Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Концепция внешней политики Российской Федерации

Концепция внешней политики Российской Федерации

В таких условиях Россия, не обладавшая необходимыми ресурсами противостояния США и проводившая политику сотрудничества с Западом, должна была в соответствии с международно-правовыми документами, в том числе Декларацией тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 г., занять единственно правильную позицию, учитывающую как нормы международного права, так и национальные интересы страны. По этой причине и с учетом указанных выше обстоятельств, новых реалий и вызовов необходимо было внести соответствующие изменения в концепцию внешней политики.

Принятие новой концепции внешней политики объяснялось и тем, что, во-первых, международная обстановка, сложившаяся к началу нового тысячелетия, требовала переосмысления общей ситуации, в том числе вокруг Российской Федерации, а также приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Во-вторых, наряду с определенным укреплением международных позиций России проявились и негативные тенденции. Не оправдались, например, некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений страны с окружающим миром в том виде, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. и в других документах.

28 июня 2000 г. Президент РФ утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации[116]. Наряду с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., Военной доктриной, развивающей положения национальной безопасности, новая Концепция внешней политики представляет собой систему взглядов власти на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России и пути реализации ее долгосрочных национальных интересов на международной арене. Ее правовую базу составляют Конституция РФ, Федеральные законы, другие нормативные правовые акты страны, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, Концепция национальной безопасности, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса страны провозглашается защита интересов личности, общества и государства[117]. Поэтому главные усилия, согласно Концепции, должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращение возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

- поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

- содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

В Концепции отмечается, что на рубеже веков в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России, усиливается тенденция к созданию и сохранению однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности (орган ООН) и ООН в целом. Имеет место применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов, что не способствует устранению глубинных социально-экономических, межэтнических и других противоречий, лежащих в основе конфликтов, а лишь подрывает основы правопорядка. Поэтому Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства – взаимный учет интересов. «Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений»[118].

Вместе с тем российская внешняя политика должна строиться сугубо прагматично, исходя из возможностей и интересов военно-стратегических, экономических, политических, а также с учетом интересов партнеров России, прежде всего, по СНГ[119].

Внешнеполитическая концепция РФ определяет систему приоритетов в деятельности России на международной арене. Важнейшими из таких приоритетов являются отношения с бывшими союзными республиками, государствами Содружества независимых государств.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы