Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Антитеррористическая коалиция

Антитеррористическая коалиция

Россия и США заинтересованы в активной борьбе с терроризмом, искоренении и подавлении террора. Во многих странах обострилась проблема терроризма, угрожающего стабильности в мире. Борьба с ним требует объединения усилий в мировом масштабе, обобщения накопленного опыта.

Осенью 2001 г. террористические экстремистские группы, действовавшие под лозунгами радикального исламизма, предприняли невиданную атаку против США. 11 сентября два захваченных террористами гражданских самолета врезались в 400-метровые башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а третий авиалайнер протаранил здание Министерства обороны США (Пентагон) в Вашингтоне. Жертвами этих террористических актов стали более пяти тысяч человек. Правительство США обвинило в этом преступлении террористическую организацию У. Бен Ладена «Аль-Каида», укрепившуюся на территории Афганистана под покровительством движения «Талибан». Оно расценило преступление террористов как военную агрессию, а ответные меры – как действия в состоянии необходимой и самообороны.

Страны НАТО квалифицировали событие 11 сентября как нападение на США и выразили готовность оказать им необходимую помощь. После того, как режим талибов, не признанный мировым сообществом, отказался удовлетворить просьбу Вашингтона выдать им У. Бен Ладена, США, заручившись поддержкой партнеров по блоку НАТО, решили начать войну против этого режима. Законное афганское правительство Раббани поддержало международную коалицию.
7 октября 2001 г. США начали военную кампанию в Афганистане, в результате которой уже
21 декабря того же года в Кабул вошли войска Северного альянса, а также американские и английские контингенты.

В этих условиях Россия, давно столкнувшаяся с терроризмом, сделала все возможное, чтобы поддержать международную коалицию. Президент РФ В. Путин оказался одним из первых руководителей иностранных государств, который выразил Президенту США Дж. Бушу сочувствие, солидарность и готовность оказать практическую помощь. Россия решительно выступила в поддержку формирования США международной коалиции и организации военной акции в Афганистане с целью свержения режима талибов, выступив, наряду с Великобританией, главным союзником США. В ходе подготовки и проведения антитеррористической операции в Афганистане Россия оказала конкретную помощь США и Великобритании: она предоставила имевшуюся у нее разведывательную информацию, согласилась на время подготовки и проведения операции предоставить американским самолетам воздушный коридор над территорией России, оказала содействие в получении согласия Киргизии и Узбекистана на использование военно-воздушными силами США аэродромов на территории этих стран, предоставила военную помощь афганскому «Северному альянсу», сражавшемуся против режима талибов, и способствовала его активному взаимодействию с международными силами. Этот курс был продиктован задачами обеспечения всеобщей безопасности на южном пространстве СНГ и южных границах России. Россия исходила из своих реальных возможностей, международного веса и национальных интересов. Участие в коалиции открывало России новые перспективы дальнейшего сближения с США и другими западными странами,

Осознание новой угрозы – международного терроризма, наряду с примыкающей к ней задачей борьбы против нераспространения ядерного оружия, ракетных технологий и других средств массового уничтожения, либо нового качества угроз, о которых, как сказал Президент РФ В. Путин «мы знали, но не придавали такого значения, как сегодня», привели к мысли о необходимости «изменения конфигурации в сфере мировой безопасности»[133].

Внешнеполитический курс, направленный на формирование прочной антитеррористической коалиции и сближение с США, был подвергнут острой критике со стороны оппозиции, прежде всего, коммунистической. Главные ее доводы заключаются в том, что внешняя политика носит «усеченный характер», Россия выступает сателлитом США, и в таком качестве лишь примкнула к антитеррористической коалиции; в результате действий властей произошло не укрепление, а скорее ослабление безопасности южных границ, о чем же свидетельствует расположение американских военных сил на базах в Узбекистане, Таджикистане и в Киргизии, а также вооружение Грузии американским оружием, предоставление США военной помощи Азербайджану и Таджикистану и др.

Не вдаваясь в полемику, отметим, что в новых условиях международной обстановки Россия продемонстрировала, что является влиятельным членом мирового сообщества, обеспечила безопасность уязвимых южных рубежей. Визит В. Путина в США 15 ноября 2001 г. закрепил союзнические отношения между Россией и США в антитеррористической деятельности.

В последнее время главной мишенью для атак террористов стала Россия. Против страны совершено больше терактов, чем против всей Европы. По данным правоохранительных органов, в Беслане террористы-наемники являлись выходцами из стран, где «Аль-Каида» вербует пополнение в свои ряды традиционно. Стало известно, что захват школы в Беслане, а также ряд последних терактов в российской столице и на Северном Кавказе профинансировал один из идеологов ваххабизма Абу Омар Ас-Сейф, который является представителем «Аль-Каиды» в Чечне и распределяет финансовые потоки, поступающие туда из-за рубежа. Террористы стремятся дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, устранить политические силы, которые твердо и последовательно выступают против международного терроризма и исламского экстремизма. Они хотят расшатать российскую власть, вызвать протесты против ее политики в целом и в отношении Кавказа, в частности, посеять семена розни между народами, раздуть пламя национальных конфликтов.

Последние теракты в Москве, трагические события в Беслане следует рассматривать как звенья единой цепи международного терроризма и исламского экстремизма. Мировым сообществом, международными организациями они были восприняты с практически единодушным состраданием жертвам теракта и гневным осуждением террористов. Первыми со словами поддержки России выступили президент США Дж. Буш, вице-президент Д. Чейни, более 50 законодателей, мэр Нью-Йорка М. Блумберг. США пообещали оказать посильную помощь пострадавшим. За ними с официальным осуждением последних терактов в Москве и Северной Осетии выступили Совет Безопасности ООН, крупнейшие международные организации, НАТО, ЕС и Совет Европы и др. С требованием немедленно освободить детей, их родителей и учителей, захваченных в заложники в школе в Северной Осетии, выступил 1 сентября 2004 г. Генеральный секретарь ООН К. Аннан. Он подчеркнул, что потрясен произошедшим, и решительно осудил «преступный акт, направленный против самых уязвимых членов общества».

На этом фоне диссонансом прозвучало заявление госдепартамента США о возможности новых встреч с теми из чеченских сепаратистов, которых Вашингтон склонен считать умеренными деятелями. Последовала немедленная ответная реакция МИД РФ, твердо выступающего против каких-либо контактов Вашингтона с представителями чеченских сепаратистов. Позиция МИД РФ побудила госдепартамент США несколько дезавуировать свои прежние заявления. Так, в интервью телекомпании Эн-би-си госсекретарь Колин Пауэлл отметил: «Россия ведет серьезную войну с террористами из Чечни, и США считают, что она должна вестись с использованием всех сил и средств. То, что произошло в Северной Осетии, ничем нельзя оправдать». Выразив уверенность в том, что Россия до конца «станет преследовать» виновников чудовищного злодеяния, К. Пауэлл особо подчеркнул: «Нельзя вести переговоры с террористами, совершающими подобные расправы над детьми».

Становится все более очевидным, что для борьбы с угрозой международного терроризма, все больше приобретающего интернациональный характер, необходимо тесное сотрудничество всего мирового сообщества, в том числе России и США.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы