Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Назначение В. Путина

Назначение В. Путина

Россия перманентно переживала правительственные кризисы, представлявшие собой разновидность политического кризиса, особого состояния политической системы, выражавшегося в обострении конфликтов и усилении политической напряженности.

Таким образом, только за два года, с апреля 1988 по март 2000, на должности премьер-министра сменилось пять человек: С. Кириенко, В. Черномырдин, Е. Примаков, С. Степашин и В. Путин. По данным известного российского историка Р. Медведева, Б.Ельцин, кроме пяти премьеров, отправил в отставку более 30 вице-премьеров, неоднократно менял руководителей своей администрации и секретарей Совета Безопасности. Историк заметил в этой связи, что Президент РФ «любил снимать высоких чиновников», и несколько указов о смещении высоких чиновников, по его утверждению, «всегда лежали заранее заготовленные в специальной папке в его письменном столе». Это свидетельствовало также о непредсказуемости действий Президента РФ, нараставшем кризисе власти, снижении доверия главы государства к руководителям правительства, не способными, на взгляд Б. Ельцина, справиться с теми или иными социально-экономическими и политическими проблемами. Отсюда – отказ кабинету министров в поддержке, очередной Указ об отставке Председателя правительства, новый жесткий отбор кандидатур на образовавшиеся вакансии в кабинете министров. В мае 1999 г. произошел очередной правительственный кризис, за которым последовала отставка Е Примакова с поста премьер-министра. Новым главой правительства был назначен С. Степашин, занимавший прежде должность министра внутренних дел, но уже в августе того же года, на следующий день после нападения 8 августа основных сил чеченских боевиков и отрядов исламских экстремистов на приграничные силы Дагестана (первые отряды прошли еще 2 августа), его сменил В. Путин (секретарь Совета Безопасности и директор Федеральной службы безопасности).

16 августа 1999 г. Государственная Дума утвердила В. Путина Председателем российского правительства (233 голоса «за» при необходимых 226, 84 – «против», 17 – «воздержались»). Владимир Путин, офицер КГБ-ФСБ, кандидат экономических наук. В отличие от Б.Ельцина он не принадлежал к партийной элите. Как политик будущий Президент России формировался в годы либеральных реформ . С 1990 г. работал в администрации Санкт-Петерберга, с избранием в 1991 г. А. Собчака мэром «северной столицы» стал председателем Комитета по внешнеэкономическим связям, в 1992-1994 гг. занимал должность заместителя мэра Санкт-Петербурга, с марта 1994 по июнь 1996 г. был первым заместителем А. Собчака, входил в состав правительства города. После поражения А.Собчака на выборах губернатора Санкт-Петербурга в 1996 г. В. Путин переехал в Москву, став заместителем управляющего делами Президента России П. Бородина. В марте 1997 г. возглавил Главное контрольное управление администрации Кремля, вскоре стал одним из заместителей главы администрации В. Юмашева (по региональной работе). В. Путина как способного чиновника заметил Б. Ельцин. По его мнению, «путинские доклады были образцом ясности. Он старательно не хотел «общаться» и, казалось, специально убирал из наших контактов какой бы то ни было личный элемент. Но именно потому мне и хотелось с ним поговорить! Поразила меня и молниеносная реакция Путина. Порой мои вопросы, даже самые незамысловатые, заставляли людей краснеть и мучительно подыскивать слова. Путин отвечал настолько спокойно и естественно, что было ощущение, будто этот молодой, по моим меркам, человек готов абсолютно ко всему в жизни, причем ответит на любой вызов ясно и четко. Вначале меня это даже настораживало, но потом я понял – такой характер».

В сентябре 1997 г. В. Путина включили в состав межведомственной комиссии Совета Безопасности России по экономической безопасности, а уже в мае 1998 г. он был назначен первым заместителем руководителя Администрации президента. В июле того же года, в условиях тяжелого политического и социального кризиса Б. Ельцин, освободив от должности директора ФСБ генерал-полковника Н. Ковалева, назначил на нее В. Путина. В этом новом назначении В. Путина решающую роль, по мнению Президента России Б. Ельцина, сыграли три фактора: во-первых, он немало лет проработал в органах, во-вторых, прошел огромную управленческую школу, в-третьих, и это главное, по убеждению Б. Ельцина, чем дольше он его знал, тем больше убеждался: в этом человеке сочетаются огромная приверженность демократии, рыночным реформам и твердый государственный патриотизм. 29 марта 1999 г. В. Путин по совместительству был назначен секретарем Совета Безопасности РФ. С 9 по 16 августа того же года он был первым вице-премьером Правительства России, которое возглавлял С. Степашин («третий первый» вице-премьер), но уже 16 августа Государственная Дума утвердила кандидатуру В. Путина, которую внес Президент РФ на рассмотрение Думы. В сентябре 1999 г. В. Путин стал представителем исполнительного комитета Союза России и Белоруссии. Что касается идеологической позиции и политической принадлежности В. Путина, то изначально с достаточной ясностью он ее не изложил. Но известно, что в 1991 г. В. Путин вышел из рядов КПСС, позже вступил в Движение «Выбор России», затем – НДР. Входил в состав Политсовета этой «партии власти», с мая по июнь возглавлял санкт-петербургское отделение Движения НДР. Став главой правительства, В. Путин заявил о готовности кабинета работать со всеми конструктивными силами, но вместе с тем он отчетливо дал понять, что будет связывать себя с «Единством» и его лидером С. Шойгу. 24 ноября в клубе МЧС перед губернаторами он заявил, что как гражданин на предстоящих выборах в Госдуму он будет голосовать за «Единство». В этот период правительственной деятельности В. Путин, выступая 24 ноября в Государственной Думе, изложил и свои экономические воззрения, которые породили в прессе немало толкований и даже обвинений. Вот их суть.

1. Главным недостатком всех проводившихся в России реформ, по мнению Председателя правительства, являлось отсутствие «общенациональной стратегии развития страны на 10-15 лет вперед». Отсутствие такого плана, по его словам, означает «топтаться на месте». Поэтому правительство немедленно приступило к разработке стратегии экономических реформ.

2. Никакой национализации, передела собственности и «мобилизационного решения экономики» не будет.

3. Государство не станет отказываться и от поддержки отечественного производства, а также от экономического регулирования, которое, по мнению премьера, противоречит самим принципам рыночной экономики. В конкретных условиях страны речь идет о регулировании ВПК и стратегических отраслей народного хозяйства, например, топливно-энергетического комплекса
и др.

4. Налоговая политика будет ориентирована на постепенное снижение налогов, повышение и своевременную выплату зарплаты бюджетникам. Правительство не станет поддаваться различным политическим соблазнам и не намерено принимать решения по необоснованному повышению последней.

5. В условиях наметившегося экономического роста решить проблемы в социальной сфере – «все и сразу» - не представляется возможным, поскольку не хватает ресурсов.

В дальнейшем в связи с разработкой стратегии экономических реформ была проведена определенная корректировка этого курса.

Накопленный потенциал позитивных тенденций, проявившихся в последние полтора года, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и начало осуществления мер долгосрочной экономической стратегии Правительства позволили сохранить положительную динамику важнейших макроэкономических показателей на протяжении 2000 г. Это было начало подъема российской экономики, но еще не выход на путь ее динамичного развития. В этом смысле начало экономического премьерства В. Путина было удачным, и оно способствовало быстрому росту популярности главы правительства.

Другим фактором, связанным с усилением влияния В. Путина, был «антитеррористическая операция в Чечне».



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы