Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.) - Либерализация внешнеэкономической деятельности

Либерализация внешнеэкономической деятельности

В понятие «шоковой терапии» включают также меры по радикальной либерализации внешней торговли и созданию внутренней конвертируемости валюты. Поэтому второй крупной мерой в плане осуществления радикальной экономической реформы стала либерализация внешнеэкономической деятельности. Она предполагала отмену или ослабление государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью и такими экономическими параметрами, как цена, зарплата, ставка процента, обменный курс, а во внешнеторговой сфере – постепенную отмену количественных ограничений, установленных соответствующими государственными органами страны. Ее целью были стабилизация внутреннего рынка и насыщение его товарами народного потребления и современными технологиями, ускорение товарооборота и создание соответствующей структуры ввоза и вывоза, налаживание в условиях разрыва экономических связей взаимной торговли между Россией и бывшими республиками СССР, привлечение иностранных инвестиций и обеспечение валютного контроля по основным экспортным операциям. Эти цели нашли отражение в действиях правительства по выполнению Указов Президента о внешнеэкономической деятельности. Важнейшим среди них был Указ
«О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», подписанный Президентом еще 15 ноября 1991 г. Этот Указ явился началом формирования нового адекватного рыночным условиям механизма формирования внешнеэкономических связей. Он содержал правовые нормы прямого действия, предназначенные для регулирования внешнеэкономической деятельности и деятельности таможенных органов без специальной регистрации. В целях реализации Указа Правительство приняло два Постановления: «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 году» и «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента и этими Постановлениями все хозяйствующие субъекты любых форм собственности в принципе получали право и им разрешалась свободная экономическая деятельность. Отменялись ограничения на процветавшие в то время натуральный обмен и бартерные операции, всем юридическим лицам разрешалось открывать валютные счета. Так, фактически впервые после провозглашения монополии внешней торговли в апреле 1918 г. всем юридическим лицам, а не только государству разрешались сделки по покупке и продаже всякого рода продукции с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей. Коммерческие и государственные структуры, а также физические лица в отношении порядка контроля со стороны таможенных органов ставились в одинаковое положение. Вместе с тем Указ Президента запрещал расчеты и платежи в иностранной валюте между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами на территории России. С некоторой условностью в реформе по либерализации внешнеэкономической деятельности можно выделить три этапа: первый этап (конец 1991 - первое полугодие 1992 г.) включал такие меры по либерализации, как снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров; частичную либерализацию валютного курса при установлении особого курса для расчетов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту; отмену ограничений на импорт. Второй этап либерализации внешнеэкономической деятельности (второе полугодие 1992 г.) связывался с установлением особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, контроль за вывозом которых охватывал до 70% российского экспорта. Третий этап (1993-1994 гг.) означал переход на тарифные методы регулирования, постепенное снижение роли количественных ограничений. Главная роль во внешнеэкономической деятельности отводилась предприятиям всех форм собственности. На этом этапе вступили в силу новые важнейшие законодательные акты, регулировавшие внешнеторговую деятельность в России, в том числе Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» и другие.

С осуществлением либерализации внешней торговли стал наблюдаться активный ввоз товаров народного потребления и продовольствия. В короткие сроки внутренний рынок заполнили иностранные товары пусть и не совсем высокого качества. Обратной стороной данного процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, реализация которой оказалась сильно затруднена. В результате перенасыщение рынка импортными товарами привело в последующие годы к массовому закрытию предприятий легкой, электронной и других отраслей промышленности. Что же касается объема ввозимых новых технологий, оборудования и особенно наукоемкой продукции, то он был незначительным. Меры реформаторов по стимулированию внешнеэкономической деятельности и стабилизации внутреннего рынка неизбежно привели к конвертируемости национальной валюты, на что влияли такие факторы, как темпы инфляции, состояние платежного баланса, степень доверия к рублю как внутри России, так и за ее пределами и ряд других. Мировой опыт показывает, что, чем выше темп инфляции в той или иной стране, тем ниже курс ее национальной валюты. В России эта связь между валютным курсом и темпом инфляции особенно четко прослеживалась, ибо, если принять, что идеальным для внешней конвертируемости рубля считается годовой уровень инфляции в 3-8%, то можно сделать вывод о том, что в условиях высокой инфляции для подобной конвертируемости рубля не были созданы необходимые условия. Негативно влиял на валютный курс рубля и бюджетный дефицит, при котором российский рубль обесценивался и мог дальше обесцениваться, что, по мнению специалистов, является «прямым следствием введения неподготовленной свободной купли-продажи инвалюты по существующему курсу за рубли в условиях товарной неконвертируемости». Рост цен привел к тому, что доверие населения к рублю уменьшилось, в этой связи процесс «долларизации» стал нарастать. При неуклонном росте внутренних цен на протяжении первого года реформы всякие попытки фиксации курса рубля к доллару объективно вели к снижению эффективности экспортных операций, что негативно отражалось на платежном балансе страны. Также следует обратить внимание, что на либерализацию цен и внешней торговли пошли в то время лишь Россия и государства Прибалтики. Поэтому взаимную торговлю со странами СНГ приходилось осуществлять с большими трудностями, в том числе связанными с таможенными и тарифными квотами, с отсутствием единых обменных курсов и эффективного платежного механизма. Изначально предполагалось, например, взимать экспортные налоги с бывших республик СССР, вошедших в СНГ. Но потом было решено отказаться от этого принципа, т.к. распространение такого порядка на эти государства СНГ, по мнению руководства страны, означало бы возведение таможенных барьеров между его участниками и тормозило бы принятие разрабатываемых в то время принципов совместной таможенной политики. И тем не менее сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю в странах СНГ и отсутствие, как отмечалось, единых обменных курсов, «размытость» отношений и границ между Россией и новыми независимыми государствами создавали серьезные трудности для взаимной торговли, в особенности, если учесть, что Россия является сырьевой страной, имеет большие запасы полезных ископаемых, прежде всего, газа, нефти, угля и др., в которых нуждались и нуждаются многие бывшие республики СССР. Негативное воздействие на взаимную торговлю, как впрочем и на всю экономику России, оказывало отсутствие контроля за экономической деятельностью бывших советских республик при сохранении единого рублевого пространства, а также наращивание поставок неоплаченных сырья и энергоресурсов в СНГ, что обостряло проблему внешней задолженности многих новых независимых государств. Фактически Россия осуществляла субсидирование экономик последних.

В духе либерализации внешней торговли на территории России вводился единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров, распространяемого на торговлю со всеми государствами-субъектами и на все субъекты хозяйственной деятельности. Тем самым казалось, что в правовом отношении были созданы предпосылки для того, чтобы положить конец торговле льготами, привилегиями и другим исключениям из правил и норм принятых Законов. Однако по усмотрению властей отдельным юридическим лицам предоставлялись определенные таможенные льготы. Кроме того, сохранялся институт «спецэкспортеров», имевших право на вывоз, согласно утвержденному правительством списку, стратегически важных сырьевых товаров. До марта 1995 г. в общей сложности было принято около 60 решений Президента о предоставлении различных таможенных льгот, например, Национальному фонду спорта, Фонду ветеранов войны в Афганистане, Фонду инвалидов, некоторым регионам и предприятиям, Главному управлению охраны и органов внутренних дел, Газпрому, Автовазу и ряду других. Президентские решения затрагивали глобальные интересы значительного количества субъектов внешнеэкономической деятельности, получивших право открыто пользоваться государственными льготами. За счет этих льгот государство рассчитывало дополнительно получить до 2 триллионов рублей доходов. В России началась долгая борьба узкого круга лиц за получение льгот, перераспределение в свою пользу государственного дохода. Так, освобожденный от импортных пошлин Национальный фонд спорта стал практически монопольным поставщиком импортных алкогольных напитков на российский рынок. По оценкам некоторых экспертов, только примерно 30% средств, полученных «фондами» в результате выделенных им государственных льгот, тратились на официально декларируемые цели. Это относилось и к Фонду ветеранов войны в Афганистане, и к Фонду инвалидов, и к ряду других.

Только на четвертом году реформ власти объявили о ликвидации всех ранее предоставленных льгот и отмене института спецэкспортерства, но и после этого они делали соответствующие исключения для тех или иных «хозяйствующих субъектов». Существовавшие институты спецэкспортерства и возможности нетарифного ограничения экспорта и импорта и приоритетности поставок для «государственных нужд» и др. выступали одним из способов захвата внешних и внутренних рынков с помощью власти и различных бюрократических процедур. Либерализация порой использовалась для активизации различной преступной деятельности, связанной с нелегальным вывозом ресурсов за пределы страны и, как следствие, вывозом капитала за рубеж.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что с либерализацией внешнеэкономической деятельности в России начал формироваться новый механизм, адекватный рыночным условиям. Важнейшим условием его эффективности должна была выступать экономическая и политическая стабильность государства, устойчивая макроэкономическая ситуация, незначительные темпы инфляции. Однако таких благоприятных условий правительству обеспечить не удалось. Тем не менее, осуществленная либерализация внешней торговли в духе «шокотерапии» вызвала такие позитивные процессы, как насыщение рынка товарами народного потребления; активизацию деятельности коммерческих и государственных структур во внешнеэкономической сфере; внедрение конвертации национальной валюты при неуклонном росте цен на протяжении всего периода «гайдаровской реформы». В то же время радикальная либерализация не смогла закрепить позитивные рыночные процессы в реформируемой экономике, не компенсировала отсутствие активной промышленной и инвестиционной деятельности, не увеличила сколько-нибудь существенно объемов зарубежных инвестиций. Предстояло решать проблемы обеспечения действенного контроля за такими действующими механизмами торговли, как регистрация контрактов и введение паспортных сделок, обложение налогом не контрактной, а мировой цены экспортируемого товара, сокращение импортных квот. Валютное регулирование носило нестабильный, хаотичный характер и изначально не было подкреплено соответствующей правовой базой. Не удалось обойтись без валютных спекуляций и иных нарушений законности. Либерализация привела к оседанию «валютных накоплений» в банках Западной Европы. По данным печати, они составляли от 17 до 40 млрд долл. Одновременно сокращались золотовалютные резервы, что имело негативное влияние на экономику. Иными словами, Россия, начиная с политики фиксации национальной валюты и оседания «валютных накоплений» в банках Западной Европы и кончая сокращением золотовалютных резервов, шла фактически к будущему дефолту по уже проторенной дорожке некоторых других стран, в свое время переживших аналогичные трудности рыночных реформ.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика
Социальная политика
Политический процесс
Курс на дальнейшую ликвидацию Советов
Обострение политической обстановки в середине 1992 г. - первой половине 1993 г.
Референдум и его последствия
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400
Завершение конфликта
Избирательная кампания и выборы 12 декабря 1993 г.
Избирательные объединения «существующего порядка»
Избирательные объединения оппозиционных сил
«Третья сила»
Итоги выборов в Государственную Думу
Референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации
СТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Отношения со странами Запада
Россия и СНГ
Попытки организационного скрепления СНГ
Организация экономического сотрудничества
Военно-политическое сотрудничество
Все страницы