Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Другие страны СНГ

Другие страны СНГ

Интенсивными были двусторонние отношения со многими другими странами, входящими в СНГ, хотя уровень взаимодействия с ними был разным. Динамично развивались отношения с Казахстаном, менее интенсивно – с Узбекистаном. Достаточно большой спектр интересов (совместные экономические проекты, поддержка российской диаспоры, безопасность) связывает Россию со всеми государствами СНГ.

Это подтвердило состоявшееся в начале апреля 2004 г. заседание Совета глав правительств Содружества, в котором впервые участвовал российский премьер М. Фрадков. Он договорился о скорой встрече с конкретной повесткой дня с казахским премьером, в том числе по вопросу о сотрудничестве с Россией в нефтегазовом секторе, по предоставлению инвестиций в освоение шельфа Каспия; белорусский премьер пообещал приехать в Москву и договориться по проблемам газа; во время двусторонней встречи с армянским премьером, среди прочего, обсудили обстановку в Ереване, где армянская оппозиция проводила масштабные акции протеста. Для более детальных переговоров российский премьер был приглашен в Грузию, Молдавию и Таджикистан. Важное значение своего первого участия в заседании глав правительств Содружества М. Фрадков видел в том, чтобы познакомиться со своими партнерами и определиться на ближайшее время с двусторонними переговорами, в ходе которых уточнялись старые и определялись новые направления и приоритеты двустороннего сотрудничества.

В основе подхода к развитию сотрудничества в многосторонних форматах на пространстве СНГ лежали прагматические принципы. Внешнеполитическая линия была задана Концепцией внешней политики Российской Федерации (июнь 2000 г.) и документами, утвержденными главами государств Содружества: Декларацией глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств (апрель 1999 г.), Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г. (июнь 2000 г.), Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества (октябрь 2000 г.), Декларацией о создании «Шанхайской организации сотрудничества» (июнь 2001 г.), Договором о создании Единого экономического пространства (апрель 2004 г.)[132].

На основе этих договоров и соглашений в 2000-2004 гг. углублялось многостороннее и двустороннее сотрудничество. Продолжалось создание предпосылок для введения в действие зоны свободной торговли (ЗСТ) в формате «двенадцати». По инициативе России были подписаны Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами-участниками СНГ, Протокол о правилах процедуры проведения консультаций о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли, Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли и ряд других.

Несомненным успехом дипломатии следует признать ускорение интеграционных процессов участников таможенной пятерки, создавших Евразийское экономическое сообщество как международной организации, обладающей правосубъектностью (состоянием субъекта права), механизмами ответственности за невыполнение обязательств. Фактически был зафиксирован апробированный мировой практикой принцип учета экономического веса участников соглашения: «взвешенное» голосование в руководящих органах, пропорциональное исчисление финансовых взносов и др. Были сделаны большие шаги по адаптации Договора о коллективной безопасности (ДКБ) к новым геополитическим условиям и созданию механизмов реализации его положений, прежде всего, в военной области. В этой связи большое значение имеет Заявление глав шести государств-участников ДКБ от 24 мая 2004 г., закрепляющее приоритет военно-политических отношений между государствами-участниками Договора по сравнению с их военными связями с третьими странами.

Постоянное внимание Россия уделяла вопросам миротворчества и урегулирования конфликтов на пространстве СНГ. Более десяти лет поддерживается мир в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.

Характер и судьбу Содружества во многом, очевидно, определит целостная долгосрочная стратегия, которую необходимо формировать в отношении СНГ, как это было предложено в программном выступлении В. Путина по вопросам внешней политики в МИД РФ 12 июля 2004 г.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы