Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Меры по финансовой стабилизации

Меры по финансовой стабилизации

В условиях углубления экономического кризиса во исполнение поставленных задач в преобразованиях, осуществлявшихся в реальном секторе экономике, с некоторой долей условности, можно выделить следующие три направления: 1) борьба с инфляцией и достижение финансовой стабилизации; 2) либерализация внешнеэкономической деятельности;
3) осуществление разгосударствления и приватизации.

Для решения первой из трех поставленных задач – борьбы с инфляцией и обеспечения финансовой стабилизации – были приняты следующие меры.

1. Ужесточен контроль над государственными расходами: отменены субсидированные кредиты, сокращены масштабы кредитования экономики со стороны Центрального банка по линии предоставления кредитов как правительству, так и коммерческим банкам. Для координации деятельности Правительства и Центрального Банка, отказавшегося от эмиссии, создавалась специальная комиссия.

2. Резко упало кредитование государств-участников СНГ. Это не исключало в отдельных случаях в целях обеспечения политических и экономических интересов России предоставление кредитов отдельным государствам ближнего зарубежья, как это имело место, например, с Молдавией во второй половине 1993 г. Предусмотренный на тот же период кредит для государств-участников СНГ в объеме 800 млрд руб. в конце того же года был сокращен наполовину, до
400 млрд  руб.

3. Проведена замена в налично-денежном обращении прежних «союзных» рублей на новые российские (июль-август 1993 г.), что, по замыслам Центрального Банка России, должно было заложить основу рублевой зоны нового типа. Но, как отмечалось, в такой зоне из государств-участников СНГ помимо самой России остался лишь один Таджикистан.

4. В условиях непродуманного отказа государства от таких важнейших источников дохода, как монополия внешней торговли, винно-водочная монополия, эффективная приватизация и др., для финансирования дефицита бюджета стали активно привлекаться внешние заимствования. Однако эта мера не приносила необходимой отдачи, а главное не оказывала положительного воздействия на экономический рост. Так, в 1993-1997 гг. ежегодно на 1% внешнего долга в России приходилось 1,12% падения ВВП. В США, Германии и Франции на тот же процент, напротив, приходился прирост ВВП от 0,14% до 0,17%.

5. Определены меры по разрушению системы предоставления тех или иных льгот. В этой связи отмечалось, что Президент РФ в этом вопросе вначале проявил определенную твердость, но затем уступил, стал делать исключения, например, в марте 1996 г. для мэра Москвы Ю. Лужкова, нижегородского губернатора Б. Немцова, сумевшего «пробить» указ о предоставлении нижегородской художественно-промышленной выставке таких же льгот, которые были получены мэром столицы на строительство храма Христа Спасителя.

6. Создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по налоговой политике. Принят жесткий указ, обязывающий всех должников федерального бюджета иметь только один счет. После выхода этого указа экономика, как утверждают, «громко застонала», т.к. должниками были все, а «коса Указа» одинаково резала как злостных неплательщиков, так и тех, кому для работы надо было иметь хотя бы два-три счета». Приблизить период финансовой стабильности должно было исполнение трех указов Президента, принятых в начале 1995 г.: «О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федеральных бюджетов», «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации», «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Суть нового пакета реформаторских указов состояла также в том, чтобы обеспечить дальнейшее экономическое реформирование в России.

7. Предполагалось расширить влияние государства на экономику. Суть этого процесса раскрывалась в президентском Послании-96 Федеральному собранию. В вышеназванных указах и Послании-96 ставились в этой связи такие задачи. Во-первых, сделать решающий шаг к завершению финансовой стабилизации, подавить инфляцию, обеспечив тем самым ограничение роста цен до 20%, сделав ее предсказуемой. Во-вторых, правительству поручалось устанавливать перечень продукции, цены на которую реализуются государством. Это относилось к продукции таких естественных монополий, как энергетика, транспортные услуги, связь и ряд других.
В-третьих, предписывалось применять регулируемые цены на внутреннем рынке в отношении всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. К нарушившим законодательство о регулировании цен предполагалось применять штрафные санкции. В-четвертых, по регулируемым ценам предполагалось распределять до 15% ВВП. Кроме того, предусматривалось создание федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в таких важных сферах, как транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа, производство электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки и ряд других.

8. Введена система экспортного контроля и принимались меры по исключению практики субсидирования экспорта и другие.

Таковы некоторые из мер, которые определили власти в целях ужесточения денежно-кредитной политики и улучшения регулирования слабо управляемого финансового хозяйства.

Однако в целом они не привели к необходимой отдаче . Уже с конца 1997 г. появились первые признаки кризиса. Резко ухудшилось финансовое положение предприятий производственной сферы, сокращалась налогооблагаемая база, вырос внешний долг (с 78,7 до 179,9 млрд долл. США с 1992 по 1999 г.) и увеличились выплаты по его обслуживанию. Приближался знаменитый дефолт 17 августа 1998 г.

 



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы