Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Экономическая ситуация и стратегия развития

Экономическая ситуация и стратегия развития

Общая экономическая ситуация в стране сложилась под воздействием негативных последствий экономической политики, которые были характерны для «ельцинской эпохи». Напомним, что в тех условиях промышленный кризис характеризовался катастрофическим спадом производства и негативными структурными изменениями, в первую очередь, в производственной и социальной инфраструктурах. Индекс промышленного производства во всех отраслях промышленности по сравнению с 1990 г., принятым за 100 процентов, к началу путинских реформ изменялся так: в 1992 г. – 75%, 1995 – 50%, 1996 – 47%, 1997 – 48%, 1998 – 46%, 1999 – 51%[1].

Переход к демократии и рыночной экономике на основе осуществления «шоковой терапии» привел к тяжелым социально-экономическим потрясениям и оказал влияние на социальное расслоение российского общества. За чертой бедности оказалась практически треть населения страны. По этому показателю Россия далеко «опережает» страны Запада, бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы и находится на уровне некоторых африканских государств. При среднем десятикратном превышении разрыва между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения, считающимся критическим, в России средний доход 10 процентов самых богатых граждан превышает доход 10 процентов самых бедных в 14 раз. Явлением общенационального характера стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработной платы. Люди были напуганы потерей денежных вкладов и своих сбережений, дефолтом 1998 г., в результате которого доля россиян с доходом ниже прожиточного минимума выросла с 18-21 процента до 27-29 процентов, а в некоторых регионах Дальнего Востока этот показатель достигает 60-70 процентов[2]. Страна оказалась в зависимости от международных организаций: внешний долг России на конец 1999 г. в перерасчете к ВВП (валовой внутренний продукт) составлял почти 90 процентов[3].

В этих условиях для новой власти существовал один выход: приостановить падение промышленного производства и увеличить темпы роста экономики России. При этом власть вынуждена была вернуться к решению некоторых первоначальных задач реформирования России. Это касалось, прежде всего, таких проблем, как возрождение роли государства в регулировании социально-экономической сферы, укрепление вертикали власти и разделение сферы ответственности между Центром и регионами, внешнеэкономическая деятельность, экономическая безопасность, деформации в отечественной экономике и основные принципы и приоритеты экономической политики, макроэкономическое регулирование, приватизационный процесс.

В 1999 - начале 2000 гг. начинается новый период в истории страны. Он связан с преодоле-нием финансового, экономического, политического и социального кризиса, формированием экономической политики, способствующей положительным сдвигам, а также решением некоторых социальных проблем. 22 ноября 2000 г. на первом заседании Государственного Совета РФ обсуждалась стратегия развития государства до 2010 г. Она включала упрощение налоговой системы, сокращение бюрократических препон в сфере предпринимательской деятельности и поддержание равноправной конкурентной среды, большее упорядочение рынка ценных бумаг, снижение ставок большинства налогов, в том числе налогов на оплату труда и таможенных пошлин, и введение одинаковой ставки подоходного налога, осуществление адресной поддержки населения и социальной политики в соответствии с ресурсами государства, демонополизация монополий, прежде всего, естественных и др. Стратегия в сфере деятельности последних, как впрочем и некоторые другие меры, предполагала повышение цен, что угрожало снижением жизненного уровня населения. Так, стратегия в области энергетики, рассчитанная на период до 2020 г., должна была осуществляться в три этапа: на первом этапе сохранялось государственное регулирование цен естественных монополий, на втором – предполагалось повышение цен на 10-15% в год, на третьем – предусматривалось создание нового интегрированного рынка энергии. Реализация данной стратегии должна была стимулировать конкуренцию путем создания независимых производителей газа и энергии и увеличить добычу нефти до 350 млн т в год и производства электроэнергии – до 1,2 млрд кВт/час[4]. Приоритетные меры на ближайшие годы были направлены на демонополизацию естественных монополий (дробление, прежде всего, газового монолита концерна «Газпром»), содействие независимым производителям электроэнергии, повышение конкуренции на железнодорожном транспорте, усиление защиты прав собственности, совершенствование процедуры банкротства, отказ от привилегий по уплате налогов, постоянное снижение импортных тарифов, сокращение масштабов вмешательства государства в предпринимательскую деятельность и внедрение международных стандартов бухгалтерского учета, переговоры о вхождении во ВТО (Всемирная торговая организация).

Наиболее важными и жизненно необходимыми с точки зрения дальнейшего экономического роста и структурной перестройки экономики являлись налоговая реформа, банковская реформа, реформа государственного управления, судебная реформа, реформа корпоративного управления, финансовая реформа, земельная реформа, пенсионная реформа, реформа рынка труда, реформа жилищно-коммунального хозяйства, военная реформа и др.

Все реформы в указанных сферах начались не сразу, им предшествовал комплекс подготовительных мер, в том числе правового характера. Имея поддержку большинства в Госдуме, Президент мог предпринимать более решительные шаги по проведению их в жизнь, принятию Федеральным собранием необходимых законопроектов. Реформы носят системный, комплексный характер, они осуществляются и в настоящее время, вызывая живой общественный и научный интерес и порой неоднозначную оценку зарубежных и российских политологов. Каждое осуществленное и идущее сейчас в той или иной сфере общественной жизни преобразование, которое должно привести к качественному улучшению положения, является и может быть предметом специального исследования.

Главные стратегические задачи, стоящие перед Россией на ближайшую и отдаленную перспективу, заложены в новых федеральных законах, Указах Президента РФ и правительственных постановлениях, программах социально-экономического развития страны.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы