Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Правительства трех премьеров

Правительства трех премьеров

В ходе реализации экономического курса «шоковой терапии» были заложены основы новой рыночной модели экономики и рыночной инфраструктуры. Однако итог гайдаровских преобразований показал ошибочность выбранной технологии реформ.

После гайдаровской «шоковой терапии» (декабрь 1991 - декабрь 1992 гг.) в 1993-1999 гг. Россия пережила еще три этапа постсоциалистической модернизации: умеренно-жесткой правительственной политики (1993 - март 1998 гг.), дефолта и девальвации (апрель-август
1998 г.), осмысленной и целенаправленной стабилизации (сентябрь 1998 - май 1999 гг.).

Дефолт - невыполнение обязательств, отказ от выполнения условий кредитного соглашения или рыночной сделки ввиду неспособности выплатить проценты, погасить кредит или поставить ценные бумаги, товары. Девальвация - официальное понижение стоимости денежной единицы,  снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам, уменьшение реального золотого содержания.

Каждый из этапов был связан соответственно с «правлением» премьеров В. Черномырдина,
С. Кириенко и Е. Примакова. В мае 1999 г. Председателем правительства был назначен
С. Степашин, но через 82 дня, в августе того же года, его сменил В. Путин. Таким образом, при ельцинском режиме на должности Председателя правительства РФ сменилось 6 человек, из них
5 человек – с апреля 1998 г. по март 2000 г. Кроме того, за последние 7 лет своего правления
Б. Ельцин поменял 40 заместителей премьер-министров, 130 министров и большое количество советников, помощников и референтов. Постоянная смена окружения Б.Ельцина, общая кадровая чехарда, которую можно сравнить с катастрофически быстрой сменой царских министров в начале ХХ в., свидетельствовали о нараставшем кризисе власти, падении авторитета и роли президента РФ в жизни государства.

Особенность указанных этапов заключалась в том, что, во-первых, все они имели место при ельцинском режиме, установившемся в сентябре-октябре 1993 г., как системе способов и методов реализации власти; во-вторых, в эти годы было принято множество мер по конкретным направлениям рыночного регулирования экономики, в результате чего произошло становление различных форм хозяйствования и рыночной инфраструктуры; в-третьих, с учетом провала первой попытки макроэкономической стабилизации в центре внимания правительственной политики продолжали оставаться в целом прежние направления реформирования: либерализация экономики, приватизация и разгосударствление, структурная перестройка при одновременной конверсии ВПК и др., в-четвертых, социально-экономические и особенно внешне-экономические преобразования стали все больше отрываться от реального положения в обществе, в-пятых, каждый из этапов, и на это следует обратить внимание, по своему содержанию качественно отличался от предыдущего. Так, если основным содержанием кабинета министров В. Черномырдина была, например, умеренно-жесткая правительственная политика, то Е. Примакову удалось придать последней более осмысленный характер, направленный на достижение финансово-экономической стабилизации и продвижение страны по пути к становлению качественно-новой общественной системы при усилении регулирующей роли государства.

С приходом В. Путина в правительство такая политика получила свое дальнейшее развитие.

На каждом из этапов, как в 1992 г., так и в последующие годы, основная ответственность за реформы лежала на Президенте РФ и Правительстве РФ, поскольку, как показал опыт других стран с переходной экономикой, прежде всего, государств Балтии и некоторых стран Центральной и Восточной Европы, и монетаристскими методами можно было добиться определенного успеха. Монетаризм - экономическая теория, рассматривает денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры. Монетаризм устанавливает причинную связь между изменениями количества денег и величиной ВВП. Монетаризм возник в США в 50-е гг. ХХ в. как антипод кейнсианства. Ведущий представитель монетаризма - американский экономист М. Фридмен.

 



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы