Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Россия и США

Россия и США

Важное значение руководство страны придавало развитию дружественных отношений с США. Необходимость в обеспечении стабильных отношений с этим государством была продиктована рядом объективных обстоятельств: Россия и США являются крупнейшими ядерными державами; оба государства как постоянные члены Совета Безопасности ООН несут особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности; они активно участвуют в процессах ограничения и сокращения вооружений, достижения общих целей в сфере безопасности; имеют точки соприкосновения или близкие позиции по многим международным проблемам. От США и России во многом зависит судьба общеевропейского процесса, осуществление Хартии европейской безопасности, принятой на Стамбульском саммите ОБСЕ. Возросшая конфликтность на региональном уровне также обусловливала необходимость сотрудничества двух стран.

Кроме того, провозглашенный курс на стратегическое сотрудничество с США предполагал взаимодействие во многих сферах общественной жизни, обеспечения национальной и международной безопасности. Оба государства заявили, что они больше не рассматривают друг друга в качестве противников. Основные ориентиры и направления совместной деятельности России и США, в том числе в сфере обеспечения международной безопасности, экономического партнерства и т.д. нашли отражение в совместных заявлениях, принятых в ходе встреч на высшем уровне, в том числе в Хельсинки (март 1997 г.) и в Москве (сентябрь 1998 г.). Так, в Совместном заявлении, подписанном Б. Ельциным и Б. Клинтоном в сентябре 1998 г. в Москве указывалось на необходимость мобилизации усилий всего международного сообщества в целях противодействия и отражения вызовов, связанных с угрозой безопасности на рубеже XXI века. При этом подчеркивалась ведущая роль обоих государств в деле достижения общих целей в сфере безопасности, противостояния новым глобальным вызовам и угрозам. В 1994-95 гг. США оказывали российскому руководству политическую поддержку. На встречах руководителей двух стран в Москве и Галифаксе (1995 г.) США поддержали курс России на осуществление демократических реформ. Оба государства рассмотрели и определили возможности решения многих международных проблем. Вместе с тем США заметно противодействовали России по всем тем направлениям, которые, по убеждению американского руководства, не отвечали их национальным интересам. В конкретную плоскость было переведено российско-американское сотрудничество в сфере экономических отношений. Рос товарооборот, расширялись деловые контакты, американский бизнес стремился освоить огромный российский рынок, осуществлялись масштабные проекты по разработке нефтяных месторождений и т.д. На основе принятого в США еще в 1993 г. Закона «О дружбе с Россией и другими новыми независимыми государствами» пересматривалось более 70 законодательных актов дискриминационного характера, хотя окончательный отказ от различных ограничительных мер по торговле с Россией в то время так и не произошел.

Вполне конкретные шаги Россия и США предприняли в деле ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). 5 декабря 1994 г. вступил в силу подписанный еще в июле 1991 г. Договор об СНВ-1, ставший примером готовности сторон учитывать интересы друг друга. Поскольку ратификация этого Договора затягивалась, то два государства в 1997 г. договорились о том, чтобы продлить срок сокращений СНВ до суммарного уровня 3000-3500 боезарядов у каждой стороны до 31 декабря 2007 г. С августа 1999 г. начались консультации сторон по СНВ-3. Однако в США оттягивали разработку основных направлений переговоров по данной проблеме. Необходимо отметить и такие направления совместного в целом продуктивного взаимодействия, как обеспечение мира, доверия и безопасности в Европе, осуществление по возможности совместных проектов по исследованию космоса, а также в области химического оружия и конверсии военной промышленности и ряд других.

Масштабным шагом в деле ядерного разоружения стало подписание 26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке с участием министров иностранных дел России, США, Белоруссии, Казахстана и Украины пакета соглашений, касающихся вопросов правопреемства в отношении Договора по ПРО, а также разграничения стратегической и нестратегической ПРО. Достигнут был прогресс и в других сферах партнерства. Вместе с тем отметим, что в двусторонних отношениях во второй половине 90-х годов обозначились некоторые трудности и противоречия. Во многом это было связано с тем, что определенные силы в США делали ставку на глобальное доминирование, пренебрежение международными нормами и обязательствами. Россия в таких условиях не шла на эскалацию напряженности во взаимоотношениях с США, хотя с назначением министром иностранных дел Е. Примакова в январе 1996 г., отличавшегося собственным видением международных проблем и места России в современном мире, российская дипломатия усилила акцент на национальных интересах и пыталась по мере сил их отстаивать. Но именно при Е. Примакове произошло форсированное расширение НАТО, и Россия оказалась перед фактом закрепления со стороны Запада новой расстановки сил. Не удалось, как отмечалось, предотвратить кровавую операцию НАТО против Югославии. Несколько жестких заявлений, сделанных в этой связи и разворот самолета Е. Примакова в воздухе на подлете к Америке не меняли сути проблемы, поскольку эти действия российской стороны не могли остановить агрессию НАТО, осуществленную за пределами стран, входящих в этот блок. Тревожные тенденции обозначились в двусторонних отношениях и в связи с решительным заявлением Президента России Б. Ельцина от 10 декабря 1999 г. о том, что Россия обладает полным арсеналом ядерного оружия. Немало разочарований принесла Западу и снисходительная позиция, занятая Б. Ельциным по отношению к некоторым участникам стамбульского саммита ОБСЕ в ноябре того же года. Вместе с тем отметим, что со стороны Вашингтона порой предпринимались недружественные шаги по отношению к России. В США не видели демократическую Россию в качестве равноправного союзника и поэтому сотрудничество с ней рассматривали с тактической, а не стратегической точки зрения. Такой характер взаимоотношений с Россией был прямо связан с внешнеполитической стратегией США в целом и распространением ее и на отношения с Россией. Эта стратегия предполагала не только сотрудничество в сфере обеспечения национальной и международной безопасности, но и соперничество во многих областях внешнеэкономических и политических отношений, в том числе в сфере торговли, современных технологий, передовых и наукоемких областях экономики и т.п. Объективный характер противоречий с США во многом определялся стремлением России к экономическому и политическому возрождению, приумножению технологического и военного потенциала, что создавало бы, по мнению американской правящей элиты, для США в международном пространстве ситуацию, недостаточно благоприятную для осуществления ее внешнеполитической стратегии. Все эти и другие объективные и субъективные факторы не исключали, а предполагали наличие существенных различий в подходах к решению ряда проблем (региональные конфликты в Ираке, Косово, объявление Россией в 1995 г. СНГ «сферой своих жизненных интересов», соперничество на рынках продажи оружия и др.). Но и в этих условиях требовалось экономическое, военное и военно-политическое сотрудничество с Россией. Иными словами, существовал комплекс причин, который подталкивал США к более тесным отношениям с Россией, прежде всего, в сфере обеспечения национальной и международной безопасности, борьбы с международным терроризмом, сокращением уровня ядерных вооружений, решения проблемы угрозы распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. В основе разрешения всех этих проблем – объективное единство многих взаимных интересов США и России.



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы