Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Советская политическая культура

Советская политическая культура

В начале ХХ в. Россия стала ареной острейших столкновений между обществом и властью. В конечном итоге всеобщее недовольство, нерешенность проблемы власти и других оставшихся после революции 1905-1907 гг. вопросов – аграрного, рабочего, национального, состояние глубокого социального и политического кризиса, вызванного, наряду с другими причинами, участием России в Первой мировой войне, постоянное противоборство между субкультурами, переросшее в конфликт, патриархально-традиционной, охранительно-консервативной и либеральной – отличавшихся специфическими взглядами и различными предпочтениями и отношением к правящей власти, - все это в начале 1917 г. привело к революционному взрыву. Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Произошел быстрый распад старой политической системы. Возникло двоевластие Советов и Временного правительства. В этом заключалась одна из главных особенностей февральской революции 1917 г. Новые органы власти неорганически взаимодействовали между собой и вместе с тем жестко противоборствовали. В этих условиях политическая культура приобретала дуалистический характер с ориентацией на различные системы ценностей. Если доминирующий социокультурный поток был втянут в активную общественно-политическую жизнь, как и прежде, содержал ценности коллективизма, соборности, справедливости, равенства и т.д., то либеральная субкультура, охватывавшая меньшинство населения, ориентировалась на ценности свободы и права человека, плюрализм, частную собственность, конкуренцию и рынок и иные демократические ценности и нормы. В ходе февральской революции были упразднены жандармерия, полиция и правление по печати, осуществлявшее в ту пору цензуру, дисциплинарные и уголовные суды. 1 сентября правительство провозгласило Россию республикой. Оно готовило выборы в Учредительное собрание, реформу местного самоуправления, земельную реформу. Была расширена система земельных комитетов, получили дальнейшее развитие права фабрично-заводских комитетов. Одной из своих задач правительство считало созыв Учредительного собрания. Предполагалось, что последнее изберет временного президента республики, который будет наделен законодательной инициативой. Намечалось создать сильную исполнительную власть и осуществить другие меры в сфере государственного строительства.

Однако осуществить поставленные задачи, как и достичь общего блага граждан, не удалось. В России каждая очередная попытка модернизации, как правило, порождала усиление политического радикализма. Этому, наряду с другими причинами способствовала политическая культура части населения, нерешенность конкретных социально-экономических задач, отсутствие правового самосознания, массовой приверженности граждан ценностям уважительного отношения к властям, традиционного законопослушания, убежденности в эволюционно-реформистском пути развития. Используя эти и другие факторы, сыгравшие важную роль в радикализации российского политического процесса, большевикам удалось установить свою власть и разрушить все проекты Временного правительства. Началась ломка старого государственного аппарата, создание новой политической системы с господством одной коммунистической идеологии и одной коммунистической партии, с сохранением у большинства населения в качестве общепринятых стандартов политического поведения подданнических политических ориентаций. В советский период политическая культура как культура тотальной зависимости населения от власти и постоянной демонстрации личной лояльности к ней имела свою динамику формирования: разрушались прежние общекультурные и общегражданские ценности и ориентиры населения; в противоположность политико-культурным ценностям, откристализованным за долгую историю западной демократией, складывались ценности и образцы массового политического поведения, которые были связаны со становлением в стране тоталитарного режима; жители страны, веками ориентировавшиеся по преимуществу на соборность, общинность, на нормы коллективистской морали при одновременной склонности к авторитаризму и сильному лидеру харизматического типа, воспитывались в духе преданности правящей партии, воплощавшей примат сильного государств перед индивидуальными целями и интересами личности; создавалась система, позволявшая контролировать процесс трансляции коммунистических идей во внутреннюю структуру общества и индивида; уничтожалась частная собственность, конкуренция, рынок, что предопределяла неразвитость индивидуальности, статуса личных притязаний, демократических институтов. Это было подкреплено тотальным контролем со стороны государства и правящей партии, исключавшим несанкционированную активность гражданина. До середины 80-х годов ХХ века в стране в условиях монополии КПСС на власть и коммунистической идеологии в качестве официальной доминировал гегемонистский тип политической социализации, предусматривавший единую систему политического воспитания. Вот почему идеи рынка, частной собственности, политической и экономической свободы, конкуренции, плюрализма, правового государства и гражданского общества, прочие идеи либеральной демократии не стали неотъемлемой частью политической культуры советского человека. Вместе с тем советский режим трансформировал многие черты русской культуры в ориентации на господствовавший характер власти в лице правящей компартии. Из предшествующих культур он вобрал в свою политическую культуру: самодержавные традиции управления, вождизм, как феномен культуры тотальной зависимости населения от власти, и как сущность персонифицированной власти, хотя и обличенной в иную форму; мессианство, превратив его в массовую идеологическую установку на мировую революцию, небюрократические ценности, включая ориентацию на господствующий характер власти, всеобщее единомыслие общественного сознания и нетерпимость к инакомыслию, отказ от принципов классической представительной демократии. Мессианство - религиозное учение о пришествии Божьего посланца (мессии), призванного установить справедливый и угодный Богу порядок. В древности и в средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией. Многие политологи, характеризуя политическую культуру советского периода как искусственно гомогенную, обращают также внимание на сохранение советским режимом таких черт русской культуры, как общинный характер, пассивность, религиозность, и мифологизированность сознания, которые трансформировались в советский коллективизм, в апатию, отсутствие ориентаций на вход в политическую систему , в наделение харизматическими чертами вождей, веру в построение светлого будущего . Но первым на это обратил внимание известный философ Н. Бердяев. По Н. Бердяеву, большевизм «воспользовался русскими традициями деспотического управления сверху и, вместо непривычной демократии, для которой не было навыков, провозгласил диктатуру, более схожую со старым царизмом; большевизм воспользовался «русским мессианизмом, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые пути России»; он отрицал «свободы человека, которые и раньше неизвестны были народу, которые были привилегией лишь верхушки культурных слоев общества» большевизм воспользовался также «свойствами русской души, во всем противоположной секуляризированному буржуазному обществу, ее религиозностью, ее догматизмом и максимализмом, ее исканием социальной правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и терпеливому несению страданий, но также к проявлениям грубости и жестокости». Кроме того, в большевизме соответствует «старым традициям» крайний этатизм, охватывающий «железными тисками жизнь огромной страны», «тоталитарность, требование целостной веры», полицейское государство, которое «по способам управления очень похоже на старое русское государство» и ряд других .

Для беднейших слоев населения казались оправдательными идеи Советов, революционного насилия, перекликавшимися с традициями общинных сходов и многочисленных бунтов. Изначально система созданных Советов, в которые избирались представители широких слоев общества, олицетворяла общую волю народа. Последняя вовлекалась в решение важнейших вопросов – войны и мира, собственности, земли, принципов организации власти и т.д. На этом этапе становления новой власти Советы выглядели в определенном смысле как демократические органы, выражающие власть народа, его волю. Но вскоре первоначальная благородная идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах была деформирована, обернулась диктатурой. В условиях становления и господства одной коммунистической партии рожденные творчеством масс Советы постепенно стали приобретать чисто декоративный характер. Избирательный механизм, трактуемый в демократическом смысле слова, перестал работать, выборы как основа основ демократии и электоральное участие начали носить безальтернативный и сугубо мобилизационный характер; представители правящей компартии заняли в Советах, а также в экономических и военных структурах власти руководящие посты: идеологическо-репрессивный аппарат обеспечивал послушание и восторги властью; партийно-государственные структуры контролировали деятельность Советов, профсоюзов, комсомола и иных общественных организаций, которые, находясь под влиянием компартии, выражали не собственную, а официальную точку зрения. Анализируя функционирование подобной системы в национал-социалистической Германии, американский ученый Х. Арендт охарактеризовал ее как партийное государство. Это определение с некоторыми исключениями подходит и к политической системе, формировавшейся в советском обществе. Что же касается политической культуры, то, по своей основной модели, она была не либерально-демократической, а тоталитарно-авторитарной культурой с присущими ей характерными чертами. Формируемая «сверху» на безальтернативной основе, она отличались неразвитостью гражданских позиций, использовала подданнический тип политических ориентаций, включая приверженность такого отношения к государству, реальной (партийно-государственной) власти, к конкретному руководителю, средствам массовой информации.

Развитие в советской стране политической системы с присущей ей политической культурой и механизма государственной власти явилось попыткой реализовать общетеоретические принципы, выдвинутые основоположниками марксизма .

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. В целом советская политическая культура, формируемая властью, отличалась устойчивостью стереотипов и системы ценностей, преобладанием тоталитарных и авторитарных начал, приоритетностью коллективистских качеств советского гражданина, ориентацией на революционные методы преобразования, а также замкнутостью культурного пространства и самоизолированностью от внешнего мира. Она характеризовалась воспроизведением устойчивых образцов подданнического типа политического поведения и политических ориентаций, во многом отторгала предпосылки гражданского общества, оказалась несовместимой со многими политическими институтами и общепринятыми ценностями демократического режима. Такие либерально-демократические ценности как права человека, гражданское общество, правовое государство в секторе политических предпочтений в советском обществе оказались отодвинутыми на задний план. Общество оказалось расколотым на две разные силы – «новый класс», «партийно-государственную и хозяйственную номенклатуру» с иерархией должностей сверху донизу при отсутствии должной обратной связи между массой народа и такими руководителями, и всех остальных граждан, в массовом сознании которых преобладала устойчивая система ценностей. У значительной части населения сохранялась убежденность в превосходстве социализма как общественно-политической системы над капитализмом, идущего якобы ложной дорогой, отличной от пути, избранного СССР и другими социалистическими странами. Сохранение у нее убежденности в превосходстве социализма, а также сильной власти Центра, активное использование этой властью для политического воспитания масс ценностей коммунистической идеологии, выступающей в качестве официальной государственной идеологии, во многом предопределили слабость либеральной индивидуалистической субкультуры. Попытки модернизировать систему в годы «перестройки», хотя и повлияли на либерализацию общественных отношений, заметно не изменили ценности и образцы политического поведения граждан. К тому же горбачевская политическая система фактически оказалась «глухой» относительно требований граждан. Она не реагировала на их растущие запросы. В результате усиливались апатия и отчужденность масс от политики и правящей власти.



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы