Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - «ЯБЛоко»

«ЯБЛоко»

В некоторой оппозиционности режиму, но не в «системной оппозиции», рассматриваемой как политическое явление, находилось движение «Яблоко» Г. Явлинского. Напомним, что на выборах 1995 г. последнее поддержали 6,93% избирателей. Его депутаты возглавили четыре комитета – по бюджету, налогам, банкам и финансам, по природным ресурсам, по экологии и международным делам. В Государственной Думе оно придерживалось в целом либерально-умеренной ориентации, выступая против «радикализма любого толка». Сколько-нибудь значимую угрозу для ельцинского режима оно не представляло, хотя и выступало порой с жестких и принципиальных позиций. Однако само его руководство считало движение самой сильной демократической открытой и принципиальной оппозицией, противостоящей Правительству и Президенту. Политическая ситуация в стране им характеризовалась с прицелом на очередные парламентские выборы. Суть этой оценки, в частности, состояла в том, что, хотя, по его мнению, Россия и отвергла коммунистический путь развития, но в то же время не противопоставила ему конструктивную политическую альтернативу; само руководство страны не способно решить ни одной из общественно значимых задач; поэтому важнейшими задачами «Яблока», подлежащими решению, являются способствование формированию в России гражданского общества, становлению сильного федеративного государства, создание предпосылок экономического роста и законодательных основ для осуществления «сильной социальной политики» и др. Политический режим, раскрывающий функциональный характер политической системы, «ЯБЛоко» характеризовало как полуавторитарный, коррумпированный, сращивавшийся с олигархией. Его качественными характеристиками являлись также наличие элементов территориальной раздробленности и разрушения структур государственной власти. Выступая в противовес коммунистам и радикал-либералам, фактически за средний третий путь развития общества, как свидетельствуют материалы пятого съезда движения «Яблока» (ноябрь 1996 г.), руководство предлагало «исторически обусловленное» сосуществование либерального и социального подхода ко всем вопросам общественной жизни страны. Поэтому само движение, в котором объединились приверженцы демократических взглядов – от либералов до социал-демократов, ставит цель, к которой оно будет стремиться – построение цивилизованного общества. Модель общественного устройства и экономического развития, уже не первый год предлагавшаяся этим объединением, предусматривала верность идеям либерализма и рыночной экономики западного типа, в том числе приоритет человека и обеспечение его прав, конкурентную социально-ориентированную экономику, дееспособное государство, способное защитить права граждан, противодействовать становлению криминального государства и вести эффективную борьбу против коррупции. Большое внимание в программе «ЯБЛока» уделялось утверждению демократических принципов организации власти, в том числе проблеме разграничения полномочий между ее ветвями, усилению контрольных функций парламента, а также повышению роли правительства в структуре институтов исполнительной власти и др.

В марте 1998 г. состоялся шестой съезд общественного объединения «Яблоко». Съезд рассмотрел вопросы стратегии и тактики объединения в свете предстоящих парламентских и президентских выборов. На нем было заявлено о том, что Г. Явлинский будет баллотироваться на выборах президента в 2000 г. Лидер «Яблока» также поставил задачу возглавить все демократические движения при условии, если будет в этом движении обеспечена лидирующая роль возглавляемого им объединения и его руководства. На этих же условиях допускалась возможность заключения демократическими силами коалиций и союзов, чего раньше, как это имело место, например, в преддверии президентских выборов 1996 г., когда было отвергнуто соответствующее предложения ДВР Е. Гайдара, не допускалось. На съезде также было заявлено, что «Яблоко» и КПРФ предполагают сформировать свой теневой кабинет. Еще одна важная задача, поставленная съездом, заключалась в том, чтобы преобразовать объединение «Яблоко» в политическую партию. Отметим, что впервые курс на постепенное превращение «Яблока» в жестко структурированную партию был взят еще на пятом съезде. Тогда же были намечены и пути решения этой задачи: введение фиксированного членства, ограничение, а затем и прекращение практики двойного и коллективного членства и ряд других. В июне 1998 г. «Яблоко» перерегистрировало изменения и дополнения, внесенные в Устав, и получило статус политического общественного объединения, что давало ему право на самостоятельное участие в парламентских выборах 1999 г. А вот основные предвыборные лозунги, содержавшие многие программные пункты, с которыми «Яблоко» выступало еще на прошлых парламентских и президентских выборах: «Яблоко» - демократическая, гражданская партия; демократическая оппозиция нынешней власти; социально-ориентированное движение; партия единой России, а не удельных князей. «Мы выступаем за реформы для большинства, а не для узкой прослойки, нацеленной на быстрое обогащение»; «Наша цель – создание в России дееспособного государства, способного защитить права граждан, эффективно противостоять коррупции и криминалу»; «Мы – патриоты, но не национал-популисты»; «Яблоко» против радикализма любого толка», «Яблоко» - партия граждан, а не начальников». Как видим, избирательная кампания носила популистский характер. Вместе с тем следует отметить, что «Яблоко», находившееся, несмотря на некоторую оппозиционность режиму, на правом фланге партийно-политического спектра России, (но левее «Правого дела»), представляло собой один из элементов формировавшейся российской многопартийности.

В ряду других политических партий особняком стояла в тот период ЛДПР. По принципиальным и важнейшим для Б. Ельцина и его окружения вопросам, обсуждавшимся в Государственной Думе, ее руководство поддерживало власть, фактически никогда не шло против существующего режима, хотя и допускало порой по поводу и без повода резкие суждения по проблемам внутренней и внешней политики. Но, занимая проправительственную позицию в силу своей малочисленности, фракция ЛДПР не могла оказывать заметного влияния на думский законотворческий процесс. В сентябре 1999 г. состоялся десятый съезд ЛДПР. Съезд охарактеризовал партию как центристскую, не нуждавшуюся в объединении с другими политическими силами. Однако после отказа Центризбиркома РФ в регистрации ее федерального списка из-за недостоверных сведений о доходах и имуществе ряда кандидатов и наличия в списках лиц с криминальным прошлым, руководство отказалось от этой тактики. Был срочно создан избирательный блок «Блок Жириновского». В его состав вошли Партия духовного возрождения России (ПДВР), которую возглавили родственники В. Жириновского, и Российский Союз свободной молодежи (РССМ). Предвыборные приоритеты блока – обеспечение интересов России, многообразие форм собственности, всеобщая экономическая амнистия, государственная монополия на алкоголь, сахар, табак и энергоносители и др. В экономической области предвыборная программа ЛДПР включала немало привлекательных для предпринимателей и других слоев общества положений, в том числе сочетание государственного регулирования с содействием частному предпринимательству. В политической области ЛДПР ратовала за установление сильной президентской власти, переход к губернской форме государственного устройства, решительную борьбу с преступностью. Программа ЛДПР (1995 г.) закрепляет принципы либерализма, демократии, справедливости, правопорядка, патриотизма.

Существует точка зрения, что ЛДПР «полностью заняла собой правый фланг политического спектра, где в силу различных причин сконцентрировались крупные массы политически активного населения и где образовался своего рода вакуум…». Она вызывает серьезные сомнения, поскольку, как показали парламентские выборы и деятельность самой Государственной Думы, со стороны правых политическая оппозиция вообще не сложилась, хотя седьмой съезд ДВР в январе 1999 г. фактически заявил об открытой оппозиции правительству Е. Примакова. Отметим также, что социальная база протеста в обществе в поддержку правых была незначительна. А так называемые партии-однодневки правой ориентации, за исключением «Союза правых сил» (СПС) , оказались не в состоянии принять участие в выборах или преодолеть пятипроцентный барьер. К тому же в обществе не забыли о содеянном крайне правым крылом демократов с Россией в начале 90-х годов, приведшим страну к катастрофическому падению производства, обнищанию, коррупции и преступности.

Что же касается некоммунистических партий социалистической и социал-демократической ориентации, то в этом лагере в преддверии парламентских выборов произошла определенная перегруппировка сил. На базе движения «Согласия» и «Блока Ивана Рыбкина» в марте 1996 г. была создана Социалистическая партия России, которая после зарегистрированных изменений и дополнений в Уставе в июне 1998 г. получила статус политического общественного объединения. В апреле того же года состоялся учредительный съезд Русской социалистической партии, которую возглавил кандидат на пост Президента РФ, депутат Госдумы В. Брынцалов, покинувший ряды Социал-демократической партии Российской Федерации.

Движение «Социал-демократы» послужило основой создания одноименного избирательного объединения, в которое вошли «Союз народовластия и труда», Социалистическая партия России и ряд других объединений социалистической ориентации. Все эти социалистические и социал-демократические партии и коалиции стремились занять определенную нишу в российском политическом пространстве. С их стороны практически не было никакого противодействия власти или же она носила в основном декларативный характер. Объединяло эти партии и движения и то, что у них отсутствовала определенная социальная база. Они фактически не обладали электоральными возможностями, не занимали четких идейных позиций. Ситуация в этой части спектра отличалась раздробленностью, и не случайно, что на выборах в Госдуму 1999 г. эти партии имели худшие результаты среди избирательных объединений.

В заключение отметим, что к концу 1999 г. в стране более четко чем прежде выявились основные группы интересов, представленные политическими партиями, движениями и организациями, претендовавшими на завоевание политической власти в ходе очередных парламентских выборов. Политическая ситуация существенно отличалась от прошлых лет, прежде всего от 1998 г.

Во-первых, после финансового краха августа 1998 г. были приняты антикризисные меры «по врачеванию экономики», в результате чего наметились некоторые позитивные результаты. В первой половине 1999 г. российская экономика выросла примерно на 1,5%. Во-вторых, правительству удалось предотвратить социально-политический взрыв, который в условиях августа 1998 г. казался вполне реальным. В-третьих, укрепилось доверие россиян к правительству, что во многом было связано также со сложившейся к концу 1999 г. относительно стабильной ситуацией. Этому способствовал ряд факторов. На фоне сохранявшейся фрагментаризации политической жизни особенно важным в этом плане представлялись укреплявшие стабильность политической ситуации шаги главы государства. В августе 1999 г. Президент России утвердил дату выборов в Госдуму. В результате исчезла опасность их отмены. Б. Ельцин подтвердил и своевременность выборов нового президента, что также успокоило общество и депутатов. Еще одним важным фактором, повлиявшим на стабилизацию политической ситуации, стало назначение В. Путина и.о. главы правительства. Новому премьеру, занимавшему до этого должность руководителя Федеральной службы безопасности, оказали поддержку широкие массы страны, армия и регионы в лице значительной части губернаторов и глав законодательных собраний. В позиции нового премьера выявился отчетливый упор на достижение порядка и консенсуса в обществе. Ему удалось склонить часть оппозиции, прежде всего левой, к поддержке Президента РФ.

Таким образом, из вышеизложенного следуют три основных вывода. Первый состоит в том, что к моменту официального объявления начавшейся в августе 1999 г. избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы партийно-политический спектр отражал большое разнообразие распространенных в обществе идейных установок, а сам процесс дальнейшего становления российской многопартийности приобрел взрывной характер. В количественном отношении партийный «бум» в России, начатый с зарождения политических партий и общественно-политических движений еще в 1985-1990 гг. и продолженный как в преддверии парламентских выборов 1993 и 1995 гг. так и после них, выразился в том, что к моменту объявления даты выборов в Госдуму в 1999 г. Министерство юстиции зарегистрировало в качестве политических партий и движений 139 общественных объединений, которые имели право участвовать в выборах. Но в окончательный вариант бюллетеня для голосования будут включены только 26 избирательных объединений и блоков.

Второй вывод заключается в том, что, с точки зрения качественных критериев, – возможности, способы и степени влияния, опыт предвыборной борьбы и парламентской деятельности и т.д. – несомненное преимущество в преддверии выборов 1999 г. имели парламентские партии и объединения – КПРФ, НДР, «ЯБЛоко» и ЛДПР. В центре внимания этих политических партий и блоков находились все те же три основные проблемы: ход экономической реформы и технология ее осуществления, власть и проблемы становления партийно-политической системы, включая принцип разделения властей, организацию верховной государственной власти и национально-государственное устройство России. Фактически не изменились идеология, программы и стратегия политических партий и блоков. Вместе с тем, как и прежде, они различались видением перспектив этих проблем и способами их разрешения. Наконец, еще один вывод состоит в том, что в преддверии выборов образовались новые политические объединения – «Отечество - Вся Россия», «Единство», Союз правых сил, - которые, создав региональные структуры, используя финансовые и иные ресурсы, смогли выдержать конкуренцию с парламентскими партиями и объединениями.

В целом партийно-политический спектр России в канун выборов 1999 г. отличался сложностью, неоднозначностью и внутренней раздробленностью. Когда в 1998 г. была осуществлена перерегистрация общественных объединений, претендовавших на получение статуса политических, то количество участников избирательной кампании резко сократилось (с 262 до 139). У большинства партий и блоков отсутствовал устойчивый электорат, готовый оказать им необходимую поддержку. Многие из них имели примерно равные электоральные возможности.

Широко были представлены все десять избирательных блоков, прошедших процедуру регистрации в Центризбиркоме, а также политические партии и движения, уже известные российским избирателям по прежним парламентским выборам, на которых им не удалось добиться их поддержки и пройти в Государственную Думу. Это – Аграрная партия России, Крестьянская партия России, Партия самоуправления трудящихся, Российская христианско-демократическая партия, Союз реалистов, Конгресс русских общин, «Трудовая Россия», Русская партия, Российский общенародный союз и др. В числе зарегистрированных были женские политические организации (Общественно-политическое движение женщин России, «Движение женщин за здоровье нации», Женский объединенный союз, Движение «Женщины России», Российская партия защиты женщин), профессиональные организации (Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации, движение «Шахтеры России» и др.); объединения по интересам (движение матерей «За социальную справедливость», «Моя семья» и другие. Большинство из них внезапно появлялись и столь же быстро исчезали. Все эти объединения отличались аморфностью партийно-политической структуры, малочисленностью, расколами и размежеваниями. Их деятельность не затрагивала глубинные слои общества и не оказывала заметного влияния на предвыборную расстановку политических сил. Вместе с тем следует признать, что возникновение огромного количества партий и движений в российской системе, которым предстояло пройти проверку на прочность, являлось одной из форм представительства и выражения интересов различных слоев формировавшегося гражданского общества.



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы