Курс: Основные понятия синтаксиса - Типы словосочетаний

 

Типы словосочетаний

Словосочетания как речевые образования и как лежащие в их основе единицы языка по характеру синтаксической связи делятся на сочинительные и подчинительные.

1. Сочинительные словосочетания представля­ют собой соединения однофункциональных форм слов на основе сочинительной связи. Их общая фор­мула - "форма слова + однофункцио-нальная ей и соединенная с ней сочинительной связью форма дру­гого слова (формы других слов)".

Сочинительные словосочетания различаются на основе трех дифференциальных признаков:
1) по ви­ду сочинительной связи (открытая ~ закрытая); 2) по синтаксическим отношениям, выявляемым связью; 3) по средствам связи.

В соответствии с видами сочинительной связи сло­восочетание может быть открытым или закрытым. В открытых сочинительных словосочетаниях одним актом связи соединяется неопределенное количество компонентов (два и более): и леса, и поля, и луга; или леса, или поля, или луга. В откры­тых сочинительных словосочетаниях выражаются соединительные или разделительные отношения. Соединительные отношения могут выражаться соединительными союзами (и, да, ни... ни) или бессоюзно; возможны и комбинации этих средств в пре­делах словосочетания: взрослые и дети; дети да старики; дети, взрослые, старики; взрослые, дети и старики. Соответственно соединительные словосоче­тания могут быть союзными и бессоюзными. Раз­делительные отношения выражаются союзами (или, либо, не то... не то, то ли... то ли): В гармо­нии соперник мой был шум лесов иль вихорь буй­ный, иль иволги напев живой, иль ночью моря шум глухой, иль шёпот речки тихоструйной (П.).

В закрытых сочинительных словосочетаниях одним актом связи соединяются только два компо­нента: скромно, но с достоинством; не газета, а журнал; как дети, так и взрослые. В этих словосо­четаниях выражаются противительные, сопостави­тельные, сопоставительно-соединительные, градаци­онные и пояснительные отношения; их выразите­ли - союзы. Противительные отношения выра­жаются союзами но, не... а, однако, хотя (и), хотя... но: маленький, но тяжёлый; не сын, а дочь; неодо­лимая, хотя (и) тихая сила. Сопоставительно-соединительные отношения выражаются союзом как... так и; как учитель, так и ученики; градационные - союзами не только... но и, да и, не то что... а и, если не... то: не только дети, но и взрос­лые; дети, да и взрослые; если не дети, то взрос­лые; пояснительные - союзами, а именно, то есть, или, как-то: дети, а именно школьники; взрослые, то есть родители; гиппопотам, или бегемот; взрослые, как-то: родители, учителя, настав­ники.

2. Подчинительные словосочетания представ­ляют собой основанные на подчинительной связи соединения слова (главный компонент) с определенной формой другого слова (зависимый компонент), Общая формула подчинительных словосочетаний - "слово + соединенная с ним подчинительной связью форма другого слова".

Такое толкование подчинительных словосочетаний встречает трудности при анализе некоторых явлений синтаксической си­стемы: 1) словосочетаний типа старше брата;
2) словосочетаний типа высочайшая из гор Азии; 3) словосо­четаний типа два брата, две сестры, полтора часа, полторы не­дели, в которых соединяется согласующееся с существительным в роде числительное в форме прямого падежа и существительное в форме родительного падежа единственного числа; типа пять бра­тьев, в которых соединяются формы прямого падежа числитель­ного (главный компонент) и родительного падежа множественного числа существительного (зависимый компонент); 4) словосочета­ний типа двух братьев, на семи ветрах, в которых соединяется форма косвенного падежа существительного (главный компонент) и согласуемая с ней форма числительного (зависимый компонент). При всем различии этих словосочетаний у них есть один общий признак - они не представляют собой соединения слова в целом (лексемы) с формой другого слова. Однако это исключительное явление при общем определении подчинительных словосочетаний может быть не принято во внимание.

Подчинительные словосочетания делят на классы по двум взаимосвязанным признакам: 1) по тому, к какой части речи относятся главный и зависимый компоненты; 2) по тому, какой синтаксической связью соединены компоненты.

Так, по характеру главного компонента (слова) различают глагольные, субстантивные, адъективные и наречные словосочетания: убирать урожай, уборка урожая, богатый событиями год, очень старательно трудиться. Среди глагольных словосочетаний в соответствии с природой зависи­мого компонента (форма слова) выделяют субстан­тивно-глагольные и наречно-глагольные: ра­ботать над книгой, работать в саду; напряжённо работать, работать допоздна. Среди субстан­тивных словосочетаний на том же основании выде­ляют адъективно-субстантивные и субстан­тивно-субстантивные: урожайный год, год жизни.

Небольшие классы составляют словосочетания глагольно-инфинитивные: начать работать, приехать учиться, суметь сделать, попросить спеть; субстантивно-инфинитивные: стремле­ние познать, возможность предвидеть; адъектив­но-инфинитивные: склонный помечтать, рад встретиться; субстантивно-наречные: кофе по-турецки, езда верхом.

Деление по форме зависимого компонента можно продолжить дальше. Так, среди субстантивно-глагольных словосочетаний выделяют беспредлож­ные, предложные и далее - словосочетания с фор­мой родительного, дательного, винительного, твори­тельного или предложного падежа в качестве зави­симого компонента. В существующих описаниях русского языка система словосочетаний анализиру­ется именно по этой линии: дается перечень образцов в рамках классов, выделенных на основе морфологических свойств компонентов.

Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободном словосочетании сохраняются самостоятельные лексические значения всех входящих в него слов, синтаксическая связь между компонентами является живой и продуктивной (светлое пальто, смотреть телевизор, весело смеяться). В несвободном словосочетании лексические значения входящих в него слов несколько изменяются, самостоятельность значений слов ослаблена или полностью утрачена (железная дорога, бить баклуши, работать спустя рукава).

Со стороны структуры различают простые, сложные и комбинированные словосочетания. Простые словосочетания чаще всего являются двухчленными, но могут быть и трех- или четырехчленными (читать книгу, писать письмо маме, переводить книгу с русского на английский), они создаются на основе сильной связи. Сложные словосочетания создаются на основе комбинации сильной и слабой связи (медленно читать газету, писать письмо стоя, переводить речь без словаря). Комбинированные словосочетания образуются на основе соединения словосочетаний, так как синтаксические связи в них исходят от разных слов (читать новую газету, очень долго говорить о происшествии).



Индекс материала
Курс: Основные понятия синтаксиса
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет и задачи синтаксиса
Синтаксические единицы – единицы языка и речи
Средства выражения синтаксической связи
Виды синтаксических связей
Виды сочинительной связи
Виды подчинительной связи
Согласование
Согласование сказуемого с подлежащим
Полное и неполное согласование
Управление
Примыкание
Слово как объект синтаксиса
Форма слова как объект синтаксиса
Разработка учения о словосочетании в русской науке
Словосочетание и сложное предложение
Структура словосочетания
Типы словосочетаний
О КОНСТИТУТИВНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ
Все страницы