Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Дискуссии о политических реформах в России

Дискуссии о политических реформах в России

Инициативы В. Путина породили дискуссии в российских СМИ и за рубежом, вызвали у политиков и политологов различные суждения. В центре внимания оказались вопросы политической системы и авторитарного правления, федеративного устройства, чеченской политики Центра. При этом предложенная Президентом политическая реформа оценивается многими политологами и политиками вне исторического контекста и конкретной ситуации. Некоторые утверждают, что новые инициативы Президента не отвечают общепризнанным в мире критериям и образцам демократии, и на этом основании требуют от Запада пересмотреть отношение к В. Путину, который «систематически подтачивает свободу и независимость прессы, производит сомнительные аресты реальных и мнимых политических противников, лишает независимых кандидатов возможности баллотироваться, запугивает и арестовывает лидеров неправительственных организаций и ослабляет российские политические партии». Такие обвинения содержатся в письме ста пятнадцати западных политиков и политологов, направленном руководителям демократических стран. Однако та критика не отражает реальности, искажает истинное положение вещей. Бездоказательны утверждения об арестах, запугивании лидеров неправительственных организаций, разрыве с основными демократическими традициями.

Другие критики делают упор на то, что дальнейшее укрепление президентской вертикали власти во имя борьбы с терроризмом ослабляет демократическое устройство государства, региональную автономию; в результате страна, которую Президент стремится мобилизовать на борьбу с терроризмом, становится менее стабильной, чем когда-либо раньше. В этом контексте высказываются различные суждения, вплоть до утверждения о «конституционно-правовом развороте на 180 градусов». Так, в статье, опубликованной в «Российской газете» 16 сентября 2004 г., утверждается даже, что радикальная политическая реформа по масштабу последствий для общества и государственного устройства сопоставима с ликвидацией Съезда народных депутатов и введением Конституции 1993 г. Признавая необходимость консолидации власти, часть политологов считает, что в этом стремлении правящие круги зашли слишком далеко. В результате процесс возрождения и консолидации политической власти перетекает в создание новой формы авторитарного правления.

Наконец, еще один объект критики – чеченская политика Кремля и методы ее осуществления.

Часть критических замечаний по адресу президентской реформы, продиктованных не получением каких-то политических дивидендов, а искренней обеспокоенностью некоторыми шагами по дальнейшему укреплению президентской вертикали, очевидно, обоснованна, и власть может и должна признать и принять это. Замечания и предложения, направленные на обеспечение более эффективного функционирования системы, в том числе на региональном уровне, носят прагматический характер, и игнорировать их нельзя. Они требуют, очевидно, соответствующего рассмотрения и учета.

Развернувшаяся по поводу предложенной Президентом политической реформы дискуссия вызвала выступления не в меру ретивых критиков, радетелей за российскую демократию, таких, например, как бывший госсекретарь США М. Олбрайт, бывший президент Чехии В. Гавел, бывший дипломат Р. Холбрук (США), бывшие премьер-министры Швеции и Италии К. Бильдт и Д. Амато. Их критика не является конструктивной, она больше смахивает на огульное охаивание, чем на благожелательный подход к России, где осуществляется системная трансформация, на пути которой неизбежно случаются и подводные камни, и попятные движения, и просчеты. Таким критикам стоит напомнить об их «двойных стандартах» в оценке событий, а также о том, что при их самом деятельном участии, когда они находились у власти, были нарушены основополагающие принципы демократии: НАТО совершила в 1999 г. агрессию против Югославии, а затем, используя экономический и политический шантаж, организовала в этой стране переворот и отстранила от власти законного Президента страны С. Милошевича. Как говориться, в чужом глазу соринку видят, в своем бревна не замечают.

Российские граждане способны сами решить, какой Президент им нужен. В. Путин пользуется поддержкой большинства граждан, а президентские инициативы при всех их возможных недостатках вписываются в политическую систему. В сегодняшней ситуации, когда на передний план выдвигаются задачи борьбы с терроризмом и осуществление совместных с Западом проектов по энергетике, экологии, исследованию Космоса, научных, образовательных и культурных программ и др., игнорирование этого обстоятельства было бы опасной тенденцией.

В 2000-2004 гг. Президентом РФ были обнародованы стратегические инициативы:

- укрепление государства в лице всех институтов власти и всех уровней;

- создание работающей исполнительной вертикали;

- достижение правовой дисциплины;

- повышение действенности судебной системы как механизма реализации государственных решений, эффективной защиты прав граждан;

- административная реформа как важнейшее средство достижения наряду с другими мерами конкретных стратегических целей.

В рамках этих направлений достигнуты определенные успехи. Они остаются основой дальнейшего совершенствования, модернизации общества. Это были необходимые, прагматичные реформы, продиктованные конкретными условиями ослабления роли государства и его отрыва от целей социально-экономического развития в интересах граждан. Они касались деятельности Центральной, Федеральной государственной власти, а также более низких ее уровней. Накопленный опыт особенно важен для России сейчас, когда продолжается процесс реализации реформы системы государственного управления, новых президентских инициатив, озвученных
В. Путиным 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы