Курс: Простое предложение - Расширенные структурные схемы предложений

 

Расширенные структурные схемы предложений

Минимальные схемы предложений имеют разные возможности построения на их основе реальных предложений, способных вне контекста обозначить некую ситуацию. Одни свободно реализуются при заполнении позиций их компонентов разнообразной лексикой; другие могут реализоваться лишь при условии, что их позиции заполнены формами слов определенных лексико-грамматических классов, при заполнении же словами других лексико-граммати­ческих классов они требуют расширения - включения дополнительных компонентов, т.е. превраще­ния минимальной схемы в расширенную; для тре­тьих расширение схемы является обязательным условием образования реальных предложений.

Примером первого явления может служить реа­лизация схемы N1СорfАdj1/5. Образование на осно­ве этой схемы реальных предложений регулируется только правилами словарной сочетаемости (ср.: Лес был дремучий. - "Кустарник был дремучий") и экс­тралингвистическими факторами.

Примером второго явления (самого распростра­ненного) может служить реализация схемы N1Vf. На основе этой структурной схемы реальные предложе­ния могут образовываться только при наполнении предикативного центра глаголами, не требующими обязательных распространителей (непереходными). Реализация этой схемы переходными глаголами тре­бует ее расширения - включения формы объектного косвенного падежа существительного, иначе возни­кает образование, которое реально возможно как предложение (с разной степенью вероятности при разных глаголах) в условиях эллипсиса (ср.: "Он потерял". - Он потерял ключ; "Он лишился". - Он лишился работы; "Он заботился". - Он заботился о младших братьях; "Он руководил"'. - Он руково­дил лабораторией) или при передаче значения обоб­щенного или неопределенного (точнее, отстраненного) объекта [ср.: Ребёнок уже читает ('все, что можно чи­тать' - обобщенный объект); После обеда Иван Ива­нович читал ('нечто вполне определенное, несуще­ственно, что именно' - отстраненный объект)].

Необходимость расширения минимальной схемы предложения возникает и при заполнении позиции Vf глаголом с обязательным распространителем ад­вербиальной природы (наречием или формой косвенного падежа существительного либо предложно-падежным сочетанием в наречном значении); ср.: "Университет находится". - Университет находится на Ленинских горах; "Он выглядел". - Он выглядел плохо (стариком).

Достаточно распространено и третье явление. Примером его могут быть схемы Vpl3, Coppl3 Adjfpl, Coppl N2...pr /Advpr, условием реализации которых вне контекста является обязательное введение до­полнительных компонентов с локальным или объ­ектным значением: У соседей поют; К вам пришли; Газеты принесли; С ним были любезны; В редак­ции были озабочены; Дома были в восторге. Без локального или объектного компонента предложе­ния, построенные по этим схемам, вне контекста не реализуют своего специфического значения, сущ­ность которого состоит в том, что внимание говоря­щего отвлечено от субъекта - производителя действия (в глагольных предложениях) или носителя состояния (в связочных предложениях), который представляется несущественным, и смысл предложения состоит в констатации наличия действия или состояния. Случаи реализации данных минималь­ных схем отдельными однословными предложения­ми (Звонят; Бомбят) связаны ситуативно: назы­вают событие, имеющее место сейчас и здесь. Показательно, что они невозможны при формах прошед­шего и будущего времени или ирреальных наклоне­ний.

Минимальные схемы предложений, дополненные "расширителями" - компонентами, наличие кото­рых необходимо, чтобы предложение могло вне кон­текста выразить смысл, образуют расширенные структурные схемы предложений. Таким образом, расширенная схема - это более полный, чем мини­мальная схема, отвлеченный образец, по которому могут строиться реальные предложения, обла­дающие семантической автономностью и способные к выполнению номинативной функции - называнию события, ситуации, "положения дел".

Компоненты, дополняющие минимальную схему предложения до расширенной, бывают нескольких типов: 1) субстантивный компонент с субъектным значением; 2) субстантивный компонент с объект­ным значением; 3) адвербиальный компонент.

1. Расширенные структурные схемы, строящиеся на основе однокомпонентных минимальных схем, для предложений, которые указывают на наличие у некоего предмета определенного состояния или сообщают о действии, производимом лицом либо сти­хийной силой, включают позицию косвенного паде­жа существительного со значением субъекта: У не­го удача; Ему везёт; Ему плохо; С ним обморок; Его лихорадит; Ему завтра уезжать; Ветром сорвало крышу.

Эта форма косвенного падежа имеет тот же смысл, что и форма именительного падежа в предложениях аналогичного содержания, построенных по минимальным двухкомпонентным номинативным схемам: Он скучает; Он уезжает; Он печален, вследствие чего, если это позволяют лексические средства языка, возникает возможность выражения одного и того же "положения дел" предложениями, построенными по разным структурным схемам. Ср.: Он весел. - Ему весело; Он работает. - Ему работать; Он нездоров. - Ему нездоровится; Он тоскует. - У него тоска; Течение унесло лодку. - Лодку унесло течением. Предложения в этих парах отличаются не тем, что каждое из них обозначает, а тем, как оно это делает: в соответствии с абстракт­ным значением, свойственным структурной схеме, каждое предложение по-своему характеризует обо­значаемый фрагмент действительности.

Закономерности употребления той или иной формы косвенного падежа для обозначения субъекта состояния достаточно сложны, они связаны с формальными и семантическими свойствами предика­тивного центра предложения и семантикой су­ществительного, обозначающего субъект, а также с семантическим потенциалом самой формы падежа (или предлога и падежа). Вариативность формы обо­значения субъекта весьма ограничена: Ему (с ним) дурно (ср.: Ему холодно. - "С ним холодно"); У него (с ним) обморок (ср.: У него грипп. - "С ним грипп").

Возможная незаполненность позиции субъектно­го компонента значима. Так, в предложениях, по­строенных по схемам Vs3/n и Сорs3/nАdjfsn, при на­полнении их соответственно глаголами или прилага­тельными со значением состояния человека незапол­ненность позиции субъектного компонента (форма дательного падежа, а при некоторых глаголах - ви­нительного падежа с субъектным значением) имеет совершенно определенное значение. При незапол­ненности позиции этого компонента вне условий эл­липсиса состояние приписывается говорящему или адресату речи: Нездоровится? - Да, нездоровится (ср.: Бабушке нездоровится); Знобит? (Ср.: Больно­го знобит) либо говорящему и всем, с кем он себя отождествляет: Здесь весело (ср.: Детям здесь весе­ло), т.е. незаполненность позиции субъекта - носи­теля состояния выражает определенно-личное значение (1-2-го лица) или обобщенно-личное значение.

Появление формы дательного падежа со значени­ем субъекта - обязательное условие реализации схемы Inf независимо от ее лексического наполне­ния: Ему в армию идти; Нам вместе работать; Завтра отцу рано вставать; Вам не видать таких сражений (Л.). Дательный падеж субъекта регуляр­но отсутствует только в двух случаях: 1) при опре­деленно-личном значении предложения, т.е. когда производителем действия, выраженного инфинити­вом, является говорящий или собеседник: Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд (Наст.); Молчать!; Опять не спать ночь; 2) при обобщённо-личном значении предложения, когда производителем действия, выраженного инфинитивом, мыслится любой человек: Его не уговорить; В вагон не влезть; Судьбы не миновать.

Позиция компонента с субъектным значением (обычно форма дательного падежа) входит в расши­ренные схемы, соответствующие минимальным двухкомпонентным инфинитивным схемам предло­жений: Чего только не приходится видеть и слы­шать человеку!; Теперь уж мне влюбиться трудно (П.); У меня и в мыслях не было тебя попрекать; У него (для него) сказать значит сделать; Меня так и подмывало вступить в спор.

Значимость незаполненности позиции субъектно­го компонента здесь та же, что и во всех других предложениях, схемы которых включают эту позицию: Удалось узнать подробности (определенно-личное значение 1-2-го лица); Расставаться груст­но; Рекомендуется больше ходить пешком; Природу надо охранять (обобщенно-личное значение).

Те же значения выражает возможная при формах 1-2-го лица глагола или связки вне условий эллип­сиса незаполненность компонента N5 (подлежащего) и в двухкомпонентных номинативных схемах: Спишь? - Не сплю; После прогулки спишь крепко. Это свидетельствует об общности синтаксической орга­низации предложений разных синтаксических классов, объединенных наличием в их структурных схемах (минимальных для одних и расширенных для других) компонентов с субъектным значением.

2. Обязательным компонентом расширенных схем таких предложений, которые называют ситуа­цию, предполагающую двух участников: активного, от которого исходит некая физическая или, если это человек, психическая деятельность (субъекта), и пассивного, на которого эта деятельность направлена (объекта), - является падежная форма существи­тельного с объектным значением.

Такие предложения организуются переходными глаголами. Типичная форма выражения объекта - беспредложный винительный падеж; большинство переходных глаголов требуют от объектного распро­странителя именно этой формы. Но есть достаточно много так называемых косвеннопереходных глаго­лов, которые требуют для выражения объекта фор­мы другого падежа (без предлога или с предлогом): Дети боятся темноты; Помоги соседу; Здесь нам не помешают; Больше ему нами не командовать; Народ верил в победу; Он присоединился к большинству; Мать тосковала по сыновьям. Форма объектного компонента всегда предсказана предика­тивным центром предложения - переходным глаголом.

Расширенные схемы предложений, называющих события с большим, чем два, числом участников, имеют несколько объектных компонентов, разли­чающихся по значению и форме: Отец подарил сы­ну часы; Завод перерабатывает свёклу на сахар.

Позиция объектного компонента есть не только в схемах глагольных предложений. Ее включают рас­ширенные схемы связочных предложений, предика­тивным центром которых являются прилагательные (и в том числе причастия, которые в строе предло­жения функционально тождественны прилагатель­ным), а также наречия или предложно-падежные сочетания с наречным значением, требующие объ­ектного распространителя: Им все недовольны; От­сюда видно реку; Ему всегда рады; От него были в восторге.

3. У предложений, предикативным центром ко­торых является глагол, в порядке обязательной свя­зи сопровождающийся наречием или падежной (чаще предложно-падежной) формой существительного с наречным значением, без которой предложе­ние не может назвать обозначаемую ситуацию, рас­ширенная схема включает позицию необходимого адвербиального компонента. Это может быть на­речие или предложно-падежная форма существи­тельного с локальным значением: Здесь располо­жился штаб; Дети поселились у бабушки; Нас по­местили во флигель (во флигеле); Они проплыли с полкилометра; с темпоральным значением меры длительности: Приятели проговорили долго; Он про­спал около часа; с определительным качественно-оценочным значением: Все чувствовали себя хоро­шо; Веди себя скромно; Он поступил благородно.

Компоненты с локальным значением входят в расширенные схемы, основанные на схемах Vpl3, Coppl3 Adjfpl, Coppl N2...pr /Advpr, т.е. в образцы неоп­ределенно-личных (глагольных и именных) предло­жений. Как уже говорилось, по этим минимальным схемам предложения не образуются; они обязательно включают объектные компоненты (если предикатив­ный центр заполнен переходным глаголом), или ло­кальные компоненты, или и те и другие. Предложе­ния, образованные наполнением данных структур­ных схем без "расширителей" (типа Поют; Были любезны), сами по себе неопределенны не только по смыслу, но даже по своей формальной организации. Это или неполные предложения, построенные по двухкомпонентным номинативным схемам: Все ве­селы. Поют; Соседи встретили нас приветливо. Были любезны, или неопределенно-личные предло­жения, построенные по однокомпонентным схемам: У соседей веселье. Поют. У соседей нас встретили приветливо. Были любезны. Формальную определенность и смысловую однозначность они получают только в контексте.

Самодостаточное неопределенно-личное предло­жение должно содержать локальный компонент, роль которого не исчерпывается обозначением места. Локальный компонент участвует в выражении отвлеченности от реального субъекта действия или со­стояния, т.е. в создании той специфической харак­теристики, какую придает обозначаемому событию конструкция неопределенно-личного предложения; он устраняет потенциальную двузначность предика­тивного центра предложения.

Эту функцию способен выполнять и компонент с темпоральным значением (что является свидетель­ством близости локального и темпорального значе­ний): Тогда не умели делать точных расчётов; В юности за многое легко берутся.

Компонент с локальным значением входит также в расширенную схему предложения, реализующую схему Vs3n при наполнении ее такими глаголами, которые могут употребляться и в предложениях, по­строенных по схеме N1Vf (т. е. существуют и как безличные и как личные): Во рту сохнет; В глазах потемнело; Здесь болит. Функциональная нагрузка такого компонента аналогична функции локальных распространителей в неопределенно-личных предло­жениях.

Все конструктивные компоненты, дополняющие минимальную схему предложения до расширенной, зависят от его предикативного центра.

Необходимые в отдельных речевых реализациях структурных схем распространители компонентов, не несущих предикативных значений, не являются конститутивными для предложения и не входят в расширенные схемы. Так, предложения Слушатели заинтересовались докладом и Часть слушателей заинтересовалась докладом построены по одной и той же схеме N1VfN2...obj; наличие необходимого распространителя при словоформе часть (он может отсутствовать лишь в условиях эллипсиса) не кон­ститутивно. Необходимость распространителей при словах, не составляющих предикативного центра предложения, - индивидуальное свойство отдель­ных предложений как фактов речи, в которых реа­лизованы явления синтаксиса словосочетания, не имеющие принципиального значения для организа­ции предложения.

Из сказанного логически вытекает, что механизм образования расширенных схем во многом зависит от характера тех компонентов минимальных схем предложений, которые составляют их предика­тивные центры. У разных минимальных схем раз­ные возможности конструктивно значимого расши­рения. Расширенные схемы наиболее многочислен­ны и разнообразны у тех минимальных схем, в со­став которых как носитель предикативности входит глагол, т.е. у схем N1Vf, Inf, Vs3/n, Vpl3. Остальные минимальные схемы имеют гораздо менее возможно­стей конститутивно значимого расширения.

Это объясняется свойствами глагола как части речи, наиболее богатой сочетательными возможно­стями. По меткому выражению В.В. Виноградова, "глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи".

Большинство конститутивных компонентов пред­ложения, дополняющих минимальную схему до расширенной, связаны с предикативным центром предложения как со словом, т.е. в их основе связь типа "слово + форма слова". Вследствие этого рас­ширенные схемы, соответствующие разным мини­мальным схемам с одним и тем же классом слов в качестве предикативного центра, включают одни и те же "расширители", например, форму винительно­го падежа при переходном глаголе в разных гла­гольных схемах; ср.: Ученики уважают учителя. - Учителя уважают; Мы не узнали его. - Его не узнают. - Его не узнать. Но в предложениях, построенных по разным минимальным схемам, эти тождественные по форме "расширители" функционально не тождественны: они по-разному участвуют в семантической органи­зации предложений. Так, в предложениях, постро­енных по схеме Vpl3, а при определенных условиях и по схемам Inf и Vs3/n формы винительного падежа со значением объекта (и формы других падежей с тем же значением) выполняют в смысловой организации предложения функцию, подобную функции формы именительного падежа в конструкции, обра­зованной глаголами страдательного залога, т.е. представляют объект как носителя процессуального признака, названного глаголом, как "героя" ситуа­ции, обозначаемой в предложении, которое при этом получает значение пассивной конструкции; ср.: Учителя уважают. - Учитель уважаем; Его не уз­нают. - Его не узнать. - Он не узнан (неузна­ваем). Таким образом, как конститутивные компо­ненты разных схем предложений присловные распространители предикативного центра предложения (и прежде всего глагола) представляют собой особый объект науки, сущность которого отнюдь не постига­ется его изучением как компонента словосочетания.



Индекс материала
Курс: Простое предложение
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аспекты изучения предложения в синтаксисе
Формальная организация простого предложения
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Традиционное учение о типах предложения
Структурная схема предложения
Соотношение минимальных схем и традиционных конструктивных типов предложений
Расширенные структурные схемы предложений
Традиционное учение о членах предложения и современные теории
Осложнение простого предложения
Приложения
Все страницы