Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Европейское направление внешней политики |
Страница 57 из 63
Европейское направление внешней политики Россия по своему географическому положению, по истории и культуре – европейская страна. Крупнейшим политическим и деловым партнером России в Европе является Европейский Союз (ЕС). На долю ЕС приходится 37% внешнеторгового оборота России и более трети иностранных капиталовложений в ее экономику. До 80% российских товаров ввозилось на рынки ЕС беспошлинно. Предполагается, что после расширения ЕС оборот внешней торговли России с Сообществом увеличится до 52%[144]. Россия заинтересована в развитии сотрудничества с Европейским Союзом. В 2001 г. Россия и ЕС достигли договоренности о создании в будущем общего Европейского экономического пространства. За последние годы Европа существенно продвинулась по пути интеграции. Этот процесс развивался в двух основных направлениях: расширения Евросоюза и формирования единого пространства, обеспечения устойчивой стабильности, безопасности и демократии. В июне 1999 г. на саммите в Кельне участники ЕС продемонстрировали заинтересованность в проведении общей политики в области безопасности и обороны. В этих целях бывшему генеральному секретарю НАТО Х. Солане были поручены выработка и проведение согласованной политики в этой сфере, а также соответствующее представительство ЕС во взаимодействиях с другими государствами. Он пытался активизировать взаимодействие ЕС с Россией. На стамбульской встрече на высшем уровне в ноябре 1999 г., ставшей новой вехой в истории ОБСЕ – единственной структуры, объединяющей все государства континента - ее участники подтвердили свою приверженность основополагающим принципам Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта. Это означало, что европейская безопасность и стабильность должны и впредь строиться на принципах уважения суверенного равенства государств, их территориальной целостности, неприкосновенности границ, неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека. В январе 2002 г. в соответствии с решением Европейского Совета в наличный оборот была введена единая европейская валюта – евро, которая с 1 марта того же года заменила национальные валюты 12 государств-членов, вошедших в Экономический и валютный союз[145]. В июне 2003 г. на саммите в Салониках начато обсуждение проекта европейской Конституции. России в 2000-2004 гг. удалось активизировать экономические и военно-политические факторы, направленные на расширение на основе сохранения и укрепления действующих и заключения новых договоров тенденции к российско-европейскому сближению. Ее партнерство с ЕС носило в эти годы стратегический характер, опиралось на вступившее в силу 1 декабря 1997 г. масштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве[146], было направлено на развитие активного политического диалога и торгово-экономического сотрудничества, борьбы с организованной преступностью и терроризмом. В его основе – принцип прагматизма, что во многом определяет как сходство, так и различие позиций России и ЕС. 14 декабря 2002 г. в Ницце руководство ЕС приняло решение о принятии в Евросоюз десяти новых членов – Венгрии, Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Кипра и Мальты. 1 февраля 2003 г. Ниццкий договор вступил в силу, и с указанными государствами были начаты переговоры о подготовке договоров о вступлении в ЕС. Уже в апреле того же года на саммите Евросоюза в Афинах эти государства официально подписали такие договоры. Расширение Евросоюза затронуло многие экономические, торговые и иные интересы России. В этих условиях Россия занимает активную позицию, добиваясь расширения процессов российско-европейского сближения, наполнения их новым качественным содержанием. В связи с расширением Евросоюза Россия заблаговременно передала в ЕС список «озабоченностей», вызывающих у нее беспокойство в экономической и гуманитарной сферах. 31 мая 2003 г. в Санкт-Петербурге состоялся саммит Россия-ЕС, который принял важнейшие решения о формировании Россией и Евросоюзом совместных пространств в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки, культуры и образования. В рамках каждого из этих четырех направлений вырабатывается т.н. «дорожная карта», т.е. конкретный план действий. На саммитах с Евросоюзом Россию представлял Президент, а общая координационная работа возложена на премьера, возглавляющего правительственную комиссию по вопросам участия России в интеграционных объединениях. Одновременно будет вестись работа по проблеме вступления России в ВТО. Вот как выразил Президент РФ потребность и заинтересованность России в интеграции Российской экономики в мировое хозяйство в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г.: «Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО. Усиление конкуренции на мировых рынках побуждает развитые страны наращивать поддержку своим производителям и экспортерам. МИДу России и Правительству в целом нужно изыскивать более эффективные способы для увеличения российского экспорта, для надежной защиты интересов российских компаний за рубежом. Такой подход особенно важен сейчас – когда Россия и ЕС уже непосредственно граничат друг с другом. Нужно, чтобы расширение Евросоюза сближало нас не только географически, но и экономически, и духовно. Убежден, в этом – залог успеха не только российского, но и всего европейского бизнеса. В этом – и новые рынки, и новые инвестиции. Однако при всей заинтересованности в сотрудничестве с Россией государства ЕС осторожно относятся к расширению с ней сотрудничества по всему спектру отношений. Причиной тому - экономические противоречия, опасность чрезмерного увеличения российского влияния в Европе, стремление руководства ЕС в связи с возросшей ролью Евросоюза на мировой арене к установлению полного контроля над регионом, неудовлетворенность российской позицией по урегулированию «чеченского кризиса», используемая порой в качестве инструмента воздействия на РФ, и ряд других. Вот почему стремление к российско-европейскому сближению, заявленное на саммитах Россия – ЕС, остается порой на уровне деклараций[150]. Большое внимание Россия уделяла развитию двусторонних связей с западноевропейскими странами, прежде всего, с Францией, Германией, Италией. В ходе визитов на высшем уровне сверялись позиции государств по важнейшим международным вопросам, обсуждались проблемы, связанные с расширением и углублением двустороннего сотрудничества. Важное место во внешней политике России занимали ее отношения с бывшими социалистическими странами Центральной и Юго-Восточной Европы. В ответ на появление новых реалий фактически шел процесс создания новой базы политических и экономических отношений с этими странами.
|