Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.) - Россия и СНГ

Россия и СНГ

Результаты распада СССР и создание СНГ считались успехом российской дипломатии. Они имели определенное значение для России и ее взаимоотношений с бывшими союзными республиками или новыми независимыми государствами (ННГ), как их стали называть. Отметим в этой связи следующие три обстоятельства. Во-первых, Россия стала выступать наследницей подавляющей части потенциала СССР, так как за основу «имущественного раздела» был взят принцип «каждый остается с тем, чем владеет». В результате Россия унаследовала от СССР 75% территории, 51% населения, ей досталось 60% экономики бывшего СССР, в том числе около 60% основных производственных фондов, 76% предприятий, производящих средства производства, 90% - добычи нефти, 73% - газа, 63% - производства электроэнергии, 80% экспорта сырой нефти и почти 100% природного газа. Несмотря на обвальный спад производства, она производила больше половины ВНП, производимого в СССР в 1990 г. Под юрисдикцию России перешло примерно 85% вооруженных сил СССР. Иными словами, после раздела союзной собственности на основные фонды бывшие республики СССР получили разное «качество» экономического пространства, в условиях которого, по мнению авторитетного экономиста Ю. Шишкова и «началось неудержимое самопроизвольное формирование 15 экономических организмов закрытого типа, генетически повторяющих основные черты советской экономической модели» .

Во-вторых, распад СССР как структуры, в которой КПСС была цементирующей силой, потребовал от России новой ориентации и определения собственных интересов в отношении государств-участников СНГ, которым предстояло пройти сложный путь в своем развитии. Став правопреемницей СССР, Россия должна была строить свои отношения с бывшими союзными республиками теперь на новой межгосударственной основе. Это были новые независимые государства с чисто символическими границами, без собственных армий, денежных систем, здоровой структуры экономики и государственных или национальных интересов. В 1992-1993 гг. их развитие обусловливалось решением, по крайней мере, таких задач, как завершение формирования «полноценного» государства, создание эффективной системы взаимоотношений, включение их в сложившиеся мировые системы.

В-третьих, с распадом СССР Центральная Азия оказалась в центре геополитических интересов ведущих государств мира. В борьбу за влияние на бывшее советское пространство включились, прежде всего, США, Китай, а также такие мусульманские страны как Турция и Иран. Подобный интерес был продиктован рядом обстоятельств, прежде всего, выгодным геостратегическим положением региона, наличием огромных сырьевых ресурсов, обширной территорией, потенциальных рынков сбыта и др. Исходя из защиты национальных интересов, Россия была призвана играть здесь активную роль.

С некоторой условностью в развитии отношений России с Содружеством могут быть выделены два этапа: первый, 1992 г. - осень 1993 г., связывался с попытками сохранить целостность постсоветского пространства, поддержкой хозяйственных связей, унаследованных от СССР, завершением раздела наследства бывшего СССР. По мнению специалистов, основным результатом этого этапа стало быстрое и лишь отчасти регулируемое экономическое правовое и политическое размежевание стран бывшего СССР .

Второй этап, начавшийся примерно осенью 1993 г., означал переход к поиску и налаживанию устойчивых взаимоотношений, внедрению новых механизмов взаимодействия в различных областях сотрудничества, продолжается в настоящее время.

Рассматривая первый этап в развитии СНГ, целесообразно выделить в нем два периода. Первый – декабрь 1991 г. – конец 1992 г. – характеризовался определением Россией своих общих интересов в отношении Содружества. Становилось все более очевидным, что пока Россия не найдет разумную меру отношений с новыми независимыми государствами и не установит свое влияние в этой стратегической зоне, она не восстановит статус серьезной политической силы. К концу 1992 г. МИД России подготовил проект концепции внешней политики, в котором приоритетное место отводилось отношениям с Содружеством. Однако пройдет еще почти год, прежде чем предпринимавшиеся в этом направлении шаги превратятся в устойчивое направление внешнеполитической деятельности России. Второй период в рамках рассматриваемого этапа, начало которого можно отнести к концу 1992 г., характеризуется усилением акцента на поддержание целостности пространства СНГ и попытками налаживания на основе добровольности и взаимности отношений с государствами-участниками Содружества в целях обеспечения в этом регионе приоритетных интересов России. В принятых 23 апреля 1993 г. «Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденных Советом Безопасности РФ, главным содержанием внешней политики наряду с сохранением Россией позиций великой державы объявлялось налаживание устойчивых позитивных отношений с ННГ с тем, чтобы обеспечить приоритетные военно-экономические и политические интересы России.

Во взаимоотношениях России со странами СНГ можно выделить три наиболее важных, на наш взгляд, направления. 1. Попытки организационного скрепления Содружества.
2. Экономическое сотрудничество. 3. Организация многостороннего военно-политического сотрудничества.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика
Социальная политика
Политический процесс
Курс на дальнейшую ликвидацию Советов
Обострение политической обстановки в середине 1992 г. - первой половине 1993 г.
Референдум и его последствия
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400
Завершение конфликта
Избирательная кампания и выборы 12 декабря 1993 г.
Избирательные объединения «существующего порядка»
Избирательные объединения оппозиционных сил
«Третья сила»
Итоги выборов в Государственную Думу
Референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации
СТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Отношения со странами Запада
Россия и СНГ
Попытки организационного скрепления СНГ
Организация экономического сотрудничества
Военно-политическое сотрудничество
Все страницы