Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.) - Попытки организационного скрепления СНГ

Попытки организационного скрепления СНГ

Заключая Беловежское Соглашение и Алма-Атинскую Декларацию, государства-участники СНГ ориентировались, как отмечалось, на сохранение общего экономического, военно-стратегического и транспортного пространства, свободу передвижения граждан, товаров и капиталов и ряд других . Они ошибочно считали, что при сохранении этих условий в их государствах будет проведена эффективная экономическая реформа, сохранена открытость межгосударственных границ и обеспечена их прозрачность. Государства-участники СНГ брали на себя обязательство воздерживаться от любых действий, наносящих экономический ущерб друг другу, от применения силы, экономических и любых других методов давления, координировать проводимую внешнеэкономическую деятельность, таможенную политику, обеспечить свободу транзита. Соглашение об образовании Содружества допускало координацию действий его государств-участников, но не предусматривало образование каких-либо союзных органов управления. Как отмечалось, согласно его 7 статье, допускалась координация лишь шести сфер совместных действий: внешнеполитической деятельности; формирования и развития общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, разработка таможенной политики; развитие систем транспорта и связи; охрана окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; миграционная политика; борьба с организованной преступностью.

Государствам-участникам СНГ предстояло создать органы, наделенные правом принятия окончательного решения, соответствующие координирующие органы в указанных сферах, а также дополнить учредительные документы СНГ – Минское соглашение от 8 декабря 1991 г.,
Алма-Атинскую Декларацию от 21 декабря 1991 г. новыми, определить порядок принятия решений в органах СНГ, организовать экономическое, политическое и военное сотрудничество.

На раннем этапе существования Содружества, казалось, что все эти задачи будут успешно решены и СНГ быстро превратится в эффективное интеграционное объединение. Однако реальная политика фактически с самого начала стала расходиться с этой целью.

30 декабря 1991 г. состоялась первая встреча 11 глав государств-участников СНГ, на которой было принято Временное соглашение о Совете глав государств (СГГ) как высшем органе по вопросам обороны и о Совете глав правительств (СГП), которому поручалось координировать военно-экономическую деятельность. Эта встреча также наметила пути решения раздела наследства бывшего СССР. Были подписаны соглашения о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, предусматривающее развитие единых погранвойск , по стратегическим силам  и др. Кроме того, в течение весны 1992 - осени того же года государства-участники Содружества приняли серию соглашений, которые обозначили структуру и полномочия созданных в рамках СНГ органов. В суммированном виде этот процесс нашел закрепление в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 г. на Минской встрече глав государств и правительств. Через год, в январе 1994 г., Устав СНГ вступил в силу.

Устав СНГ призван был организационно и военно-политически скрепить Содружество. В его разделе III «Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество» говорилось о военно-политических обязательствах государств-членов Содружества, подписавших этот документ. «В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности, - указывалось в статье, - государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости Вооруженных Сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН».

По Уставу СНГ, высшим органом Содружества является Совет глав государств, наделенный правом принятия окончательных решений по военным вопросам. Совету глав правительств поручалась, как отмечалось, координация военно-политической деятельности. Помимо этих двух политических органов СНГ усилиями государств-участников в течение 1992-93 гг. были созданы еще семь уставных органов: Совет Министров обороны (учрежден 14 февраля 1992 г.), Межпарламентская Ассамблея (27 марта 1992 г.), Экономический Суд (6 июля 1992 г.), Совет командующих Пограничными войсками (24 сентября 1993 г.), Исполнительный Секретариат
(24 сентября 1993 г.), Штаб по координации военного сотрудничества (24 декабря 1993 г.).

С 24 декабря 1993 г. вводился Институт председательствования во всех уставных органах СНГ.

Кроме уставных создавался ряд специализированных (неуставных) органов по координации отдельных направлений многостороннего сотрудничества между государствами-участниками СНГ.

Подписание Устава СНГ, хотя и имело определенное значение в деле скрепления Содружества, однако ожидаемого результате не дало. Устав подписали только семь государств. Молдова, Туркменистан и Украина решение об Уставе в 1993 г. не подписали. Отметим также, что еще в ноябре 1992 г. Национальное собрание Азербайджана отказалось ратифицировать учредительные документы СНГ, а Молдова получила отсрочку для их ратификации до 22 апреля 1994 г. С конца 1993 г., после того, как в Содружество возвратился Азербайджан и в него вступила Грузия, в рамках СНГ стали сотрудничать 12 государств. Однако в вопросе о членстве в СНГ наряду с многими другими проблемами, возникшими во взаимоотношениях между государствами, и основными составляющими потенциальных конфликтов, возникли определенные разночтения. Последнее относится к толкованию понятий «государство-член СНГ» и «государство-участник СНГ». Согласно толкованию в марте 1994 г. Экономическим Судом положений учредительных документов Содружества, лишь девять стран являлись членами СНГ – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Три государства – Молдавия, Туркменистан и Украина – не ратифицировали, как отмечалось, Устав СНГ, поэтому не являлись членами Содружества, но считались его участниками. В этой связи уместно указать на решения СГГ и СГП, принятые еще летом 1992 г., согласно которым, государствами-участниками СНГ могут считаться те страны, которые подписали и ратифицировали два документа: Минское соглашение о создании Содружества Независимых государств и Алма-Атинскую Декларацию независимых государств.

Созданная структура и предусмотренные полномочия органов (уставных и специализированных) в рамках СНГ создавали стабильные предпосылки, благоприятствующие формированию многостороннего сотрудничества. Однако такие предпосылки своевременно использовать в этих целях не удалось. Обращает на себя внимание и большая интенсивность переговорного процесса между государствами-участниками СНГ. Здесь и встречи на высшем уровне глав государств и правительств, и сделанные последними политические заявления различного характера, и большое количество подписанных договоров и соглашений. За год с небольшим состоялось более 20 встреч глав-государств и правительств, подписано около
60 договоров и соглашений по созданию коллективных органов и много военно-политических соглашений. Всего с конца 1991 г. по январь 1993 г. в рамках СНГ было принято более
250 документов. Однако они не привели к видимому успеху в организации высокоэффективного сотрудничества между участниками СНГ. Эффективность данного интенсивного переговорного процесса оставляла желать много лучшего, значительная часть соглашений осталась на бумаге. Более того, многие вопросы, которые Соглашения об образовании СНГ относили к сфере совместной деятельности, становились предметом острых дискуссий между участниками. Это относилось к вопросам оборонной и таможенной политики, транспорта и связи, обеспечения прав и свобод человека, координации внешнеполитической деятельности и др.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика
Социальная политика
Политический процесс
Курс на дальнейшую ликвидацию Советов
Обострение политической обстановки в середине 1992 г. - первой половине 1993 г.
Референдум и его последствия
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400
Завершение конфликта
Избирательная кампания и выборы 12 декабря 1993 г.
Избирательные объединения «существующего порядка»
Избирательные объединения оппозиционных сил
«Третья сила»
Итоги выборов в Государственную Думу
Референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации
СТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Отношения со странами Запада
Россия и СНГ
Попытки организационного скрепления СНГ
Организация экономического сотрудничества
Военно-политическое сотрудничество
Все страницы