Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение

Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение

Несмотря на существенные уступки режиму Д. Дудаева со стороны федеральных властей, его непродуманная политическая линия вела республику к глубокому кризису. Это нашло выражение в противостоянии властей, противоборстве режима Д. Дудаева с парламентом, его роспуск и введение в Республике прямого президентского правления. В Республике расцветал бандитизм, как грибы росли разного рода вооруженные формирования, которые захватывали заложников, рейсовые автобусы, требовали выкуп и т.п. Все чаще жертвами уголовников становилось русскоязычное население. Так продолжалось до 1994 г. Иными словами, создавалась реальная угроза безопасности граждан и конституционному строю Республики. В этот период федеральные власти намеревались решить «чеченскую проблему» руками антидудаевской оппозиции, выразившей готовность сотрудничать с Центром. Но боевые отряды оппозиции, некоторые лидеры которой имели весьма сомнительное прошлое, терпели одно поражение за другим. Отступив в Надтеречный и Урус-Мартановский районы, 6 декабря она образовала Временный Совет Чеченской Республики во главе с У. Автурхановым, главой администрации Надтеречного района. Антидудаевская оппозиция обратилась с просьбой к федеральным властям считать Временный Совет единственным законным органом власти в Республике. Б. Ельцина, очевидно, убедили в целесообразности такого подхода. Изначально он был уверен, что оппозиция сама, без вмешательства федеральной армии, наведет в Республике порядок. Однако отряды оппозиции, несмотря на существенную военную поддержку Центра, терпели поражения. Не помогли и выделенные бронетранспортеры и танки и направленные на помощь российские солдаты и офицеры, спешно уволенные из рядов Вооруженных Сил РФ.

26 ноября началась неудовлетворительно проведенная в военном отношении операция по разрешению кризиса в Чечне. В этот день боевые отряды оппозиции штурмовали Грозный. Из гранатометов были уничтожены ворвавшиеся в город танки. В плен попали многие российские солдаты и офицеры. Министр обороны П. Грачев публично отрекся от своих подчиненных, которых направил в районы, контролируемые оппозицией, т.к. такие люди, по его словам, не числились в списках личного состава Вооруженных Сил. И действительно, формально это были офицеры, которые оформили нелегальные отпуска и контракты. Что же касается солдат, то их тоже формально увольняли из рядов Вооруженных Сил, подписывая с ними контракты по обслуживанию боевой техники. Все это выглядело так, что министр обороны в сложной ситуации бросил своих офицеров и солдат, которые так и не могли, очевидно, толком понять, ради чего они воюют. В этих условиях собрался Совет безопасности и вновь стал обсуждать «чеченскую проблему». В результате было принято ошибочное решение о проведении полномасштабной военной операции в Чечне. Суть непродуманного политически и в военном отношении решения состояла в том, чтобы в две-три недели провести военную операцию по разрешению кризиса и разогнать «бандитов». Вот кто принимал решение о военной операции в Чечне: Президент РФ Б. Ельцин, министр обороны П. Грачев, министр юстиции Ю. Калмыков, министр иностранных дел А. Козырев, директор Федеральной пограничной службы А. Николаев, директор Службы внешней разведки Е. Примаков, председатель Государственной Думы И. Рыбкин, директор Федеральной службы контрразведки С. Степашин, министр по делам чрезвычайных ситуаций С. Шойгу, председатель Совета федерации В. Шумейко . Вслед за тем события стали развиваться стремительно. С конца ноября по 11 декабря 1994 г. было принято несколько указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по Чечне. Так, 30 ноября Президент Б. Ельцин подписал Указ, который положил начало военного вторжения на территорию Чечни. В тот же день была создана группа руководства действиями по разоружению бандформирований в Чечне в составе: Н. Егорова, В. Ерина, П. Грачева, С. Степашина, А. Куликова, С. Юшенкова. Полномочным представителем Президента в Чечне Б. Ельцин назначил Н. Егорова. 1 декабря здание Государственной Думы пикетировали представители чеченской диаспоры в Москве, протестовавшие против «имперских амбиций Москвы» и применения военных действий по отношению к Чечне. Через три дня после этой акции, 4 декабря Парламент Конгресса народов Кавказа принял решение об оказании помощи народам Чечни в случае вторжения федеральных войск в Республику. Тем не менее, уже 9 декабря Правительство РФ подписало Постановление, предусматривавшее право на военное вмешательство в чеченский конфликт.

В тот же день Президент РФ подписал Указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и в зоне осетино-ингушского конфликта». Указ предоставлял Правительству право на разоружение всех незаконных формирований. В ответ на эти действия федеральных властей Д. Дудаев заявил, что готов пойти на свободные выборы в течение месяца без выставления своей кандидатуры, если Россия и мировое сообщество признают независимость Чечни. 6 декабря П. Грачев и В. Ерин встретились с Д. Дудаевым и согласились, что 12 декабря во Владикавказе будут начаты переговоры. Однако 11 декабря 1994 г. в Чеченскую Республику были введены подразделения войск МВД и МО РФ с целью восстановления конституционной законности и правопорядка на ее территории. Так началась военная операция федеральных войск в Чечне. В тот же день на Грозный с трех направлений двинулась боевая техника и личный состав подразделений Вооруженных Сил и Министерства внутренних дел России. Боевые действия стали приобретать исключительно ожесточенный и кровавый характер. По Грозному методично наносились ракетно-бомбовые удары.

Между тем, части и подразделения, вошедшие в Чечню, встречали серьезное сопротивление. Те из них, которые шли через Ингушетию и Дагестан, были блокированы соответственно местными жителями и чеченцами-аккинцами. В результате продвинулись только части и подразделения, которые двигались через районы, занятые отрядами оппозиции. В 10 км от Грозного федеральные войска были обстреляны отрядом В. Арсанова, будущим вице-президентом А. Масхадова. В связи с началом боевых действий отметим позицию парламента. Еще 8 декабря 1994 г. Совет федерации принял Постановление, в котором содержалось указание не допускать применения силы на территории Чеченской Республики до принятия в соответствии с Конституцией РФ компетентными органами иного решения. 16 декабря того же года он предложил Президенту РФ прекратить боевые действия и вступить в переговоры с республиканскими властями.

31 декабря федеральные войска начали ночной штурм Грозного. Он продолжался до 5 января и ознаменовался серией неудач. Российские генералы, уповавшие на силу оружия, не сделали никаких выводов из ранее организованного танкового штурма Грозного, предпринятого еще 26 ноября 1994 г. В тот день спланированная операция провалилась, она стала военной катастрофой; танки, отсеченные снайперами и гранатометчиками от пехоты, были подбиты, а десятки солдат погибли, многие попали в плен. И теперь, 31 декабря, вновь, как и 26 ноября, танковая операция стала военной катастрофой. Танковую колонну с необученными солдатами, прорвавшуюся к центру города, встретили снайперы и гранатометчики, среди которых было немало профессионалов-наемников. Главная ставка в отработанной Д. Дудаевым специальной тактике ведения городского боя делалась именно на этот контингент защитников города. В результате снайперы и гранатометчики методично, один за другим уничтожали прорвавшиеся танки и БТР. Отсеченную от последних пехоту противник расстреливал. Шквальный обстрел разрушал здания. Федеральные войска несли потери. По свидетельству думского депутата А. Шабады, находившегося в те дни в Грозном, только на Вокзальной площади города 2 января было подбито тридцать единиц бронетехники. По зарубежным данным, в декабре - первой половине 1995 г. из 250 единиц бронетехники больше 200 единиц было уничтожено. Никто ответственности за это не понес. Чтобы окончательно занять Грозный федеральным войскам потребовалось три месяца.

Таким образом, ставка федерального центра на быструю победу в Чечне не оправдалась. Ее итог очевиден: гибель мирных жителей, женщин, стариков; убитые, раненые и искалеченные.

