Курс: Простое предложение - Главные члены предложения

 

Главные члены предложения

Традиционное деление членов предложения на главные и второстепенные предполагает высокий уровень грамматической абстракции. Для того что­бы выделить главные члены предложения так, как это делает синтаксическая традиция, нужно от­влечься от многих конкретных языковых фактов.

Во-первых, необходимо отвлечься от коммуника­тивной организации предложения, связанной с рече­вой ситуацией. Со стороны коммуникативной орга­низации различие между главными и второстепенными членами предложения несущественно, так как более важным в коммуникативном аспекте может быть любой член предложения, значение которого соответствует коммуникативному заданию. Так, при ответе на вопрос Когда приехал Иван Иванович? в предложении Иван Иванович приехал вчера акту­ально более значимым будет второстепенный член вчера (то же в случаях Что привёз Иван Ивано­вич? - Иван Иванович привёз поросёнка; Куда уехал Иван Иванович? - Иван Иванович уехал в Киев).

Во-вторых, необходимо отвлечься от всех фактов, связанных со смысловой организацией предложения. Выделение главных членов в традиционных грани­цах игнорирует тот факт, что не при любом лекси­ческом заполнении позиции подлежащего и сказуе­мого или главного члена односоставного предложе­ния может образоваться реальное нераспространенное предложение. Ср. невозможность или крайнюю затрудненность употребления в речи предложений типа "Он поступил" 'совершил поступок'; "Он ли­шился"; "Он очутился" "Он принадлежит"; "Квартира состоит".

Формальный анализ, на котором основано деле­ние членов предложения на главные и второстепен­ные, отвлекается от всех этих фактов, так как на­правлен не на предложение как речевое произведе­ние с конкретным лексическим наполнением, а на предложение как отвлеченную схему. Именно по­этому для традиционного деления членов предложе­ния на главные и второстепенные несущественно то обстоятельство, что во многих реальных предложе­ниях второстепенные члены абсолютно обязательны, так как они восполняют или конкретизируют семантически неполноценные или неопределенные по своей грамматической семантике главные члены.

Традиционное деление членов предложения на главные и второстепенные отвлекается, в частности, от того, что с точки зрения смысловой организации предложения некоторые второстепенные члены так же необходимы, как и главные. Например, для смысла предложения одинакова роль всех падежных форм со значением субъекта - носителя предика­тивного признака; ср.: Сад цветёт. - Саду цвесть; Старушка дремлет. - Старушке дремлется; Ре­бёнок весел. - Ребёнку весело; Больной темпера­турит. - У больного высокая температура. - Больного лихорадит.

Выделяя форму именительного падежа из числа других падежных форм, связанных со сказуемым, синтаксическая традиция отвлекается от семанти­ческой изоморфности падежных форм с субъектным значением. Традиционное учение о главных членах целиком лежит в сфере формальной организации предложения. В этой и только в этой стороне орга­низации предложения проявляется отличие формы именительного падежа (подлежащего) от форм кос­венных падежей (дополнений) с субъектным значе­нием. Оно состоит в том, что подлежащее находится не в односторонней зависимости от сказуемого, как формы косвенных падежей (в том числе и с субъ­ектным значением), а во взаимозависимости с ним: не только зависит от сказуемого, которое диктует ему его форму, но и определяет форму сказуемого применительно к "уподобительным" категориям числа, рода и лица. Отнесение подлежащего, нахо­дящегося во взаимосвязи со сказуемым, к главным членам оправдано именно тем, что подлежащее уча­ствует в оформлении предикативного центра пред­ложения (табл. 1).

Таблица 1

Основные способы выражения подлежащего


Способ выражения подлежащего

Пример

Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употребленная в значении имени существительного)

Метель надвинулась сразу. Густо пошел снег. (Н.Островский)

Собравшиеся обсуждали повестку дня.

Девять делится на три.

Трое незаметно проскользнули во двор.

Громкое ура прокатилось над площадью.

Местоимение в именительном падеже

Я ехал вечером один на беговых дрожках (И.Тургенев). Каждый отправился в комнату, ему предназначенную (А.Пушкин).

Неопределенная форма глагола

Охранять природу – значит охранять Родину (К.Паустовский).

Фразеологизмы

В поле вышли от мала до велика.

Имя собственное

Широкой полосою, от края до края, протянулся Млечный путь (В.Арсеньев).

Синтаксически цельное словосочетание

Мы с бабушкой тихонько уходили к себе на чердак (М.Горький).


Большое достижение русской науки прошлого составляет учение о сказуемом. В основе его лежит представление о том, что сказуемое - член предло­жения, обладающий двумя признаками: во-первых, это носитель предикативности, ее выразитель; во-вторых, это член предложения, связанный с подле­жащим, согласующийся с ним. Наблюдения над тем, как в разных предложениях сказуемое выражает предикативные категории, привели к созданию учения о типах сказуемого. Это учение больше, чем какой-либо иной отдел традиционной синтаксической теории, способствовало реализации идеи создания списка структурных схем предложений (примени­тельно к двусоставному предложению).

В истории науки выдвинуто два принципа выде­ления типов сказуемого: по морфологической приро­де и по составу. На основании первого принципа различают глагольное и именное сказуемое, а внутри именного - сказуемые, выраженные су­ществительным, прилагательным, наречием. На основании второго принципа различают простое и составное сказуемое. Глагольное сказуемое мо­жет быть простым и составным: Целую неделю лили дожди. Вода в реке начала прибывать. Она может затопить ближние улицы. Именное же ска­зуемое - всегда составное.

Простое сказуемое состоит из одного компо­нента: спрягаемой формы глагола или его "заместителя". Таким "заместителем" может быть инфинитив или глагольное междометие: Мальчиш­ка - бежать; Нагайка - щёлк. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники (А.Н.Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла – то есть медленно передвигалась как по воде, бежали – то есть стремительно исчезали; в то же время глаголы указывают на реальные действия, которые были в прошлом.

Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим:

- в числе и лице, если имеет форму настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или форму повелительного наклонения, например: Статные осины высоко лепечут над вами (И. Тургенев); Никогда не думайте, что вы уже все знаете (И. Павлов); Научи ты меня, как мне жить теперь! (А. Островский);

- в числе, а в единственном числе и в роде, если сказуемое имеет форму прошедшего времени изъявительного наклонения или форму условного наклонения, например: Солнце взошло багровое и холодное (В. Арсеньев); Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал
(Н. Некрасов).

Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет
(А. Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порою (И. Крылов).

При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных и если подчеркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: 1) Большинство учащихся работали на пришкольном участке; 2) Ряд новых домов был построен в этом году.

Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодежь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодежь (В. Лебедев-Кумач).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значение выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) – его грамматическое значение.

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) – основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - спрягаемой формы глагола и инфинитива. Спрягаемая форма своим лексическим значением и грамматической формой выражает мо­дальные, временные и аспектуальные характеристи­ки действия, обозначенного инфинитивом. Присое­динять к себе инфинитив могут глаголы нескольких семантических групп: хотел учиться, начал учить­ся, приехал учиться, заставили учиться. Граммати­ческая традиция считает составным глагольным ска­зуемым не всякое соединение спрягаемой формы с инфинитивом.

В составном глагольном сказуемом инфинитив обозначает действие той же субстанции, что и спря­гаемая форма глагола, т.е. действие предмета, кото­рый назван подлежащим; ср.: Он хотел учиться; Он начал учиться; Он может учиться; Он умеет учиться и Родители заставили его учиться (родители заставили, он учился); Все просили её спеть; Командир приказал идти в атаку. Инфини­тив, обозначающий действие той же субстанции, что и спрягаемая форма глагола, к которой он примыка­ет (Он хотел учиться), принято называть (вслед за А.А. Потебней, который первым провел это разгра­ничение) субъектным; обозначающий действие, относящееся к другой субстанции, чем действие спрягаемой формы глагола (Его заставили учиться), - объектным. Объектный инфинитив синтак­сическая традиция не включает в состав глагольного сказуемого, а рассматривает как второстепенный член предложения.

При определении объема составного глаголь­ного сказуемого учитывается характер смысловых отношений между спрягаемой формой глагола и ин­финитивом. В составное глагольное сказуемое не включается инфинитив, имеющий конкретное зна­чение цели; такое значение инфинитив имеет при глаголах движения: приехал учиться, зашёл погово­рить, прибежал спросить, послали узнать. Инфи­нитив цели (он может быть, как видно из примеров, и субъектным и объектным) рассматривается как второстепенный член предложения. Как составное глагольное сказуемое рассматриваются только сое­динения инфинитива с наиболее отвлеченными по значению глаголами, семантика которых связана с грамматикой: с модальным значением (ср. содер­жание категории наклонения) и с фазовым значе­нием (ср. содержание категории вида).

Таким образом, составное глагольное сказуемое в грамматической традиции понимается как анали­тическое обозначение одного процессуального признака (действия), охарактеризованного в модальном (хотел учиться) или аспектуальном (начал учиться) плане либо в модальном и в аспектуальном плане одновременно (хотел начать учиться), т.е. как аналог глагола, разделившего свое значение, (основное и дополнительное) между двумя (или тремя) словоформами.

Вспомогательные глаголы в составе составного глагольного сказуемого выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности, например:

  1. Начало, продолжение и конец действия (начинать – начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать – перестать, кончать – кончить): Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов); Мы продолжали молча идти друг подле друга
    (М. Лермонтов); Девочка перестала плакать и только временами всхлипывала (В. Короленко).

  2. Возможность или желательность действия (мочь – смочь, уметь – суметь, хотеть – захотеть, решать – решить, собираться – собраться, стараться – постараться, желать – пожелать): Он старался казаться молодым (М. Лермонтов); Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов); Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).

В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Ср.: Я хотел бы поступить в институт. – Я был бы рад поступить в этот институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М. Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов).

В истории науки были попытки ограничить объем составного глагольного сказуемого. Делалось это на основе лексического ана­лиза первого компонента сказуемого - спрягаемой формы глагола. Характер лексического значения спрягаемой формы глагола в составе сказуемого данного типа действительно не вполне одноро­ден. Модальные или фазовые значения, составляющие для спря­гаемой части составного глагольного сказуемого обязательную часть его семантики, могут быть ее основой, а могут быть "заслонены" иными компонентами значения; ср.: может учить­ся - умеет учиться, хочет учиться - надумал (обещал, договорился) учиться, не хочет выступать - стесняется (боится, трусит) выступать. Но лексические различия такого рода не могут быть основанием для установления объема составного гла­гольного сказуемого как явления синтаксиса. Традиция, опи­рающаяся на собственно грамматические принципы, изложенные выше, и игнорирующая эти лексические различия, предлагает более разумное решение.

Именное сказуемое в традиционном пони­мании всегда составное, даже тогда, когда оно реально представлено одной словоформой: Он стар. Он удручён годами, войной, заботами, трудами (П.). В составном именном сказуемом - два компонента: связка, назначение которой состоит в выражении категорий модальности и времени, и присвязочная часть, выражающая вещественное содержание ска­зуемого.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный (Л.Толстой) – составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный, выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник – составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник, выраженной существительным.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения, например:

  1. Глагол-связка быть в форме настоящего времени изъявительного наклонения выступает как «нулевая связка», которая иногда употребляется и в настоящем времени: Труд – основа общественной жизни многих людей; Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина.

  2. Глагол-связка быть в форме прошедшего времени изъявительного наклонения выступает как формы был, была, было, были: Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).

  3. Глагол-связка быть в форме будущего времени изъявительного наклонения выступает как формы буду, будешь, будет…: После окончания училища брат будет слесарем.

  4. Глагол-связка быть в форме повелительного наклонения выступает как формы будь, будьте: Будь наш, привыкни к нашей доле (А. Пушкин).

  5. Глагол-связка быть в форме сослагательного наклонения выступает как формы был бы, была бы, было бы, были бы: Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке
    (А. Чехов).

Русская наука подробно разработала учение о связке. Особенность синтаксической традиции состо­ит в широком понимании связки: во-первых, связ­кой называют слово быть, все значение которого исчерпывается указанием на модальность и время; во-вторых, связками называют глаголы с более или менее ослабленным и видоизмененным значением, которые не только выражают предикативные катего­рии, но и влияют на вещественное содержание ска­зуемого; ср.: Он был весёлым. - Он стал (казался) весёлым. - Он вернулся весёлым. Связка первого типа (быть) - отвлеченная - представляет со­бой формант, служебное слово. Связки второго типа делят на полузнаменательные и знаменательные.

Полузнаменательные связки вносят в составное именное сказуемое значение появления признака: стать - становиться, сделаться - делаться, его сохранения: остаться - отдаваться, внешнего об­наружения: казаться - показаться, оказаться - оказываться, его приписанности носителю извне: слыть - прослыть, считаться, зваться; ср.: Он был добряк. - Он стал добряком. - Он остался добря­ком. - Он казался добряком. - Он слыл добряком.

Знаменательные связки - это глаголы с кон­кретным значением (преимущественно со значением движения и пребывания в состоянии), обладающие свойством присоединять к себе либо прилагательное в форме именительного или творительного падежа, либо существительное с качественно характеризую­щим значением в форме творительного падежа: Он пришёл усталый (усталым); Он живёт бобы­лём; Мальчишки росли сорванцами.

Менее употребительны глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Все делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский); Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией
(К. Паустовский); Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днем (К. Паустовский).

В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значение движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например: Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими. Спортсмены сидели довольные своей победой.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др. (табл. 2).

Таблица 2

Способы выражения именной части сказуемого


Способ выражения именной части

Пример

1. Имя прилагательное

Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев)

Медведь был велик, стар и космат (Б. Полевой)

2. Имя существительное

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы (А. Пушкин)

3. Краткое страдательное причастие

Брови ее были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев)

4. Имя числительное

Я был третьим по списку.

Два да пять будет семь.

5. Местоимение

Вишневый сад теперь мой (А. Чехов)

Книга была моя.

6. Наречие

Ей туфли будут впору.

7. Синтаксически цельное словосочетание

Вечером море было черного цвета.

Костюм ее был в черную клетку.


Идея о том, что сказуемое - член предложения, зависящий от подлежащего и потому обязательно предполагающий его, послужила основой для выде­ления главного члена односоставного предложения.

То, что существуют предложения, в которых возможен лишь один главный член, было замечено давно. Но только А.А. Шахматов впервые объеди­нил все такие предложения в один тип, дав ему на­звание "односоставного предложения" и противопо­ставив его "двусоставным предложениям" - с двумя предполагающими друг друга главными членами: сказуемым и подлежащим.

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет предикативную основу предложения. Ср.: наша ули­ца днём пустынна. - На нашей улице днём пус­тынно; если представить эти предложения схемати­чески, выявив в них зависимости (< — > знак вза­имозависимости; -> — знак зависимости, стрелка направлена от главного компонента к зависимому), то они будут выглядеть следующим образом:

Наша < --- улица < --- > пустынна ---> днем.

На нашей ? улице ? пустынно ? днем.

Главный член односоставного предложения является носителем предикативности предложения. Его сходство со сказуемым проявляется в том, что он имеет те же типы: Ему нездоровится; Его на­чинает знобить; Его может знобить; Его может начать знобить; В комнате было холодно; В ком­нате становится холодно. Но в отличие от сказуе­мого, форма которого определенными своими сторо­нами (число, род, лицо) зависит от формы подлежа­щего, главный член односоставного предложения не приспосабливает своей формы ни к какому члену предложения, он - абсолютное определяемое одно­составного предложения.



Индекс материала
Курс: Простое предложение
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аспекты изучения предложения в синтаксисе
Формальная организация простого предложения
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Традиционное учение о типах предложения
Структурная схема предложения
Соотношение минимальных схем и традиционных конструктивных типов предложений
Расширенные структурные схемы предложений
Традиционное учение о членах предложения и современные теории
Осложнение простого предложения
Приложения
Все страницы