Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг. |
Страница 45 из 53
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Начало 1994 г. ознаменовалось новыми подходами во внешней политике Правительства России. Прежде всего, отметим главенствующую роль Президента РФ в формировании и осуществлении внешней политики России. После принятия новой Конституции РФ эта роль многократно возросла. Она зафиксирована в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства, а также в ст. 86, где говорится о конкретных предметах ведения главы государства в сфере внешней политики. Важную роль в формировании внешней политики Правительства России играл Совет безопасности РФ. В декабре 1995 г. был создан Совет по внешней политике при Президенте РФ, который во многом взял на себя функции межведомственной внешнеполитической комиссии Совета безопасности России. Одновременно Президент РФ неоднократно подтверждал, в том числе своими указами, координирующую роль МИД РФ в формировании и осуществлении внешней политики России. Однако создать высокоэффективный механизм выработки единого внешнеполитического курса не удалось, что выражалось порой в противоречивости установок различных учреждений и ведомств, которые имели то или иное отношение к координации и формированию внешней политики России. МИД России вместо основополагающей идеи общности интересов с Западом прежде всего с США, выдвинул концепцию, при сохранении в целом прозападной ориентации, соблюдения и защиты национальных интересов РФ. В этой связи все чаще стал распространяться тезис о столкновении интересов России и Запада, а руководство страны – заявлять на международной арене о России как державе, имеющей и отстаивающей собственные геополитические и национальные интересы. Россия начала отходить от антисербской позиции в бывшей Югославии, линия некоторой конфронтации наметилась по проблемам расширения НАТО из-за Ирака, имели место расхождения по проблеме торговли оружием, ракетной техникой и др. Новый подход нашел свое выражение и в многостороннем характере внешней политики, направленной прежде всего на решение внутренних проблем, чему способствовала в известной степени отставка в 1995 г. А. Козырева и назначение на пост министра иностранных дел Е. Примакова. Последний заявил, что без активной внешней политики «трудно, если вообще возможно, осуществлять кардинальные внутренние преобразования, сохранить свою территориальную целостность. России далеко не безразлично, каким образом и в каком качестве она войдет в мировое хозяйство – дискриминируемым сырьевым придатком или его равноправным участником. Это также во многом относится к функции внешней политики». Отметим и такую характерную черту формирования внешней политики России в 1994-1999 гг., как повышение степени интегрированности страны в мировую экономическую систему, а также ориентация, в отличие от 1992-1993 гг., на более тесные и плодотворные отношения со странами СНГ на двусторонней основе.
|