Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Азиатско-Тихоокеанское направление |
Страница 59 из 63
Азиатско-Тихоокеанское направление 2000-2004 гг. прошли под знаком развития сотрудничества России со странами АТР, что обусловлено растущим значением этого региона в мировой экономике и политике, в котором Россия имеет весьма многообразные и жизненно важные интересы. Политика в отношении АТР(Азиатско-Тихоокеанский регион) призвана решать следующие задачи: - обеспечить безопасность рубежей Российского государства и способствовать созданию здесь благоприятных условий для экономического и социального развития; - расширять вовлечение России в стремительно прогрессирующие процессы интеграции. Исходя из уникальной геополитической особенности Российского государства, оно не может остаться в стороне от этих процессов и стремится укрепить свои позиции в АТР, обладать существенным влиянием в региональных делах; - предпринять конкретные шаги, направленные на превращение России в «своеобразный интеграционный узел»[155], связывающий два динамично развивающихся мировых центра деловой активности – Европу и Азию, определить ее роль и место на мировой арене как весомого посредника во взаимоотношениях между континентами. Геополитическое положение России предопределяет ее особую роль в обеспечении евразийских связей. Россия занимает более 30% территории Евразийского континента. Она располагает высокоразвитой транспортной системой и объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. В этой связи отметим, что объемы торговли между Европой и Азией достигают - наращивать сотрудничество в таких областях, как научные и технологические исследования и использование накопленного опыта в этой сфере, промышленная кооперация и инвестиции, разработки масштабных планов, вроде создания энергетического моста из России в Японию через Сахалин, газопроводов из Томской области в Западный Китай и из Иркутской – в Восточный Китай и далее в Северную и Южную Корею и т.д.[158]. При этом российской дипломатии приходилось учитывать такие особенности экономического и политического состояния региона, как развитие мощных интеграционных процессов в экономической сфере, политическая, экономическая, культурная и историческая неоднородность региона; крайне слабая в отличие от Запада институциональная инфраструктура межгосударственных отношений; наибольшая острота проблемы распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки и др. Кроме того, на развитие региона существенно влияет обострение глобальных проблем, прежде всего, истощение природных ресурсов, борьба за источники сырья и энергоносители. Все эти и другие факторы во многом объясняют, почему Россия ориентируется, прежде всего, на отдельные ведущие страны, а не на региональные инфраструктуры. К тому же Россия в этом регионе имеет равноправного и доверительного партнера и союзника, как подчеркнуто в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июня 2001 г., в лице Китая, который, как и она, стремится увеличить свой вес на мировой арене.
|