Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Введение федеральных войск в Чечню |
Страница 15 из 53
Введение федеральных войск в Чечню
Принятие новой Конституции РФ и «Договора об общественном согласии» не разрешило всех проблем достижения политической стабильности и укрепления российской государственности. К тому же оставался открытым вопрос о парламентском контроле относительно использования вооруженных сил внутри страны. В то время это была одна из наиболее острых и актуальных проблем. Свидетельство тому – острый и противоречивый процесс складывания отношения федерального Центра с самопровозглашенной Чеченской Республикой Ичкерией, приведший к чеченской войне. 10 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска. Предпосылками таких действий федеральных войск было резкое обострение обстановки в Чечено-Ингушской Республике, организация массовых беспорядков с применением насилия в целях отстранения от власти действовавших органов власти, провозглашенный в одностороннем порядке курс руководства Республики, пришедшего к власти в результате государственного переворота в сентябре 1991 г., на достижение полного государственного суверенитета, ошибки и просчеты федеральных властей и ряд других . Напомним, что еще в ноябре 1990 г. Верховный Совет тогда еще единой Чечено-Ингушетии принял Декларацию о государственном суверенитете Республики. Тогда же состоялся первый съезд чеченского народа, переименованный затем в Общенациональный конгресс чеченского народа, который провозгласил себя высшим органом власти Чеченской Республики. Во время событий 19-21 августа 1991 г. власти Республики поддержали ГКЧП, однако Общенациональный конгресс, который к тому времени возглавил Дж. Дудаев, первый чеченский генерал с опытом афганской войны, бывший командир дивизии авиации стратегического назначения, встал на сторону Б. Ельцина, организовал сопротивление ГКЧП. В конце августа - начале сентября действовавшая система органов власти в Республике оказалась разрушенной. 28-29 августа боевые отрады Общенационального конгресса чеченского народа с применением насилия захватили аэропорт, блокировали улицы и площади г. Грозного, ведущие к зданиям Совета министров, радио- и телецентра. 1 сентября 1991 г. исполком Общенационального конгресса чеченского народа и его лидеры объявили Верховный Совет Республики распущенным. Затем Д. Дудаев заявил о необходимости разделения Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики, а также обеспечения государственного суверенитета Чечни с избранием собственных парламента и президента. Такие действия исполкома Общенационального конгресса придали новый импульс массовым беспорядкам, организованным в целях отстранения от власти ее законных органов. Лидеры исполкома Общенационального конгресса чеченского народа игнорировали федеральное законодательство, не выполняли указания Центра о сдаче оружия и роспуске незаконно созданных вооруженных формирований и т.д. Как видим, руководство Чечни действовало противоправно, взяло курс на провозглашение независимости Республики, формируя вооруженные отряды, неподконтрольные Центру и не признавая действие федерального законодательства на территории Чечни. Прибывший в Чечню Р. Хасбулатов одобрил тогда роспуск Верховного Совета Республики. Был сформирован новый орган республиканской власти – Высший временный Совет, который возглавил народный депутат СССР Л. Магомадов. Это была фактически первая попытка российского руководства «посадить» своего человека в Грозном. Но она оказалась безуспешной, как, впрочем, и все последующие, ибо реальная власть находилась в руках Д. Дудаева, который надеялся на «равноправную» встречу и переговоры только с самим Б. Ельциным. Попытки российского руководства «надавить» на Д. Дудаева, в том числе путем издания соответствующих постановлений с указанием, что назначенные на 27 октября 1991 г. выборы в высшие органы государственной власти Чечено-Ингушской Республики не будут иметь правовой основы и потому не могут быть признаны законными, не давали конструктивных результатов . 27 октября Д. Дудаев был избран президентом республики. Уже 1 ноября он своим первым указом объявил последнюю суверенным и независимым государством. Съезд Народных депутатов РСФСР 2 ноября 1991 г. признал выборы президента Республики и выборы в высшие органы государственной власти незаконными. Провозгласив полную независимость своей Республики, Д. Дудаев сделал тем самым первый шаг к будущей чеченской войне. В таких условиях в интересах охраны конституционного строя Б. Ельцин вынужден был ввести в Чечено-Ингушетии чрезвычайное положение. Оно вводилось на один месяц – с 9 ноября до 9 декабря 1991 г., но фактически оно действовало всего три дня, т.к. Верховный Совет РСФСР не утвердил Указ Президента от 7 ноября 1991 г. «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской Республике» . Таким образом, впервые на части территории России вводилось чрезвычайное положение, которое, правда, так и не обеспечило реализацию целей его введения. К тому же действия Б. Ельцина по урегулированию ситуации в Чечено-Ингушетии, как отмечалось, не нашли соответствующей поддержки со стороны Верховного Совета РСФСР. В результате социально-политическая ситуация ухудшалась, конфликт с республикой продолжал разрастаться. Руководство Республики восприняло Указ от 7 ноября 1991 г. о введении чрезвычайного положения как посягательство на свободу чеченцев, многие из них взялись за оружие, вливаясь в незаконно созданные вооруженные отряды. В таких условиях в Чечню были введены (с трех сторон) федеральные войска спецназа и внутренних войск. Так был сделан упор на военные, силовые методы разрешения чеченского кризиса. В ответ на действия федеральных властей вооруженные отряды и местное население блокировали аэропорты и некоторые другие объекты, а Д. Дудаев объявил в Республике военное положение, приказав превратить каждый дом и каждый объект в вооруженную крепость. С этого времени и в течение последующих двух с лишним лет российское руководство вело безуспешные переговоры с Д. Дудаевым. Оно фактически признало самостоятельный статус Чечни, а самого Д. Дудаева президентом Республики. К середине 1992 г. федеральные войска были выведены с территории Чечни. Федеральные власти оставили Д. Дудаеву все оружие, находившееся на территории Чечено-Ингушской Республики, в том числе 260 учебно-тренировочных самолетов, Одновременно федеральные власти признали образование, как того добивался Д. Дудаев, двух новых республик – Чечни и Ингушетии. Съезд народных депутатов России упразднил Чечено-Ингушскую АССР и в соответствии с Законом РФ от 4 июня 1992 г. в составе Российской Федерации была образована Ингушская Республика . Чеченский кризис встал в центр политической жизни России. Он вызвал новый виток напряженности в отношениях между Центром и субъектом федерации, что способствовало дестабилизации политической ситуации в России. Таким образом, можно подвести итоги и сделать вывод о том, что следствием осуществления политической линии федерального центра по разрешению кризиса в Чечне стало развитие трех негативных процессов в политической жизни общества. Во-первых, чеченский конфликт все больше превращался в фактор политической дестабилизации в России. Во-вторых, произошла консолидация значительной части населения Республики вокруг Д. Дудаева, который в то время еще готов был пойти на компромисс с федеральным Центром при условии переговоров с самим Президентом. Одновременно в Республике, как, впрочем, и среди части народов Северного Кавказа, стали развиваться антироссийские настроения. В-третьих, начался новый виток напряженности в отношениях между ветвями власти, между Центром и некоторыми субъектами федерации, исполнительной властью и многими политическими партиями и общественно-политическими движениями, в том числе и среди тех, которые еще недавно активно поддерживали региональную политику Центра.
|