Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Азиатско-Тихоокеанское направление

Азиатско-Тихоокеанское направление

2000-2004 гг. прошли под знаком развития сотрудничества России со странами АТР, что обусловлено растущим значением этого региона в мировой экономике и политике, в котором Россия имеет весьма многообразные и жизненно важные интересы. Политика в отношении АТР(Азиатско-Тихоокеанский регион) призвана решать следующие задачи:

- обеспечить безопасность рубежей Российского государства и способствовать созданию здесь благоприятных условий для экономического и социального развития;

- расширять вовлечение России в стремительно прогрессирующие процессы интеграции. Исходя из уникальной геополитической особенности Российского государства, оно не может остаться в стороне от этих процессов и стремится укрепить свои позиции в АТР, обладать существенным влиянием в региональных делах;

- предпринять конкретные шаги, направленные на превращение России в «своеобразный интеграционный узел»[155], связывающий два динамично развивающихся мировых центра деловой активности – Европу и Азию, определить ее роль и место на мировой арене как весомого посредника во взаимоотношениях между континентами. Геополитическое положение России предопределяет ее особую роль в обеспечении евразийских связей. Россия занимает более 30% территории Евразийского континента. Она располагает высокоразвитой транспортной системой и объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. В этой связи отметим, что объемы торговли между Европой и Азией достигают
600 млрд долл. США в год, а общий ежегодный объем перевозок грузов в контейнерах между Западной Европой и Восточной Азией в 2002 г. составил более 6 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте при суммарной стоимости товарной массы 250 млрд. долл. США[156]. Но из этого объема к российским транспортным коммуникациям тяготело всего 10-15%[157];

- наращивать сотрудничество в таких областях, как научные и технологические исследования и использование накопленного опыта в этой сфере, промышленная кооперация и инвестиции, разработки масштабных планов, вроде создания энергетического моста из России в Японию через Сахалин, газопроводов из Томской области в Западный Китай и из Иркутской – в Восточный Китай и далее в Северную и Южную Корею и т.д.[158].

При этом российской дипломатии приходилось учитывать такие особенности экономического и политического состояния региона, как развитие мощных интеграционных процессов в экономической сфере, политическая, экономическая, культурная и историческая неоднородность региона; крайне слабая в отличие от Запада институциональная инфраструктура межгосударственных отношений; наибольшая острота проблемы распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки и др. Кроме того, на развитие региона существенно влияет обострение глобальных проблем, прежде всего, истощение природных ресурсов, борьба за источники сырья и энергоносители. Все эти и другие факторы во многом объясняют, почему Россия ориентируется, прежде всего, на отдельные ведущие страны, а не на региональные инфраструктуры. К тому же Россия в этом регионе имеет равноправного и доверительного партнера и союзника, как подчеркнуто в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июня 2001 г., в лице Китая, который, как и она, стремится увеличить свой вес на мировой арене.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы