Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Изменение порядка избрания руководителей регионов

Изменение порядка избрания руководителей регионов

Первая мера касалась непосредственно политической сферы. В целях обеспечения единства государственной власти В. Путин предложил упразднить избрание глав субъектов Федерации всеобщим голосованием жителей региона и заменить их избранием региональными законодательными собраниями по представлению Президента. Это мотивировалось, во-первых, отсутствием по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации единой системы органов исполнительной власти в Центре и на местах; во-вторых, неспособностью системы власти в том виде, как она существует, противостоять террористической угрозе, а, следовательно, выполнять одну из главных функций государства – обеспечение безопасности страны и народа, что и доказала серия терактов на территории страны. Отсюда цель планируемых мер: создание на всех уровнях более эффективной системы власти, укрепление единства страны. Обеспечение единой системы исполнительной власти, способной работать как целостный соподчиненный организм, выступает, таким образом, в качестве важнейшего фактора укрепления самого государства. В. Путин подчеркнул, что «в таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования Правительства Российской Федерации». 28 сентября 2004 г. соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу. Согласно ему, высшие должностные лица субъектов Федерации, избранные до вступления закона в силу, будут осуществлять свои полномочия до истечения срока, установленного Конституцией (уставом) региона. Если выборы должностного лица назначены еще до того, как закон начнет действовать, то и в этом случае положения закона не применяются.

В соответствии с законопроектом, у законодательных собраний регионов России будут две попытки на то, чтобы утвердить или отклонить кандидатуру губернатора, предложенную Президентом РФ. Представленную не позднее чем за 35 дней до окончания срока полномочий губернатора кандидатуру Законодательное собрание должно рассмотреть в течение 14 дней. Если же Собрание не утвердит кандидатуру, предложенную Президентом, то не позднее семи дней со дня отклонения Глава государства повторно обращается к Законодательному органу со своей кандидатурой. Если и вторая попытка окажется безуспешной, то Президент может назначить исполняющего обязанности руководителя региона. Кроме того, Президент вправе распустить законодательный орган субъекта Федерации. Это решение президента принимается в форме Указа. Выборы нового регионального Законодательного собрания проводятся не позднее, чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта Федерации.

Изменение порядка формирования исполнительной власти в субъектах Федерации не направлено на ревизию конституционного строя. Оно не нарушает Основной Закон, соответствует статьям 77 и 88 Конституции РФ, предусматривающим создание и функционирование единой системы исполнительной власти. Новая схема избрания руководителей субъектов Федерации не нарушает и основные принципы российской модели федерализма. Изменение порядка формирования исполнительной власти в субъектах Федерации, хотя и направлено на укрепление президентской вертикали власти, установление четкой персональной ответственности за результаты деятельности, но не меняет предметы ведения субъектов Федерации, которые по-прежнему осуществляют текущую социально-экономическую политику и определяют приоритеты развития регионов.

Но вместе с тем отмена прежней схемы выборов губернаторов имеет следствием известное ограничение сферы действия демократических выборных процедур, поскольку избрание главы субъекта Федерации самим населением делает его все же более легитимным и независимым по отношению к законодательному собранию. Тем не менее, региональные руководители поддержали предложенное Президентом укрепление вертикали власти в целях более качественного решения государственных задач.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы