Курс: Синтаксис сложного предложения - Классы расчлененных сложноподчиненных предложений

Классы расчлененных сложноподчиненных предложений

Для расчлененных сложноподчиненных пред­ложений дифференцирующим признаком является характер используемых в них союзных средств. Классификация этих сложных предложений подготовлена традицией и не вызывает больших разногла­сий. Совершенно очевидно, что предложения с се­мантическими союзами и предложения с относи­тельными местоимениями представляют разные структурные типы сложноподчиненного предложе­ния. Различие в средствах связи отражает более глу­бокое различие в характере самой подчинительной связи, которая является детерминантной у предло­жений первого типа и корреляционной - у предло­жений второго типа. Эти два типа назовем детерминантным и относительно-распространительным.

  1. Детерминантные предложения - класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выде­ляют следующие разряды:

  1. предложения обусловленности, которые, в свою очередь делят на а) причинные: Я был счастлив в ту ночь, потому что ночным катером приезжала она (Ю.К.); Оттого лес называется тёмным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не всё видит (Пр.); Самому мне, кажется, и в голову не приходило быть меньше Пушкина, Лермон­това, - благо лермонтовское Кропотово было в двадцати пяти верстах, да и вообще чуть не все большие писатели родились поблизости (Бун.); б) условные: А мне всегда казалось, что я пе­рестал бы понимать Пушкина, если бы допустил, что он нуждался в нашем понимании больше, чем в Наталии Николаевне (Паст.); Если испугаешь те­тёрку и она взлетит, то и самец взлетит (Пр.); И коли ты стоящий генерал, про тебя, так и быть, скажут: "Это солдат!", а если нестоящий, так и не дождёшься этого услышать (Сим.); в) целевые: Мы, держась за руки, стали подниматься вверх среди редких деревьев, в светлом лесу, чтобы по­смотреть ещё раз на Оку сверху (Ю.К.); Казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы по­бриться, постричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть (И. и П.); г) уступительные: Несмотря на то, что Чехов стоял в литературе уже высоко, занимая своё особое место, он всё же не отдавал себе отчёта в своей ценности (Бун.); Оттаявшая земля резко шибала в нос, хотя из оврага тянуло ещё снежным холодом (Ю.К.); д) следствия: Голос у лектора оказался негромок и глуховат, так что Поля не разобрала вступления (Леон.);

  2. временные предложения: Когда мне хорошо или, наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джа­зовую мелодию (Ю.К.); Как подошла сеноуборка, установилась сухая, жаркая погода (Наг.); Как только замёрзли к вечеру лужи, запах вечернего мо­роза опять вернул меня к весне света (Пр.); Только-только мать успела ссадить Чука с Геком и при­нять от военного вещи, как поезд умчался (Гайд.); Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока его не настигал новый удар хандры (Пауст.);

  3. сравнительные предложения: В глубине души маленькая женщина счастлива, как все влюблённые или вообще преданные какой-нибудь страстной мечте люди (Бун.); Прохожие вдруг заторопились, будто бы их погнал ливень (И. и П.); Приближение к полузабытым местам волнует осо­бенно свежо и сильно, словно едешь в прошедшие годы на свидание со своей молодостью (Ант.); Ля­гушка приходила смотреть на яркий огонь, так же как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку (Пауст.);

  4. предложения соответствия (с союзами по мере того как, чем... тем): По мере того как стрел­ка часов приближалась к семи, возрастала тоска Буланина (К.); Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета (Пауст.).

В рамках отдельных разрядов сложноподчинен­ных предложений выделяются семантические разно­видности, которые отличаются друг от друга значе­нием, создаваемым под воздействием определенного лексического наполнения предложения. Так, среди целевых предложений выделяют собственно це­левые, имеющие в главной части значение произвольного целенаправленного действия, и предложения антицели, передающие в главной части значе­ние непроизвольного действия; ср.: Антипыч, чтобы не мешала ему Травка, привязал её дома (Пр.); Его [лагеря] легкие постройки возникали по утрам, чтобы с заходом солнца исчезнуть, оставив на песке городские отходы: увядшие дынные корки, яичную скорлупу и газетные лоскутья (И. и П.).

  1. Относительно-распространительные сложно­подчиненные предложения составляют небольшой и внутренне цельный класс. Эти предложения органи­зуются любым союзным словом с вмещающим значением; придаточная часть, вводимая союзным сло­вом, всегда постпозитивна (или - при осложнении главной части полупредикативной конструкцией - интерпозитивна): Шаврину принято называть ска­зочницей, что вообще-то верно (Е.Д.); Корейко, вздыхая, выдал недостающие деньги, взамен чего получил своё жизнеописание в жёлтой папке с бо­тиночными тесёмками (И. и П.); А деревья всерьёз начали стрелять, как бывает только в самый сильный мороз (Пр.); Покраснев сквозь загар, отче­го лицо его только стало ещё смуглей, Тройников сказал сдержанно: "Прошу извинить за опоздание" (Бакл.).



Индекс материала
Курс: Синтаксис сложного предложения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Грамматическая природа сложного предложения
Коммуникативная организация сложного предложения
Структурные типы сложных предложений
Структурная схема сложного предложения
Сочинение и подчинение в сложном предложении
Классы сложных предложений
Традиционная классификация сложносочиненных предложений
Сложносочиненные предложения открытой структуры
Сложносочиненные предложения закрытой структуры
Принципы классификации сложных предложений в истории русской науки
Традиционное описание сложноподчиненного предложения
Виды сложноподчиненных предложений по значению
Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения
Классы расчлененных сложноподчиненных предложений
Классы нерасчлененных сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненные предложения присловного типа
Сложноподчиненные предложения местоименно-соотносительного типа
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Бессоюзные сложные предложения в системе современного русского литературного языка
Бессоюзные сложные предложения открытой и закрытой структуры
Бессоюзные сложные предложения типизированной и нетипизированной структуры
Различительные возможности интонации в простом и сложном высказываниях
Интонация в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
История изучения связи интонации и синтаксиса
Приложения
Все страницы