Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Отношения с США

Отношения с США

Для успеха начатых в России преобразований, улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности большое значение имеют отношения с США – крупнейшей державой мира, стремящейся сформировать международный порядок, который в наибольшей степени отвечал бы ее национальным интересам. Россия и США заинтересованы в нахождении ответов на новые вызовы и риски, такие, как международный терроризм, контроль над вооружениями, проблемы нераспространения оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование наиболее опасных региональных конфликтов. На этом пути встречаются трудности и разногласия, порой серьезные и принципиальные. Так, международный порядок, который выстраивает Вашингтон, представляет собой воплощение лидерства США, что сохраняет, а порой даже усиливает, геополитические разногласия и различие подходов к урегулированию узловых международных проблем, провоцирует в международной системе дополнительные противоречия и расхождения, в том числе, по таким важным вопросам, как отношение к ООН, разоружение, региональная безопасность и ряд других. Вот почему российско-американские отношения представляет собой сложное переплетение не только сотрудничества и взаимодействия, но и противоборства, разногласия и непонимания. При этом камнем преткновения во взаимоотношениях между США и Россией являются не только американские претензии на гегемонию в мире, но и происходившие в России процессы, прежде всего, неадекватность, по мнению Запада, действий российских войск в Чечне задачам борьбы с терроризмом, нарушение здесь прав человека и др.

Администрация Дж. Буша с момента его прихода к власти в январе 2001 г. изначально ужесточила подход к России. Западные СМИ в то время прозрачно намекали на «авторитарные замашки» Президента РФ, на якобы пренебрежение В. Путина к своим политическим соперникам, антидемократичность избирательных кампаний в России и т.п. В свою очередь Россия считала, что реализация имперской политики США не соответствует национальным интересам нашей страны. Она критически отнеслась к политике США и НАТО на Балканах, где разгорелся этнический конфликт между албанцами и сербами. События в Косово и разный подход к разрешению конфликта, а также подписание российско-китайского договора ухудшили и без того прохладные отношения между странами. В противовес Вашингтону, Москва выступила за строительство многополярного мира, о чем свидетельствует и принятая в 2000 г. внешнеполитическая доктрина, где подчеркивалось, что Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира.

Осложнению отношений способствовали и т.н. «шпионские скандалы» как в США, так и в России. В обеих странах были задержаны граждане, которые подозревались в работе на иностранные разведки. В начале 2001 г. по просьбе швейцарского правосудия в США задержали секретаря Союзного государства России и Белоруссии П. Бородина, которому предъявили обвинения, неадекватные с точки зрения российского правосудия. Секретарю Союзного государства пришлось некоторое время провести в тюрьме.

13 февраля 2001 г. был опубликован доклад ЦРУ, где утверждалось, что от России исходит ядерная угроза безопасности США. В результате в США начался новый виток антироссийской кампании, заговорили о выходе страны из Договора 1972 г. о противоракетной обороне. Однако этот опасный поворот к новой «холодной войне» общими усилиями удалось преодолеть, в результате чего развитие российско-американских отношений пошло по иному, более благоприятному для России руслу. Во многом этому способствовали два обстоятельства: личная встреча В. Путина с новым президентом США Дж. Бушем и сентябрьские события 2001 г. в США.

Первая личная встреча В. Путина и Дж. Буша состоялась 16 июня 2001 г. в Сараево. Ее итогом стало лучшее понимание США международных позиций России, в том числе по чеченской проблеме. США дали понять, что они не рассматривают Россию в качестве страны, откуда исходит главная угроза миру и безопасности США. Выяснилось, что можно договориться и по проблеме выхода США из договора ПРО, несмотря на различный подход. Вместе с тем, встреча показала, что в отношениях между странами остаются открытыми немало вопросов. Отчетливо прослеживались различия в подходах к актуальным проблемам мировой политики.

Активный диалог с США по широкому кругу проблем стал определяющим для изменения отношений к России со стороны как этой страны, так и многих других государств, ориентировавшихся на крупнейшую державу мира. Совместные практические действия американской и российской дипломатии способствовали выводу России из некоторой международной изоляции. Более активно стал развиваться переговорный процесс по основным политическим, военным и экономическим вопросам. Продвигались и стали приобретать более конкретный характер переговоры о вступлении России в ВТО. Россия стала полноправным членом «восьмерки» ведущих государств мира. 26-27 июня 2002 г. она приняла участие в саммите ведущих государств мира, проходившем в формате «большой восьмерки», а не по формуле «семь плюс один». Было принято решение о проведении заседания «большой восьмерки» 2006 г. в России, которая будет председательствовать на этом саммите, и к этому она уже готовится.

В июне 2002 г. США признали Россию страной с рыночной экономикой, в ноябре того же года и страны Евросоюза признали российскую экономику рыночной. 11 ноября 2002 г. международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в Париже (FATF) исключила Россию из «черного списка» стран, которые не сотрудничают активно в деле противодействия отмыванию «грязных денег». Все это и другие новые аспекты в отношении к России способствовали укреплению ее престижа на мировой арене, изменению отношений мирового бизнеса к стране.

Одна из важнейших предпосылок в целом успешного развития отношений со странами Запада заключалась в том, что США в своей внешнеполитической доктрине декларировали отказ от конфронтации с Россией. Одновременно президент США обратился к конгрессу с просьбой отменить ограничения на продажу современных технологий введенные против СССР еще в 70-80-е годы. Однако ограничения продолжали действовать. США стремились закрепить за собой роль мирового лидера. Вместе с тем важнейшее условие в продвижении к этой цели они видели в том, чтобы Россия, сохраняющая достаточный для обеспечения безопасности внутриполитический и военный потенциал, не выступала их оппонентом. В России они хотели видеть долгосрочного партнера. Россия, в свою очередь, была заинтересована в сохранении неконфронтационных отношений с США.

В этом отношении прорывным оказался российско-американский саммит в мае 2002 г.
В. Путиным и Дж. Бушем по итогам встречи была подписана Декларация о стратегическом партнерстве РФ и США. В Декларации была подчеркнута необходимость сохранения неконфронтационных, партнерских отношений между обеими странами. Предусматривалось проведение заседания Консультативной группы на уровне министров иностранных дел и обороны по актуальным международным проблемам.

20 сентября 2002 г. в США состоялось первое такое заседание. Возникновение транснациональной угрозы терроризма, нашедшей наиболее отчетливое выражение в трагических событиях 11 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке, способствовало сближению России с США в рамках антитеррористической коалиции.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы