Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Либерализация внешнеэкономической деятельности |
Страница 7 из 53
Либерализация внешнеэкономической деятельности
С 1992 г. внешнеэкономическая деятельность стала одной из важнейших сфер реформирования. Напомним, что Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности» фактически отменялась государственная монополия внешней торговли в России. Был провозглашен принцип свободного заключения сделок с зарубежными партнерами. Всем зарегистрированным на территории России предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности было предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую, в том числе посредническую, деятельность без специальной регистрации. Внешнеэкономическая деятельность таким образом была ориентирована на ускоренное открытие российской экономики по таким ее направлениям, как либерализация и устранение государственной монополии в этой сфере, что открывало дорогу в беспредел и в сфере внешнеэкономических связей, особенно ориентированных на экспорт, ограничение соответствующего административного регулирования предприятий, выходивших на внешние рынки, обеспечение доступа иностранным инвестициям в экономику. И новое правительство в целях восстановления экономики и могущества ослабленного государства, продолжения курса реформ большие надежды возлагало на внешнеэкономические связи и, прежде всего, на внешнюю торговлю. В Программе правительства, принятой в 1993 г. «Развитие реформ и стабилизации российской экономики», рассчитанной на 1993-1995 гг., были определены очередные задачи в сфере внешнеэкономической деятельности: сокращение и отказ от количественных ограничений и использование экономических методов регулирования; сближение структуры внутренних и мировых цен; переход к единому курсу рубля; снижение ставок экспортного тарифа с отменой его в 1996 г.; введение унифицированного импортного тарифа; поддержка экспортной сферы, расширение рынков сбыта для отечественной продукции и ряд других. Ориентир, как видим, был взят на либерализацию внешнеэкономических связей и их известное регулирование. На сегодняшний день в этом курсе принято выделять три этапа: Новый 1994 г. ознаменовался определенной либерализацией: сократилась доля централизованного экспорта государства, понизилось квотирование товаров, упразднился институт спецэкспортерства и др. Тенденция к либерализации внешнеэкономической деятельности отчетливо обозначилась и на новом этапе в 1995-1996 гг. Это нашло отражение в Законе, принятом в 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и в двух президентских Указах, подписанных Б. Ельциным в том же году о ликвидации таможенных льгот и об отмене института спецэкспортерства. Первый Указ Президента отменял, как отмечалось, в общей сложности около 60 предыдущих решений о предоставлении таможенных льгот, второй «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» отменял институт спецэкспортерства. В этой связи отметим, что некоторые члены правительства выступали за более «мягкое» решение этого вопроса, они предлагали сократить список стратегически важных сырьевых товаров, вывоз которых доступен только спецэкспортерам. В Указе Президента определялись возможности нетарифного ограничения экспорта и импорта. Такие ограничения могли осуществляться в целях обеспечения правопорядка, поддержания обороноспособности страны и международной безопасности, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среди, археологического, исторического и культурного наследия Российской Федерации. Как видим, трактовать эти ограничения можно очень широко, следовательно, существовала возможность обойти президентский Указ, сделать исключение тому или иному субъекту внешнеэкономической деятельности. Согласно указу, ликвидировалась приоритетность поставок «федеральных государственных нужд» и, следовательно, один из способов захвата внешних и внутренних рынков с помощью бюрократических процедур. Не допускалось ограничение экспорта товаров и услуг. Кроме того, предусматривались более жесткие меры против возможности укрытия продавцом валютной выручки путем занижения экспортной цены. Можно было ожидать, что с ликвидацией таможенных льгот и отменой института спецэкспортеров возможность бюрократического произвола в отношении регулирования внешнеэкономической деятельности значительно уменьшится. Однако это не произошло, как, впрочем, не была выполнена из-за финансовых проблем и федеральная программа развития экспорта, одобренная правительством в 1996 г. В том же году правительство и Центральный Банк сделали заявление о среднесрочной стратегии и экономической политике, в котором содержался отказ от использования количественных ограничений на экспорт и импорт и использование экономических методов регулирования. Вслед за тем были приняты конкретные меры, и уже в 1997 г. квотированию и лицензированию подлежало лишь 10 % экспорта. Годом раньше под давлением МВФ упразднялся экспортный таможенный тариф, с 1 апреля 1996 г. отменялись все вывозные пошлины за исключением нефти (отменены с 1 июля того же года). Подводя итог, в обобщенном виде можно сделать следующие выводы. В 1993 - начале 1998 гг. правительство В. Черномырдина в целом проводило политику либерализации внешнеэкономической деятельности. Заметно возросло число участников внешнеэкономической деятельности, и расширились их полномочия. Экспортная сфера превращалась в крупнейший сектор экономики России. Удалось стабилизировать некоторые экономические процессы в стране. Этот курс проводился в сложных политических и социально-экономических условиях. Противостояние властей, существенное ослабление государства, экономический кризис, падение производства, низкие цены на многие товары российского экспорта, потеря традиционных рынков и ряд других причин – все эти болезненные вопросы государства в той или иной мере влияли на осуществление указанного курса. В сложившихся конкретных условиях либерализация внешнеэкономических связей и внешней торговли в том виде, в каком она была осуществлена, не могла компенсировать промышленную и инвестиционную деятельность и тем самым решить главную задачу – преодолеть кризис, поднять производство, – которую правительству выполнить так и не удалось. Она оказалась также не способной аккумулировать валютную выручку в руках государства и направить ее на структурную перестройку для решения иных, наиболее важных социально-экономических проблем, для пополнения валютных резервов страны и обслуживания текущего внешнего долга. Но вместе с тем, несмотря на трудности и противоречия, внешнеэкономическая деятельность превратилась в один из важнейших факторов хозяйственного развития страны. Во-первых, экспортная деятельность оказывала поддержку ряду отраслей промышленности, помогала в условиях катастрофического спада производства удержаться им, так сказать, «на плаву». Одновременно она способствовала смягчению остроты социально-экономических проблем в регионах. Во-вторых, осуществлялась активная торгово-политическая поддержка российских экономических интересов на потенциальных рынках и экспорта продукции перерабатывающих производств. В-третьих, за счет роста импортных закупок в 1993-1998 гг. удовлетворялась значительная часть спроса на внутреннем рынке, и таким способом решалась проблема дефицита. Доля импорта потребительских товаров сохранилась примерно на уровне 2/5 от общего объема рыночного товарооборота. В-четвертых, вследствие открытия инвестиционного рынка обеспечивалось известное, пусть и незначительное, привлечение в страну дополнительных валютных и инвестиционных ресурсов, необходимых для осуществления структурной перестройки экономики. Налоговые поступления от экспортно-импортных операций в разные годы формировали от 1/5 до 2/5 доходной части государственного бюджета. В-пятых, на фоне общей деградации экономики и катастрофического падения производства увеличилась доля экспорта в производстве важнейших товаров. Экспортная сфера внешнеэкономической деятельности стала крупнейшей и жизненно важной отраслью российской экономики (табл. 1). Таблица 1 Доля экспорта в производстве важнейших товаров в России (в %)
Предполагалось, что в дальнейшем либерализация внешнеэкономической деятельности и ее экспортной деятельности, в частности, активно пойдет в направлении содействия промышленной и инвестиционной деятельности, осуществления действенного контроля за такими действующими механизмами торговли, как регистрация контрактов и введение паспортных сделок, обложение налогом не контрактной, а мировой цены экспортируемого товара, сокращение импортных квот и др. Вместе с тем, в самом ходе либерализации внешней торговли обозначился ряд определенных проблем. Так, либерализация системы контроля за ввозом капитала привела к дальнейшему «бегству», «утечке» и «оседанию» валютных накоплений за рубежом. О масштабах этого процесса в форме сокрытия экспортной выручки в иностранных банках, занижения экспортных цен по отношению к мировым, заключения фиктивных импортных контрактов и т.д. существуют различные оценки. Приведем данные о годовом оттоке капитала, основанные на анализе независимых экспертных оценок (табл. 2). Таблица 2 Годовой отток капитала млрд долл.
Но в любом случае, по мнению экспертов, размеры капитала, вывезенного легальным, полулегальным и криминальным путем, в совокупности с огромным объемом положительного сальдо торгового баланса примерно в 186 млрд долл. (1993-1998 гг.) позволили бы при наличии не полной, а частичной государственной монополии внешней торговли на наиболее важные в экономическом и социальном отношении товары решить многие национальные задачи и снять остроту социальных проблем. Однако правительство В. Черномырдина на это не могло пойти в принципе и не пошло. В годы его правления так и не был создан надежный и эффективный механизм по противодействию утечке капитала. К другому негативному итогу можно отнести высокую долю импорта на рынке продовольственных и потребительских товаров, топливно-сырьевой характер товарной структуры экспорта, что дает западным странам возможность получить качественное сырье и топливо. Не удалось добиться поступления на российский рынок современных технологий, что особенно важно, если учесть средний возраст отечественного производственного оборудования в промышленности, составлявший еще в 1990 г. 11 лет, а в рассматриваемый период (2000 г.) он достиг почти 18 лет при среднем нормативном сроке службы в 13-14 лет. Резко сократился взаимный оборот России с государствами-участниками СНГ, продолжали разрушаться кооперационные связи между предприятиями и отраслями этих государств. Промышленный экспорт не получал соответствующей государственной поддержки.
|