Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Приватизация |
Страница 5 из 63
Приватизация Приватизацию власть рассматривала как важнейшее направление формирования экономических укладов в России – изменение формы собственности, процесс передачи ее в частные руки. В приватизационном процессе 2000-2004 гг. следует выделить два новых момента. Первый из них состоит в том, что в системе социально-экономических отношений, избранных в качестве стратегии общественного развития, акцент был сделан на наметившийся процесс разгосударствления, означающий не только приватизацию, но и, в отличие от периода т.н. «активной приватизации», значимую роль государства в создании и институциональном оформлении благоприятных условий для формирования многоукладности экономики. Второй – в том, что все чаще на передний план выступает не столько сама приватизация как процесс передачи государственной собственности в частные руки, сколько рациональность использования собственности, целесообразность и эффективность этого процесса в интересах всего общества, а не отдельных социальных групп. Приватизация все в большей степени нацеливается на решение долговременных проблем. По данным Госкомстата, в государственной собственности в 2001 г. находилось еще 45 процентов основных фондов, из них в промышленности такие предприятия составляли всего около 3 процентов[7]. Около 30 процентов ВВП в том же году производилось в госсекторе (в странах Европы этот показатель колеблется от 23,2% до 8,3%). Государственное регулирование многих сфер экономической деятельности, становление многоукладности, основанной на многообразии форм собственности, формирование комплексного механизма регулирования экономического развития и ряд других мер на современном этапе Российского государства являются его характерными трансформационными особенностями. В условиях, когда наступила стабильность, а бюджет выполнялся с профицитом (превышение доходов над расходами), тема приватизации вновь вышла на первый план. По способам приватизации и формам собственности структура приватизированного государственного и муниципального имущества в 2001 г. выглядела следующим образом[9]: - число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий и организаций: всего – 2287, в том числе по формам собственности: федеральная – 125, субъектов РФ – 231, муниципальная – 1931; - структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в %: продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе – 73,9, из нее продажа имущества ликвидированных предприятий – 3,6, недвижимости – 59,1, земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий – 4,9; - выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду (в %): арендаторам в соответствии с договором об аренде – 20,0. Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации: работникам общества – 3,2, на специализированном аукционе – 0,4, на аукционе и коммерческом конкурсе – 1,3; - преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности – 0,5%; - внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ – 0,7%; - отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций – 0. Принципиальное значение имеют способы и экономические механизмы, с помощью которых осуществляются приватизационные проекты. Предприятия, вызывающие у инвесторов высокий инвестиционный интерес и спрос, будут реализовываться на аукционах. В этой связи предусматривалось проведение специализированных аукционов по продаже за пределами России производных ценных бумаг-сертификатов на право приобретения акций российских открытых акционерных обществ. Предприятия, на которые нет высокого инвестиционного спроса, но являющиеся, тем не менее, привлекательными для инвесторов, будут продаваться на конкурсах с инвестиционными условиями. Для предприятий, на которые имеется низкий инвестиционный спрос, закон предусматривал продажу акций на бирже, комиссионную продажу, прямую продажу, продажу арендатору на основании договора и другие формы.
|