Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.) |
Страница 19 из 63
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.) Восьмилетний период проведения реформ начала 90-х годов при всей их противоречивости свидетельствовал о том, что Россия в политической сфере выходила на качественно новый этап развития. К концу 1999 - началу 2000 г. в России уже был создан и действовал комплекс институтов и норм, в рамках которых осуществлялась государственная власть и протекала общественная и политическая жизнь граждан, появились новые общественные институты, к которым, прежде всего, следует отнести политические организации. На референдуме 12 декабря 1993 г. принята Конституция, закрепившая переход к демократии и рыночной экономике, основы новой политической системы, фундаментальные принципы организации власти, в том числе принцип разделения властей, идеологический и политический плюрализм и т.д. С другой стороны, восьмилетний период проведения реформ, несмотря на вносимые в них коррективы, оказался тяжелым не только для народного хозяйства, но и для внутриполитической жизни. Накануне прихода В. Путина к власти вся политическая система была поражена жесточайшим кризисом: обострились политические противоречия, медленно, но неуклонно поднималась волна общественного недовольства, имели место разброд и разочарование, отход от ельцинской политики. Политическая модель давала сбои, в долгосрочной перспективе она оказалась нежизнеспособной. В регионах развивались процессы сепаратизма (отделения), набирали обороты процессы разложения государственности, отсутствовал механизм цивилизованной передачи власти, не было должного контроля общества над государством. Дело дошло до того, что отдельные регионы отказывались отчислять налоги в Федеральный бюджет, требовали «так называемых собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем, региональных денежных единиц»[34]. Неизбежным следствием такого положения дел стали деструктивные процессы разложения государственности и произвол властей, от которых страдали люди. На политическое состояние страны оказывал влияние и ряд других негативных факторов. Летом 1999 г. банды террористов совершили открытое нападение на Дагестан; они были разгромлены, но цели войсковой операции не были полностью достигнуты. Власти заявили об окончании военной фазы операции в Чечне, но в республике не прекращались кровавые вылазки боевиков, гремели взрывы не только в самой Чечне, но и в других городах. В течение 2000 г. по состоянию на июль, по данным временного пресс-центра Министерства внутренних дел на Северном Кавказе, на территории Чечни было задержано 11417 лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, из них 1183 членов вооруженных бандформирований, конфисковано более 52 тонн взрывчатых веществ, 3000 взрывных устройства и более 980 тыс. боеприпасов[35]. Все это свидетельствовало об ухудшении социально-политической ситуации. Не случайно после терактов в Буденновске, Кизляре, Волгодонске, Буйнакске, Махачкале, Москве, Грозном в обществе резко возрос накал дискуссии вокруг возможности отмены действующего в России моратория на смертную казнь. За отмену моратория высказались многие политические деятели, в том числе члены Федерального Собрания РФ. В августе 2000 г. произошло еще несколько трагических событий. 15 августа в переходе под Пушкинской площадью взорвалась бомба, в результате несколько человек погибло и около 200 были ранены. 13 августа в ходе испытания нового оружия, при загадочных обстоятельствах погибла современная атомная подлодка «Курск». По некоторым источникам, она была торпедирована одной из западных субмарин. Общество было потрясено трагедией, бессилием и бездействием властей, высоких армейских чиновников. Членов экипажа подлодки «Курск» хоронили всей страной. 22 августа того же года Президент России В. Путин провел встречу с родственниками погибших моряков с атомной подлодки, в которой приняли участие более четырехсот человек. В числе прочих вопросов были обсуждены и проблемы оказания помощи семьям погибших со стороны Правительства. В конце августа вспыхнул пожар на Останкинской башне, оставивший значительную часть страны без программ центрального телевидения. Различные районы страны то и дело поражали всевозможные стихийные бедствия и промышленные катастрофы. Следовало срочно выправлять ситуацию и одновременно защищать целостность страны. Путь к решению этой задачи руководство страны видело в укреплении государства, сильной государственной власти, достижении гражданского согласия. Курс Президента был направлен на утверждение «диктатуры закона» и государства, ослабление криминальной олигархии (круга крупнейших капиталистов), упорядочение партийной системы. Вопрос состоял в том, удастся ли преодолеть негативные тенденции, включая и порожденные характером президентской власти, создавшей дисбаланс между ветвями власти, неэффективность функционирования системы сдержек и противовесов.
|