Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Приватизация

Приватизация

Приватизацию власть рассматривала как важнейшее направление формирования экономических укладов в России – изменение формы собственности, процесс передачи ее в частные руки. В приватизационном процессе 2000-2004 гг. следует выделить два новых момента. Первый из них состоит в том, что в системе социально-экономических отношений, избранных в качестве стратегии общественного развития, акцент был сделан на наметившийся процесс разгосударствления, означающий не только приватизацию, но и, в отличие от периода т.н. «активной приватизации», значимую роль государства в создании и институциональном оформлении благоприятных условий для формирования многоукладности экономики. Второй – в том, что все чаще на передний план выступает не столько сама приватизация как процесс передачи государственной собственности в частные руки, сколько рациональность использования собственности, целесообразность и эффективность этого процесса в интересах всего общества, а не отдельных социальных групп. Приватизация все в большей степени нацеливается на решение долговременных проблем.

По данным Госкомстата, в государственной собственности в 2001 г. находилось еще 45 процентов основных фондов, из них в промышленности такие предприятия составляли всего около 3 процентов[7]. Около 30 процентов ВВП в том же году производилось в госсекторе (в странах Европы этот показатель колеблется от 23,2% до 8,3%). Государственное регулирование многих сфер экономической деятельности, становление многоукладности, основанной на многообразии форм собственности, формирование комплексного механизма регулирования экономического развития и ряд других мер на современном этапе Российского государства являются его характерными трансформационными особенностями.

В условиях, когда наступила стабильность, а бюджет выполнялся с профицитом (превышение доходов над расходами), тема приватизации вновь вышла на первый план.
31 августа 2000 г. Правительство утвердило изменения в законодательстве о приватизации.
30 ноября 2001 г. Госдума приняла Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»[8], создавший правовую базу в отношении порядка приватизации, ее направлений, способов и условий в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества.

По способам приватизации и формам собственности структура приватизированного государственного и муниципального имущества в 2001 г. выглядела следующим образом[9]:

- число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий и организаций: всего – 2287, в том числе по формам собственности: федеральная – 125, субъектов РФ – 231, муниципальная – 1931;

- структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в %: продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе – 73,9, из нее продажа имущества ликвидированных предприятий – 3,6, недвижимости – 59,1, земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий – 4,9;

- выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду (в %): арендаторам в соответствии с договором об аренде – 20,0. Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации: работникам общества – 3,2, на специализированном аукционе – 0,4, на аукционе и коммерческом конкурсе – 1,3;

- преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности – 0,5%;

- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ – 0,7%;

-      отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций – 0.

Принципиальное значение имеют способы и экономические механизмы, с помощью которых осуществляются приватизационные проекты. Предприятия, вызывающие у инвесторов высокий инвестиционный интерес и спрос, будут реализовываться на аукционах. В этой связи предусматривалось проведение специализированных аукционов по продаже за пределами России производных ценных бумаг-сертификатов на право приобретения акций российских открытых акционерных обществ. Предприятия, на которые нет высокого инвестиционного спроса, но являющиеся, тем не менее, привлекательными для инвесторов, будут продаваться на конкурсах с инвестиционными условиями. Для предприятий, на которые имеется низкий инвестиционный спрос, закон предусматривал продажу акций на бирже, комиссионную продажу, прямую продажу, продажу арендатору на основании договора и другие формы.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы