Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг - Договор об общественном согласии

Договор об общественном согласии

13 апреля 1994 г. был разработан «Договор об общественном согласии». На 28 апреля под его текстом были поставлены первые 245 подписей. Среди подписавших Договор Президент РФ Б. Ельцин, премьер-министр В. Черномырдин, председатель верхней палаты парламента В. Шумейко, председатель нижней палаты парламента И. Рыбкин, а также главы республик и местных администраций, руководители представительных органов субъектов РФ, лидеры политических партий и движений, профсоюзов и других общественных организаций.

Завершая церемонию подписания «Договора о согласии», Б. Ельцин подчеркивал, что отныне «Договор об общественном согласии» стал «реальностью российской жизни». Тем самым желаемое было выдано за действительное. Цель «Договора» состояла в том, чтобы стабилизировать положение в обществе, преодолеть его кризис, упорядочить противоборство политических сил, обеспечить необходимый диалог, найти точки соприкосновения и разумный компромисс. «Договор об общественном согласии» ставил общие интересы выше групповых, партийных, ведомственных и региональных. Конкретные направления достижения согласия определялись следующим образом.

Во-первых, достижение политической стабильности в обществе на основе соблюдения Конституции, уважения прав и свобод человека, принципов демократического государства. Участники Договора брали на себя обязательство не инициировать политических кампаний с целью проведения досрочных выборов федеральных органов власти. Таким образом ставилась задача отказаться от силовых методов разрешения противоречий и конфликтов.

Во-вторых, преодоление социально-экономического кризиса путем осуществления таких задач, как снижение уровня инфляции и обеспечение контроля над ней, создание предпосылок для экономического подъема, разработка концепции налогообложения, стимулирующей развитие производства, развертывание структурной перестройки, принятие мер по бюджетной задолженности, проведение активной социальной политики, разработка программы занятости населения, создание условий для функционирования агропромышленного комплекса.

Во время проведения этих и других мер по стабилизации экономики профсоюзы брали на себя обязательство не проводить и не участвовать в организации забастовок. В свою очередь, предприниматели не должны был останавливать деятельность предприятий. Роль остальных участников договора – фактическая и моральная поддержка сторон.

В-третьих, упрочение федерального устройства. Почти в каждом разделе Договора приводится длинный список законодательных актов, которые Совет Федерации и Дума должны был принять. Причем в Договоре указывалось на необходимость принятия вполне конкретных законов. Так, Федеральное собрание должно было принять: Конституционный закон о правительстве, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, новый КЗоТ, законы о свободных экономических зонах, о банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о прожиточном минимуме, по совершенствованию налогообложения и ряд других.

В-четвертых, развитие многонационального российского общества в режиме диалога, мирного разрешения конфликтов, обеспечение безопасности гражданина и общества. Конкретные пути решения этих проблем в Договоре не указывались.

В-пятых, развитие нравственности, образования и культуры.

Как видим, вышеназванные положения «Договора об общественном согласии» в основном носили характер целеполагания. Это относится, например, к таким положениям, как снижение инфляции, повышение инвестиционной активности, преодоление структурной деформации экономики, осуществление активной социальной политики и др. Однако было не ясно, как и каким образом Правительство собиралось все это выполнять, не видно и путей исполнения многих обязательств, что подтвердил последовавший затем отчет Правительства в Госдуме.

Договор заключался на 2 года. К общественному согласию приглашались все силы общества, придерживавшиеся принципов Договора. Однако Договор в обществе был принят неоднозначно. По опросам общественного мнения, сразу же после подписания Договора более 52% опрошенных отнеслось к нему безразлично. Не все политические силы и общественные организации согласились присоединиться к нему. Договор отказались подписать КПРФ и Аграрная партия, «Фронт национального спасения», «Русский национальный собор», движение «Трудовая Россия» и некоторые другие организации и движения, относившиеся к непримиримой оппозиции.

В оценке Договора существовал широкий спектр мнений. Вот некоторые из них. Первая точка зрения признавала полезность Договора для снижения накала политических страстей в России, стабилизации обстановки и выхода страны из кризиса.

Другая точка зрения состояла в том, что «Договор об общественном согласии» действительно нужен и полезен обществу, которое устало от конфронтации. Однако в обществе нет единства в отношении путей его дальнейшего развития.

Третья точка зрения исходила из того, что Договор вреден, ибо, во-первых, заявленные цели не могут быть достигнуты, во-вторых, он представляет собой не что иное, как искусственное форсирование событий в обществе, в-третьих, Договор исключает для Президента возможность заключить подобный Договор, когда это действительно потребуется обществу. Такой точки зрения придерживался, например, блок «Яблоко».

Четвертая точка зрения заключалась в признании неоспоримости идеи гражданского мира. Его сторонники не без основания утверждали, что сам процесс разработки Договора уже привел к практическим результатам сближения позиций политических сил общества. Однако они считали, что и этот Договор скоро все равно будет нарушен, забыт, как будут забыты и усилия политических сил.

Стране действительно нужно было общественное согласие. И, очевидно, не на 2 года, как отмечено в «Договоре об общественном согласии». Чтобы добиться действительного согласия, нужно реалистическое и принципиальное действие Правительства в интересах всех масс народа. Эти действия должны быть обязательно результативны и обеспечивать мир и спокойствие в России.

В России как никогда было необходимо общественное согласие еще и потому, что рыночные процессы развивались противоречиво, а задачи, стоявшие перед обществом, оказались слишком сложными, чтобы расточать силы в политическом противоборстве. Диалог, поиск точек соприкосновения и общих позиций, разумные компромиссы – все это должно стать фундаментальной нормой общественной и политической жизни.

Усилия государственной власти и общества должны были быть направлены на то, чтобы сделать Российскую Федерацию процветающим государством, пользующимся высоким авторитетом на международной арене; государством, в котором живут свободные люди, уверенно смотрящие в будущее. Достичь эту цель можно лишь на путях общественного согласия, складывающегося на основе уважения прав и свобод человека, достоинства человеческой личности, различных политических убеждений, национальных, культурных и религиозных традиций. Только на этом пути можно избежать или, по крайней мере, смягчить неизбежные издержки преобразований.

 



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)
Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
Оппозиция
«ЯБЛоко»
Становление гражданского общества
Политическая культура: особенности и тенденции развития
Советская политическая культура
Тенденции развития политической культуры в 1990-е гг.
Последний год «ельцинского правления»
Экономическое состояние
Политическое состояние. Кризис власти
Информационные скандалы
Импичмент
Противостояние в Совете Федерации
Назначение В. Путина
Начало второй чеченской войны
Итоги выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г.
Отставка Б. Ельцина
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1994-1999 гг.
Развитие отношений в рамках СНГ
Экономическое сотрудничество
Военно-политические отношения
Россия и страны дальнего зарубежья
Россия и Европа
Россия и США
Двусторонние отношения России
Отношения России со странами
Все страницы