Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Экономическое положение в регионах

Экономическое положение в регионах

Процессы реформ, институциональных преобразований и перехода к рыночным методам ведения хозяйства с разной степенью интенсивности отразились на экономике и социальной сфере регионов. Эти процессы постепенно распространяются из Центра в субъекты Федерации, способствуя социально-экономическому развитию регионов, различающихся по уровню производства, объему валового национального продукта на душу населения, потреблению, качеству жизни и т.д., расширяя и укрепляя социальную базу реформ.

В марте 2004 г. были опубликованы «Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2003 г.»[27]. Если сравнить показатели 2003 г. с данными по регионам предыдущего года, то можно выделить ряд тенденций[28].

Ведущей тенденцией 2003 г. является экономический рост. Лишь в девяти субъектах федерации, в основном в средне-и высокодотационных, этот показатель был ниже, чем в 2002 г. Это Кировская и Магаданская области, республики Алтай, Ингушетия и Калмыкия, автономные округа Коми-Пермяцкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский. Во многих регионах промышленность росла с опережением среднероссийского показателя (7%). Положительная динамика показателей имела место в жилищном строительстве. Здесь произошли наиболее существенные изменения.

Вторая тенденция – устойчивый рост платежеспособного спроса. Это оказало влияние на оборот розничной торговли. По официальным данным и оценкам экспертов, последний вырос в 2003 г. по сравнению с 2002 г. в абсолютном большинстве регионов. Исключение составляли две республики – Ингушетия (88,3%) и Калмыкия (96,6) и три автономных округа – Таймырский (Долгано-Ненеций) – 99%, Эвенкийский – 95,2%, Чукотский – 96,7%.

Третья тенденция – замедление темпов инфляции. Индекс потребительских цен, характеризующий изменение общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непосредственного потребления, снизился с 15,1% в 2002 г. до 12% в 2003 г. Инфляция на потребительском рынке России в январе 2004 г. составила 1,8%, в феврале того же года – 1%. Однако по регионам этот процесс развивался крайне неравномерно.

Четвертая тенденция – усиление неравномерности социально-экономического развития, возрастание дифференциации по потреблению и качеству жизни, величине прожиточного минимума. Если стоимость минимального набора продуктов питания по России в феврале 2004 г. составила 1137,9 рубля на человека, то на Камчатке такой набор стоил почти вдвое больше – 2175,2 руб., на Чукотке – втрое – 3505,6 руб., в то же время в Калмыкии – 930 руб., в Татарстане – 932 руб., Кабардино-Балкарии – 939 руб.[29].

Еще одна тенденция проявляется в демографической сфере: увеличение числа родившихся, сокращение естественной убыли населения. Число родившихся увеличилось в 82 субъектах Федерации, в 16 регионах отмечен естественный прирост. Дальнейшее развитие этой положительной тенденции требует выверенной, глубоко продуманной федеральной и региональной политики[30].

Процесс преобразований, перехода к рыночным методам ведения хозяйства в регионах протекал и продолжает развиваться крайне неравномерно. По уровню социально-экономического развития среди субъектов Федерации можно выделить, с некоторой долей условности, несколько групп: регионы с уровнем развития выше среднего, среднего, ниже среднего, с низким уровнем и крайне низким уровнем. К первой группе относятся 14, к последней – 12 регионов. Между этими двумя полюсами находятся 24 региона со средним, 16 – ниже среднего и 23 региона с низким уровнем развития. В 38 регионах с уровнем развития выше среднего и близко к среднему в 2003 г. было произведено 80% совокупного объема валового регионального продукта (ВРП). При этом более половины ВРП производилось в 10 субъектах РФ: Москве, Ханты-Мансийском АО, Санкт-Петербурге, Московской области, Ямало-Ненецком АО, Самарской и Свердловской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Татарстан.

Экономические реформы, рыночные методы ведения хозяйства являются важной частью начатых в России институциональных преобразований, оказавших влияние на социально-экономическое положение всех регионов. С одной стороны, ведущей тенденцией их развития стал экономический рост. С другой - происходящие изменения усиливают региональную дифференциацию, тенденцию к неравномерности социально-экономического развития по распределению собственности в самом емком понимании этого слова: земля, недра, недвижимость и т.д.; по уровню производства и объему ВНП на душу населения; по качеству жизни и уровню потребления; по эффективности стратегии взаимодействия Федерального центра и регионов при рациональном сочетании интересов Федерации и субъектов, согласовании приоритетов хозяйственной политики; по избранным путям осуществления реформ и региональных программ при соблюдении и учете специфических особенностей того или иного субъекта РФ.

Региональная политика должна обеспечивать жизненно важные для Центра и субъектов Федерации равные возможности, экономические свободы, справедливые налоги, оптимальную сбалансированность интересов региона и Центра. На это направлены многие элементы формируемого механизма властных структур и отношений между Центром и субъектами федерации в рамках проводимой административной реформы.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы