Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Отношения с США |
Страница 53 из 63
Отношения с США Для успеха начатых в России преобразований, улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности большое значение имеют отношения с США – крупнейшей державой мира, стремящейся сформировать международный порядок, который в наибольшей степени отвечал бы ее национальным интересам. Россия и США заинтересованы в нахождении ответов на новые вызовы и риски, такие, как международный терроризм, контроль над вооружениями, проблемы нераспространения оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование наиболее опасных региональных конфликтов. На этом пути встречаются трудности и разногласия, порой серьезные и принципиальные. Так, международный порядок, который выстраивает Вашингтон, представляет собой воплощение лидерства США, что сохраняет, а порой даже усиливает, геополитические разногласия и различие подходов к урегулированию узловых международных проблем, провоцирует в международной системе дополнительные противоречия и расхождения, в том числе, по таким важным вопросам, как отношение к ООН, разоружение, региональная безопасность и ряд других. Вот почему российско-американские отношения представляет собой сложное переплетение не только сотрудничества и взаимодействия, но и противоборства, разногласия и непонимания. При этом камнем преткновения во взаимоотношениях между США и Россией являются не только американские претензии на гегемонию в мире, но и происходившие в России процессы, прежде всего, неадекватность, по мнению Запада, действий российских войск в Чечне задачам борьбы с терроризмом, нарушение здесь прав человека и др. Администрация Дж. Буша с момента его прихода к власти в январе 2001 г. изначально ужесточила подход к России. Западные СМИ в то время прозрачно намекали на «авторитарные замашки» Президента РФ, на якобы пренебрежение В. Путина к своим политическим соперникам, антидемократичность избирательных кампаний в России и т.п. В свою очередь Россия считала, что реализация имперской политики США не соответствует национальным интересам нашей страны. Она критически отнеслась к политике США и НАТО на Балканах, где разгорелся этнический конфликт между албанцами и сербами. События в Косово и разный подход к разрешению конфликта, а также подписание российско-китайского договора ухудшили и без того прохладные отношения между странами. В противовес Вашингтону, Москва выступила за строительство многополярного мира, о чем свидетельствует и принятая в 2000 г. внешнеполитическая доктрина, где подчеркивалось, что Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира. Осложнению отношений способствовали и т.н. «шпионские скандалы» как в США, так и в России. В обеих странах были задержаны граждане, которые подозревались в работе на иностранные разведки. В начале 2001 г. по просьбе швейцарского правосудия в США задержали секретаря Союзного государства России и Белоруссии П. Бородина, которому предъявили обвинения, неадекватные с точки зрения российского правосудия. Секретарю Союзного государства пришлось некоторое время провести в тюрьме. 13 февраля 2001 г. был опубликован доклад ЦРУ, где утверждалось, что от России исходит ядерная угроза безопасности США. В результате в США начался новый виток антироссийской кампании, заговорили о выходе страны из Договора 1972 г. о противоракетной обороне. Однако этот опасный поворот к новой «холодной войне» общими усилиями удалось преодолеть, в результате чего развитие российско-американских отношений пошло по иному, более благоприятному для России руслу. Во многом этому способствовали два обстоятельства: личная встреча В. Путина с новым президентом США Дж. Бушем и сентябрьские события 2001 г. в США. Первая личная встреча В. Путина и Дж. Буша состоялась 16 июня 2001 г. в Сараево. Ее итогом стало лучшее понимание США международных позиций России, в том числе по чеченской проблеме. США дали понять, что они не рассматривают Россию в качестве страны, откуда исходит главная угроза миру и безопасности США. Выяснилось, что можно договориться и по проблеме выхода США из договора ПРО, несмотря на различный подход. Вместе с тем, встреча показала, что в отношениях между странами остаются открытыми немало вопросов. Отчетливо прослеживались различия в подходах к актуальным проблемам мировой политики. Активный диалог с США по широкому кругу проблем стал определяющим для изменения отношений к России со стороны как этой страны, так и многих других государств, ориентировавшихся на крупнейшую державу мира. Совместные практические действия американской и российской дипломатии способствовали выводу России из некоторой международной изоляции. Более активно стал развиваться переговорный процесс по основным политическим, военным и экономическим вопросам. Продвигались и стали приобретать более конкретный характер переговоры о вступлении России в ВТО. Россия стала полноправным членом «восьмерки» ведущих государств мира. 26-27 июня 2002 г. она приняла участие в саммите ведущих государств мира, проходившем в формате «большой восьмерки», а не по формуле «семь плюс один». Было принято решение о проведении заседания «большой восьмерки» 2006 г. в России, которая будет председательствовать на этом саммите, и к этому она уже готовится. В июне 2002 г. США признали Россию страной с рыночной экономикой, в ноябре того же года и страны Евросоюза признали российскую экономику рыночной. 11 ноября 2002 г. международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в Париже (FATF) исключила Россию из «черного списка» стран, которые не сотрудничают активно в деле противодействия отмыванию «грязных денег». Все это и другие новые аспекты в отношении к России способствовали укреплению ее престижа на мировой арене, изменению отношений мирового бизнеса к стране. Одна из важнейших предпосылок в целом успешного развития отношений со странами Запада заключалась в том, что США в своей внешнеполитической доктрине декларировали отказ от конфронтации с Россией. Одновременно президент США обратился к конгрессу с просьбой отменить ограничения на продажу современных технологий введенные против СССР еще в 70-80-е годы. Однако ограничения продолжали действовать. США стремились закрепить за собой роль мирового лидера. Вместе с тем важнейшее условие в продвижении к этой цели они видели в том, чтобы Россия, сохраняющая достаточный для обеспечения безопасности внутриполитический и военный потенциал, не выступала их оппонентом. В России они хотели видеть долгосрочного партнера. Россия, в свою очередь, была заинтересована в сохранении неконфронтационных отношений с США. В этом отношении прорывным оказался российско-американский саммит в мае 2002 г. 20 сентября 2002 г. в США состоялось первое такое заседание. Возникновение транснациональной угрозы терроризма, нашедшей наиболее отчетливое выражение в трагических событиях 11 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке, способствовало сближению России с США в рамках антитеррористической коалиции.
|