В такой ситуации ни о какой консолидации политических сил России не могло быть и речи. Напротив, налицо были раскол общества, рост националистических и шовинистических настроений, осуществление крупномасштабных диверсий, захват заложников, развитие терроризма. Воинственный генерал Д. Дудаев в одном из своих интервью говорил о том, что «в Москве готовится серьезный удар, и на этот счет у него уже есть заготовленные варианты». «Возможны, - утверждал генерал, - крупномасштабные диверсии, в которых Москва захлебнется. От вариантов, которые готовятся, у меня мурашки по коже бегут. И все это разыграется на нашей карте, на чеченской». Теряя чувство реальности, генерал Д. Дудаев грозил перенести боевые действия на российские города, которые «будут преданы огню и уничтожению», и даже сжечь Россию в атомном огне.

Варварская, жестокая по средствам ведения война продолжалась еще полтора года, пока с Чечней не был подписан мир. 19 января 1995 г. Совет Федерации Федерального Собрания вынужден был констатировать, что «на территории субъекта Российской Федерации идет гражданская война, и Чеченская Республика превратилась в зону массового нарушения прав и свобод человека». Комиссия Государственной Думы, которая будет готовить вопрос об отрешении от должности Б. Ельцина, предъявит ему наряду с другими обвинение за пролитую кровь в чеченской войне, которую, очевидно, возможно было избежать. Война в Чечне оттолкнула от Б. Ельцина многих бывших его сторонников. Рейтинг Президента РФ неуклонно падал. Совет Федерации признал, что эскалация вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики стала возможной вследствие невыполнения Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 1994 г. № 291-I СФ «О положении в Чеченской Республике» и Постановления Совета Федерации Федерального Собрания от 17 декабря 1994 г. № 307-I СФ «О положении в Чеченской Республике».

Президенту было предложено незамедлительно привести действия федеральных органов государственной власти в Чеченской Республике в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Совместно с Государственной Думой планировалось создать комиссию по расследованию событий в Чеченской Республике.

В апреле 1995 г. думские депутаты приняли Закон «О мерах по урегулированию чеченского кризиса», запрещавший использование вооруженных сил и создание чрезвычайных органов управления без введения чрезвычайного положения. Президент РФ отклонил этот Закон. Он подписал Указ «О дополнительных мерах по нормализации обстановки в Чеченской Республике», в соответствии с которым объявлялся «праздничный» мораторий на ведение боевых действий в Чечне с 00 часов 28 апреля до 00 часов 12 мая. К этому времени полевые командиры и боевики, безусловно, нуждавшиеся в некоторой передышке, и их вооруженные формирования, оказывая ожесточенное сопротивление федеральным войскам, уже отступили в горы. Здесь они, воспользовавшись неожиданной для них передышкой в связи с празднованием 50-летия Победы, стали накапливать новые силы.

По данным тогдашнего заместителя начальника главного оперативного управления российского Генштаба генерал-полковника Л. Шевцова, у дудаевских формирований сохранилось еще около 10% тяжелой техники, в том числе бронетанковой, несколько десятков баз в горных районах, на которых были сосредоточены запасы вооружения и техники, и проводится подготовка боевиков и их отдых. Тогда же федеральные войска уже контролировали примерно 90% территории республики, однако федеральные солдаты не чувствовали себя в безопасности, многие из них не хотели воевать, часть военных формирований попадали в засады, многих попавших в плен офицеров и солдат-контрактников расстреливали или казнили. О том, что солдаты федеральных сил столкнулись с ожесточенным сопротивлением чеченцев, а также о разложении в их среде и нежелании воевать с народом Республики свидетельствовали многие депутаты. Так, депутат Совета Федерации от Амурской области, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике П. Штейн, который в составе рабочей группы Правительства РФ побывал во Владикавказе для ведения переговоров, на 14-м заседании Совета Федерации в декабре 1994 г. назвал ввод войск в день начала проведения переговоров «циничной авантюрой».

Другой депутат Совета Федерации от Читинской области, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам В. Курочкин довел до сведения депутатов следующее: «Первый и главный вывод из всего, что мы увидели (сегодня он остается прежним, как и в первый день этой войны): остановить войну. Остановить любой ценой, остановить хотя бы стрельбу тех частей, которые подошли к Грозному и ведут боевые действия, потому что происходит массовое убийство людей, в большинстве мирных жителей. А армия воюет не с бандформированиями, как официально уверяет Москва (и мы сами убедились в этом), а с народом. В каждом селе созданы отряды ополченцев, сотни и тысячи людей буквально из каждого села выходят на дороги, перекрывают путь движению танковых армад и погибают». О том, что в федеральных силах имели место случаи, когда солдаты уговаривали мирных жителей, которые преграждали путь танковым колоннам, не уходить, потому что, если они уйдут, солдат пошлют в бой. «Солдаты просто-напросто пропускали этих мирных жителей для того, чтобы – утверждал депутат, - они поджигали машины, лишь бы не двигаться дальше. Всем было понятно, что будут огромные потери».

Добавим к этому, что были случаи договоренности с полевыми командирами о том, чтобы «не воевать, не трогать друг друга» и другие. В 1995-1996 гг. военная ситуация в Чечне продолжала оставаться сложной, став важным фактором политического развития. К середине июня 1995 г. федеральным силам удалось занять основные горные районы. 12 июня они взяли под контроль населенные пункты Шатой и Ногай Юрт. Боевики были оттеснены к грузинской границе. В ответ активизировалась диверсионно-подрывная и террористическая деятельность. Вот некоторые тому свидетельства. 14 июня чеченскими боевиками численностью около 100 чел. под руководством
Ш. Басаева была проведена террористическая операция в Буденновске (Ставропольский край). Акция была приурочена к совещанию руководителей стран «большой семерки» в Галифаксе (Канада), на которое был приглашен Б. Ельцин. Террористы захватили телефонный узел, здания местной администрации и горбольницы, в которых удерживали более 1000 заложников. Затем (после переговоров В. Черномырдина с Ш. Басаевым) часть бандформирований отступила к Чечне, уводя с собой около 150 заложников. Их требование – немедленное прекращение всех боевых действий в Республике, вывод российских войск, предоставление Чечне независимости. Эта жестокая вылазка боевиков, в ходе которой погибло около 40 заложников, свидетельствовала о неподготовленности властей и ее специальных служб к широкомасштабным антитеррористическим операциям, нанесла ощутимый удар по престижу армии. 9 января 1996 г. группа террористов под руководством С. Радуева и Х. Исрапилова в количестве 500 человек захватила г. Кизляр (Республика Дагестан). Она взяла в заложники ок. 3 тыс. человек. В тот же день погибли 7 сотрудников МВД, 7 боевиков. После переговоров большинство заложников было освобождено. 10 января террористы (ок. 250 человек) и заложники (ок. 165 человек) на 11 автобусах и 2 КамАЗах двинулись назад в Чечню. В тот же день, 10 января, боевики и заложники были блокированы в с. Первомайском. Этой операцией руководили директор ФСБ М. Барсуков и министр внутренних дел РФ А. Куликов. До 15 января с террористами велись переговоры руководством Дагестана и руководителями МВД и ФСБ России. В течение четырех дней, с 15 по 18 января, подразделения ФСБ и МВД штурмовали село Первомайское, где засели боевики С. Радуева с заложниками. Б. Ельцину доложили, что боевики в ловушке, и скоро с ними будет якобы покончено. Президент поверил, озвучил это по телевидению. В результате он попал в неловкое положение, ибо в ночь с 17 на 18 января во время прорыва части боевиков во главе с С. Радуевым удалось уйти в Чечню. В результате операции в с. Первомайском погибло ок. 150 боевиков, более 40 заложников и мирных жителей, 30 боевиков взяты в плен. При захвате села погибло ок. 26 военнослужащих, более 90 ранено.

И вновь правящая власть испытала позор. На этот раз не удалось даже наладить взаимодействие различных частей и спецподразделений и соответствующим образом обеспечить проведение операции по пленению или уничтожению окруженного противника. 28 июня 1996 г. на автовокзале в Нальчике последовал взрыв автобуса, следовавшего по маршруту Минеральные Воды – Владикавказ. В результате взрыва погибло 8 человек, более 30 получили ранения. 12 июня в Москве произошел взрыв в троллейбусе около станции метро «Алексеевская». Пострадало 28 человек. 6 августа того же года в Грозный, не встретив сопротивления, вошли отряды боевиков Ш. Басаева, Гелисханова и Закаева под общим командованием А. Масхадова. В результате погибло около 1,5 тыс. солдат. Раздробленные и блокированные в разных частях города федеральные силы не смогли оказать соответствующего сопротивления отрядам боевиков. По репутации правящей власти и действовавшей в Чечне армии были нанесены очередные удары. Ведь власти и военное командование неоднократно уверяли общество в том, что боевики якобы давно уничтожены, и крупных очагов сопротивления якобы в Чечне не осталось. Очередное поражение федеральных войск в августе 1996 г. привело к осуждению действий властей и военного командования со стороны общества, многих политических сил. Оно способствовало дальнейшему расколу. Внутриполитическая ситуация в стране, несмотря на победу Б. Ельцина на очередных президентских выборах, осложнилась. 9 августа Б. Ельцин принял присягу Президента РФ, а уже на следующий день, 10 августа, вновь избранный Президент вынужден был объявить траур в связи с потерями в Чечне.

В этих условиях новый секретарь Совета Безопасности и полномочный представитель Президента РФ в Чечне А. Лебедь предложил Президенту РФ прекратить боевые действия и вывести федеральные войска из Республики. Б. Ельцин принял это предложение нового секретаря Совета Безопасности. В результате последнему удалось в известной мере стабилизировать обстановку и 15 августа в селении Старые Атаги встретиться с З. Яндарбиевым и А. Масхадовым, который 27 января 1997 г. одержит победу на президентских выборах в Чечне. 30 августа в Хасавюрте секретарь Совета безопасности А. Лебедь и начальник штаба Чеченских вооруженных формирований А. Масхадов договорились о прекращении войны в Чечне и подписали совместное заявление, предусматривавшее достижение до 31 декабря 2001 г. политического соглашения об основах взаимоотношений между Россией и Чечней, т.е. о будущем статусе Чечни. На основе достигнутой договоренности в конце 1996 г. военное командование закончило вывод федеральных войск из Республики.

В мае 1997 г. был подписан договор «О принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой Ичкерия», который так и остался на бумаге. Несмотря на то, что А. Лебедь помог Президенту РФ прекратить войну в Чечне и вывести из Республики федеральные войска 17 октября 1996 г. последовала его отставка. Секретарем Совета безопасности был назначен И. Рыбкин, его заместителем – Б. Березовский. Однако, как отмечалось, достигнутые договоренности с Чечней не смогли изменить ситуации в Республике, где фактически утвердился авторитарно-криминальный режим. Через два года началась новая вторая чеченская война. Чеченский боевик Ш. Басаев и Хаттаб, приехавший в Республику из Иордании, на этот раз решили поднять исламское восстание в Дагестане. При этом планировалось проведение террористических актов в некоторых городах России, в том числе и в Москве.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Причины кризиса и внутренних противоречий чеченского общества в 1992-1996 гг. заключались, во-первых, в его кланово-трайболистском характере, усилении процесса тейпизации и криминализации Чечни, а также межтейповой борьбе, сопровождавшейся после развала СССР созданием собственных вооруженных формирований и развитием этнического национализма. Тейпизация - повышение влияния в жизни социума тейповых различий его членов. Тейп - это родоплеменная организация, состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и имеющая общее происхождение от конкретного лица (рода). Например, чеченский народ состоит примерно из 130 тейпов. Любой чеченец обязан знать историю своего рода (семь и более поколений) и к какому тейпу он принадлежит.

Утвердившимся у власти националистическим силам соблюсти межтейповой баланс не удалось. В результате развернулась острая борьба за власть. Последовали разгон парламента, разгром центральной избирательной комиссии (июнь 1993 г.), намеривавшейся провести референдум о доверии Д. Дудаеву и парламенту, а также прямые столкновения правительственных войск с оппозицией и др. Во-вторых, события в Чечне представляли собой не только «местное» или региональное явление. Они – результат непродуманной политики Центра, проявления гегемонистских «имперских амбиций», его нежелания и вместе с тем неспособности преодолеть дестабилизирующие факторы в Республике и разрешить «чеченский кризис». Свидетельство тому – одобрение «вайнахской демократии» Д. Дудаева (сентябрь 1991 г.), а фактически совершившегося переворота в Республике, предоставление с началом ухода российских войск утвердившемуся режиму многих тысяч единиц современного оружия (начало 1992 г.), выделение из небогатого российского бюджета режиму, который не собирался признавать федеральный центр, огромных материальных средств на восстановление. Только за один 1995 г. общая сумма финансирования, определенная нормативными актами РФ, составила один триллион 73,4 млрд рублей. По некоторым оценкам, за тот же год незаконно в Чечню было «перекачено» более 11 трлн руб.

В-третьих, важную черту конфликта и войны в Чечне составляли исламский фактор как проявление религиозного самосознания, а также исламский фундаментализм как выражение крайнего терроризма. Мировой опыт свидетельствует о том, что, если национальные проблемы не решаются в цивилизованных формах «сверху», то они находят порой свое развитие и воплощение в уродливых формах, в том числе – терроризме. Этот вывод в ходе развития чеченского кризиса неоднократно игнорировался властными структурами.

Вовремя политически нерешенный чеченский кризис повлек за собой затяжную кровавую войну, гибель многих тысяч мирных жителей и военнослужащих, разрушение экономики, нарушение прав человека, обострение обстановки на всем Северном Кавказе. Это были сложные, а порой и драматические годы войны, против которой с открытой критикой выступили почти все политические силы России, и вина за кровопролитие, многочисленные жертвы, в том числе и среди мирного населения, подвергавшегося ракетным обстрелам и бомбардировкам, падает не только на новые власти Чечни, пытавшиеся максимально обострить ситуацию и с позиций экстремизма разговаривать с Центром, но и на все ельцинское руководство. Отказавшись от согласия разрешить конфликт путем и переговоров, и диалога, как это имело место с Татарстаном и Башкортостаном, руководство страны приняло решение о вводе войск в Чеченскую Республику, что дополнительно стимулировало сопротивление чеченцев и толкало их к развертыванию партизанских действий. Ошибочность данного решения была признана лишь в феврале 1996 г. Откладывание решения вопроса о независимости Чечни до начала XXI века, при любом варианте развития в ней событий, не меняло сути чеченской проблемы, поскольку продуктивной могла быть только та политика Центра, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон на основе признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, в том числе как чеченского народа, так и русскоязычного населения. При этом действия по согласованию интересов и обеспечению прав человека были бы независимы от ориентаций, желания или политических амбиций правящих властей, принимавших ответственные решения по преодолению кризиса.

Первая чеченская кампания прямо нарушила «Договор об общественном согласии», предусматривавший исключение возможности разрешения возникавших в обществе проблем «через насилия в каких бы то ни было формах». Таким образом, фактического согласия в обществе добиться властям не удалось, а открытые военные действия в Чечне следует рассматривать как тяжелую политическую ошибку ельцинского руководства. И хотя первая чеченская война закончилась, но мира как не было, так и не стало: создавались опорные базы партизанского движения, имели место нападения на посты и гарнизоны и т.д.

 



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы