Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Новая реформа партийной системы

Новая реформа партийной системы

Реформа партийной системы – не единовременный акт. К ней власть шла постепенно. Несколько условно в ней можно выделить три этапа.

Первый этап связан с начальным периодом президентства В. Путина, с принятием Закона о политических партиях. Партии не получили никаких реальных рычагов власти, но законодатели официально закрепили их юридический статус.

Второй этап начался в ходе предвыборной кампании 2003 г. Были приняты поправки, согласно которым на выборах в Государственную Думу в 2007 г. порог прохождения партий и блоков будет составлять 7%, а не 5%, как на всех прежних выборах, начиная с 1993 г. До сентября 2004 г. действовавшее законодательство не запрещало высшим государственным чиновникам состоять в той или иной партии рядовыми, но не позволяло пользоваться служебным положением в ходе предвыборной кампании. Однако обычно государственные чиновники с получением значительной должности в исполнительной власти немедленно приостанавливали свое членство в партии «Единая Россия». Руководство партии включало всех реальных лидеров в состав Высшего Совета, наделив его лишь консультативными функциями. Поэтому формально такие лица выступали как эксперты и сочувствующие партии, а не как руководители. 24 сентября Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству одобрил поправки в Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», согласно которым членам Кабинета министров разрешалось занимать руководящие должности в политических партиях. 13 октября того же года Государственная Дума признала полностью законной партийность министров.

13 сентября 2004 г. Президент внес предложение, положившее начало новой реформе партийной системы. Она предусматривает замену ныне действующей смешанной системы выборов думских депутатов пропорциональной системой: с 2007 г. Государственная Дума будет избираться исключительно по спискам партий и блоков. В. Путин отметил, что введение пропорциональной системы выборов необходимо в интересах укрепления политической системы страны. Это – третий этап реформы.

По мнению некоторых политологов, инициатива Президента является известным выходом за пределы конституционного поля. Однако пропорциональная система выборов в законодательный орган или в одну из его палат не является отходом от принципов демократии как политической системы и как формы власти. Формирование парламентской системы по партийному принципу существует во многих странах, относимых к категории демократических и правовых: в Австрии, Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Швеции, Финляндии и в других[111]. В более чем 40 странах, в том числе в США, Великобритании и Франции, принята мажоритарная система выборов (по большинству голосов в округе) в парламент, в Германии, Испании и некоторых других демократических странах – смешанная система выборов. Иными словами, нет единого типа избирательной системы, соответствие которому определяло бы степень демократичности того или иного государства и его приверженности верховенству права. При замене одной системы выборов другой главное (и это подтверждает опыт Италии и Новой Зеландии) заключается не в самой форме (пропорциональной, мажоритарной или смешанной), а в содержании, в воплощении общего признака демократии, единодушно признанного сторонниками разных концепций, согласно которому сувереном (носителем верховной власти) признается только народ. Поэтому принципиально важно, чтобы между властью и обществом не возникло «непроходимой стены». Осуществление реформы не должно нарушать процесса свободного волеизъявления граждан и вести к умалению их прав и свобод.

13 октября того же года в Госдуму был внесен проект поправок к Закону о политических партиях, предусматривающий увеличение минимальной численности партии с 10 до 50 тыс. членов и минимальной численности регионального отделения партии со 100 до 500 членов (как минимум, в половине субъектов Федерации) и 250 членов (в остальных регионах). Довести свою численность до нового необходимого минимума существующие партии должны до 1 января 2006 г. Если партия не сможет выполнить указанное требование законодателя, то она должна ликвидироваться или преобразоваться в общественное движение, не имеющее права участвовать в выборах. На октябрь 2004 г. Минюстом зарегистрированы 47 партий. Шесть из них – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и составляющие блок «Родина» партия «Народная воля», «Социалистическая единая партия России» (СЕПРО) и партия «Родина» представлены фракциями в Госдуме. Но не все из этих партий могут гарантированно подтвердить наличие необходимой для участия в выборах численности своих членов. Всем этим партиям, за исключением, пожалуй, «Единой России» и КПРФ, необходимо довести свою численность до необходимого минимума.

Партийные руководители давали предстоящей реформе различную оценку. Одни ее поддерживали (секретарь Генсовета «Единой России» Богомолов, председатель ЛДПР В. Жириновский, председатель партии «Родина» Д. Рогозин), других тревожила перспектива искусственного сокращения числа партий, опасность возвращения к однопартийной системе (зампред ЦК КПРФ И. Мельников, руководитель «Яблока» Г. Явлинский). Это особенно отчетливо проявилось во время парламентских слушаний «Практика проведения выборов в России», состоявшихся 19 октября 2004 г. в Госдуме, где Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) А. Вешняков изложил в контексте инициатив Президента предложения по реформе избирательного законодательства.

Председатель ЦИК предложил заменить смешанную систему формирования Госдумы на исключительно пропорциональную, изменить структуру формирования партийных списков, сократив их федеральную часть до трех человек, привязав, таким образом, избираемых кандидатов к регионам. Он выступил за предоставление при формировании списков гораздо больших прав региональным отделениям партий, а также за разрешение им создавать собственные избирательные фонды. Депутатов, которые не будут работать в своих регионах, предполагается лишать мандатов решением суда. Мандата лишается также депутат, перешедший в другую фракцию. Все эти нововведения обусловлены, по мнению А. Вешнякова, необходимостью развивать партии и внутрипартийную демократию, а так же укреплять демократию в обществе.

Большинство участников слушаний выразили позитивное отношение к предлагаемой реформе. Часть выразила в той или иной степени сомнения как в отношении самой реформы, так и оптимизма властей по поводу партийного строительства. Развитие парламентской демократии по партийному принципу, очевидно, не сможет исключить некоторые недостатки и «слабости», свойственные пропорциональной системе выборов (приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов, сравнительно широкие возможности подкупа партийных и должностных лиц, лишение избирателя возможности иметь представителя-одномандатника на уровне власти и др.). Вместе с тем осуществление новой партийной реформы приведет, очевидно, к тому, что политическая система станет в большей степени управляемой со стороны правящей власти. Она придаст политическим партиям дополнительную ответственность и в то же время приведет к резкому сокращению общей численности политических партий. По некоторым оценкам, в результате этой реформы из 47 зарегистрированных Минюстом партий могут сохраниться не более десяти.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы