Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Чеченская проблема

Чеченская проблема

Сплочению страны вокруг ее руководства способствовало продолжение возглавляемой
В. Путиным борьбы против исламского сепаратизма на Северном Кавказе. Ставка ваххабитов (исламские фундаменталисты) на поддержку населения не оправдалась. Напротив, действия федеральных сил и руководства страны получали массовую поддержку. Многие полевые командиры и религиозные деятели, сторонники традиционного ислама, ради искоренения ваххабизма (течение исламского фундаментализма) выразили готовность «помириться с Россией». Боевики не имели ни сил, ни средств вести крупномасштабные боевые действия против федеральных частей. Их оттеснили в горы, в 2000 г. территория Чечни в значительной мере была очищена от бандформирований. В 2001 г. Президент РФ принял решение о выводе вооруженных армейских подразделений из республики. Но война отнюдь не была завершена: исламские экстремисты перешли к тактике диверсионной войны и террора. В начале 2000 г. отряды боевиков вторглись в Киргизию и Узбекистан. В результате возникла реальная опасность возникновения базы террористов в Средней Азии. В памятную для россиян ночь на 22 июня 2004 г. боевики напали на Ингушетию, в результате нападения 57 человек погибли, около 70 были ранены[89].
21 августа того же года крупное бандформирование ворвалось в столицу Чечни город Грозный.

Хотя в открытый бой боевики не вступают, но раны войны будут заживать долго, и окончательно решить чеченскую проблему еще только предстоит. В ходе войны сильно пострадали промышленность и сельское хозяйство республики. Большинство населения лишилось постоянной работы. Чечню покинули наиболее трудоспособные, квалифицированные граждане. Самым тяжелым последствием войны стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных граждан: по официальным данным, потери среди мирного населения составили около 3 тыс. убитыми и свыше 4,5 тыс. ранеными. Нельзя забывать и о нравственных, психологических ранах, которые еще долго будут заживать как в чеченском, так и во всем российском обществе.

По завершении разгрома основных сил сепаратистов (сторонников отделения), главное заключалось в том, чтобы в кратчайшие сроки воссоздать в Чечне органы государственной власти и правоохранительные органы, начать восстановление разрушенной экономики, социальной сферы и культуры. Были приняты меры по нормализации обстановки в республике: создавались условия для возвращения беженцев из Ингушетии; привлекалась для решения тех или иных проблем чеченская диаспора (сообщество вне родины); бывшего активного участника первой чеченской войны муфтия А. Кадырова в январе 2000 г. назначили главой администрации; в январе 2001 г. в Правительстве учредили должность Федерального министра по делам Чечни; в конце того же года проходили переговоры между представителем Президента РФ в Южном Федеральном округе В. Казанцевым и М. Удуговым, доверенным представителем А. Масхадова.

В марте 2003 г. состоялся референдум по Конституции Чеченской Республики с последующими выборами на основе этой Конституции новых руководителей республики. На повестке дня стояли выборы в парламент и органы местного самоуправления. Однако в самом начале этих перемен существовали завышенные ожидания.

Вскоре по ряду линий стало просматриваться противоборство. Переговоры с М. Удуговым не привели к ожидаемому результату. Сохранившиеся отряды боевиков начали борьбу против «кадыровской администрации», продолжалась диверсионно-террористическая деятельность групп. 28 декабря 2002 г. был взорван Дом правительства Чечни, 9 мая 2004 г. убит президент Чечни А. Кадыров, 23 октября 2002 г. группа чеченских террористов захватила в Театральном центре на Дубровке в Москве около тысячи зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост». Террористы были уничтожены, но в результате штурма здания вновь погибли мирных люди. В августе-сентябре 2004 г. последовала новая серия варварских террористических актов: 24 августа в результате диверсий шахидок-смертниц потерпели крушение российские самолеты ТУ-154 и ТУ-134,
31 августа у станции метро «Рижская» в Москве в результате взрыва снова погибли люди, десятки человек были доставлены в больницы, 1 сентября в г. Беслан в Северной Осетии вооруженная банда террористов захватила школу: сотни учеников, десятки учителей и родителей стали их заложниками[90].

Россияне самым решительным образом осудили преступные акты террористов.
С официальным осуждением этих терактов выступили многие страны мира, крупнейшие международные организации: Совет Безопасности ООН, НАТО, ЕС и Совет Европы.

Но Запад демонстрировал в отношении Чечни политику «двойных стандартов». Подавление сепаратистов вызывало изначально негативную реакцию. Некоторые политические деятели и общественные организации производили на Россию постоянное давление с тем, чтобы власть прекратила силовые действия против так называемых «повстанцев» и начала переговоры с А. Масхадовым. Его представителям была предоставлена возможность выступить в Европарламенте с обвинениями в адрес России, представленной в качестве «душительницы свободолюбивого чеченского народа». После всплеска терроризма в мире, затронувшего и западные страны, их руководители и общественные организации вынуждены были признать правомерность действий России, власти которой, несмотря на обвинения в нарушении прав человека и угрозу применения экономических санкций, последовательно проводили линию на борьбу с терроризмом в Чечне, рассматривая ее как часть борьбы с международным терроризмом.

Россияне оказали широкую поддержку власти в отношении антитеррористических действий в Чечне и Дагестане, ее стремлению добиться стабильности и согласия. В. Путин сумел оправдать доверие россиян в той сложной обстановке.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы