможности роста экономики на базе унаследованных от СССР мощностей и иных резервов, в том числе квалифицированных кадров, «завершится качественный переход: проедание советского наследства закончится, и натуральные ограничения развития впервые и внезапно для государства станут более важными, чем финансовые»[33].

Четвертое. Негативным является избыточное присутствие государства в экономике. Рывок последних четырех лет свидетельствует, что власть стремится изменить положение дел во многих сферах экономической жизни, обновить принципы государственной промышленной политики.

Пятое. Возрастание давления на бизнес провоцирует относительно низкую склонность к инвестициям, инициирует вместо развития предприятий и улучшения их финансового положения вывоз капитала и процесс потребления. Так, владельцы сырьевых компаний капиталовложениям в обустройство добычи сырья предпочитают вывоз прибылей за границу.

Шестое. Отрицательным фактором является пусть и незначительное, но все же замедление в 2003 г. роста потребительского сектора. Несмотря на сокращение числа людей, находящихся за официально установленной чертой бедности, доходы каждого пятого россиянина остаются ниже этого уровня. По данным социологических исследований, 17% населения не хватает денег на еду, 5,2% – на одежду, 87% – на бытовые товары длительного пользования.

Седьмое. Несмотря на снижение шкалы налогов, уменьшение таможенных пошлин, ужесточение борьбы с нелегальным отмыванием доходов, имеет место уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Называются цифры вплоть до 40%. За последние 15 лет из России разными путями утекли сотни миллиардов долларов. При этом до 95% коррупционных деяний не регистрируется, не расследуется и не наказывается. В этих условиях все большую актуальность приобретает задача: вывести доходы многих секторов экономики из «тени».

Восьмое. Российское законодательство не отвечает мировой тенденции ужесточения мер по борьбе с коррупцией. Конвенция ООН (Организация Объединенных Наций) против коррупции относит к этому преступному явлению хищение имущества, отмывание доходов от преступлений, незаконное обогащение, увод за рубеж незаконно приобретенных крупных активов, ставящих под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие государства. В российском же законодательстве нет правового определения коррупции, и в целом оно не соответствует подписанным Россией международно-правовым документам: Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенции ООН против коррупции (2003 г.). Россия до сих пор ратифицировала не все эти документы и не подписала Конвенции Совета Европы по гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.). В декабре 2003 г., когда Конвенция ООН регламентировала требования по возвращению активов, в том числе конфискации имущества коррупционеров, конфискация имущества как вид наказания была исключена из Уголовного Кодекса РФ, сохранившись в урезанном виде лишь в Уголовно-процессуальном кодексе. По причине этого России сложнее, чем многим другим странам, выполнять обязательства по борьбе с коррупцией на основе норм международного права. Одна из важнейших задач руководства страны – наращивание усилий по борьбе с коррупцией, перенесению мирового передового опыта в российское законодательство, приведение его в соответствие с международными требованиями, как того требует Конституция РФ, закрепляющая приоритет норм международного права.

В 2000-2003 гг. в России наблюдался устойчивый экономический рост, составивший в 2003 г. 7 процентов, в первой половине 2004 г. эти темпы роста сохранялись, инфляция в 2003 г. сократилась на 12 процентов, рост ВВП составил 7,3 процента. Все эти показатели, внушавшие россиянам оптимизм, стали результатом проведения в жизнь более десяти реформ, находящихся ныне на разной стадии реализации. Однако нерешенность старых проблем и новые глобальные вызовы, необходимость достижения поставленных целей, проведение очередного этапа экономических реформ ставят руководство страны перед необходимостью коренной модернизации экономики и общества, которая позволит обеспечить дальнейший экономический рост и создать устойчивую базу повышения уровня жизни граждан. Президент поставил перед государством и обществом стратегическую цель – вернуться в группу конкурентоспособных высокоразвитых держав, осуществить прорыв в будущее. Этот прорыв необходим, чтобы справиться с серьезными вызовами. Ключ к решению большинства поставленных проблем – в политической сфере. Перспективы политической модернизации в структуре системных преобразований переходного периода видятся в решении масштабных задач укрепления демократической государственности, формирования институтов и политической культуры, обеспечивающих политический плюрализм, создание эффективной системы федерального управления и местного самоуправления.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы