Курс: Основные понятия синтаксиса - Структура словосочетания

 

Структура словосочетания

Словосочетание обладает формальной органи­зацией, т.е. строится по определенной структурной схеме, представляющей собой отвлеченный образец словосочетания минимальной конструкции, по которому оформляются многочисленные словосо­четания с разным лексическим наполнением главно­го и зависимого компонентов.

Количество возможных реализаций той или иной структурной схемы словосочетания, различающихся лексическим наполнением, в принципе исчислимо, однако в той лее степени приближения, что и количество слов в языке. Оно различно для разных струк­турных схем словосочетаний, так как среди них ость и такие, ко­торые допускают широкое варьирование лексического наполнения главного и зависимого компонентов, и такие, которые допускают крайне незначительное варьирование главного и зависимого ком­понентов. Ср. словосочетания типов рисовать берёзы и рисовать неделю - в первом типе лексическое наполнение зависимого компонента в соответствии с семантикой и лексической сочетаемостью глагола может быть очень разнообразным; во втором типе лексиче­ское наполнение зависимого компонента строго ограничено лексе­мами темпорального значения. Что касается главного компонента (глагола), то в словосочетаниях первого типа им может быть лю­бой прямопереходный глагол, а в словосочетаниях второго - лю­бой глагол, в семантику которого входит значение длительности.

Структурная схема словосочетания включает в себя: 1) средства синтаксической связи, на основе которой образовано словосочетание; 2) характерис­тики компонентов словосочетания, обязательные для их соединения на основе данного вида связи; 3) порядок слов, уточняющий синтаксическую связь.

На основе определенной связи могут быть соеди­нены в словосочетание далеко не любые компонен­ты. Для того чтобы связь реализовалась и возникло правильное словосочетание, необходимы определен­ные условия. Ограничения могут быть связаны либо с грамматическими и словообразовательными свой­ствами соединяемых компонентов, либо с их семан­тическими свойствами (или с теми и другими одно­временно). Так, словосочетание типа рисовать берё­зы, построенное по образцу VtransN4synt, возникает тогда, когда в его составе соединяются глагол (именно глагол, а не просто слово со значением действия, в частности не имя; ср. рисование берёз), и при этом глагол прямопереходный (не косвеннопереходный; ср.: любоваться берёзами, смотреть на берёзы), с формой винительного падежа существи­тельного, имеющей синтаксическое значение бли­жайшего объекта. Сочетание с другим возможным при данном глаголе падежом, например, с твори­тельным в значении орудия (рисовать тушью) или с винительным падежом в лексико-семантическом, в частности темпоральном, значении (рисовать неде­лю), дает другое словосочетание с тем же глаголом, построенное по иному образцу, который предъявляет и иные требования к компонентам словосочетания. О том, что словосочетания рисовать берёзы и рисовать неделю построены по разным образцам, свидетель­ствует то, что их можно объединить в одном слож­ном словосочетании неделю рисовать берёзы. Это наглядно показывает, что две формы винительного падежа занимают разные позиции при глаголе. Об­разец, по которому построено словосочетание рисо­вать неделю, требует от глагола значения длительности; ср. возможность словосочетаний нарисовать берёзы, нарисовать тушью и невозможность слово­сочетания "нарисовать неделю». Символически этот образец может быть представлен как VimperfN4temp, где индексы при символах, обозначающих принадлежность компонентов словосочета­ния к частям речи, передают их свойства - имперфективность глагола и темпоральное значение су­ществительного.

В любом словосочетании действует общее прави­ло: компоненты словосочетания располагаются кон­тактно, непосредственно один за другим. Порядок же компонентов различен в разных словосочетаниях. Каждое словосочетание как отвлеченный образец характеризуется определенным порядком компонен­тов; падежная форма существительного с синтаксическим значением в глагольном словосочетании следует за глаголом: рисовать берёзы, читать книгу, строить завод; нуждаться в отдыхе; настаивать на своих правах; помогать друзьям; прилагательное предшествует определяемому существительному: зе­лёный дом, белая бумага, хорошее дело; качествен­ное и количественное наречия предшествуют глаголу: дружно работать, весело смеяться, очень устать; присубстантивный падеж существительного следует за определяемым существительным: дом ба­бушки, букет цветов, гимн труду, лекарство от кашля. Этот порядок слов не является обязатель­ным, но он обычен. Он проявляется в условиях динамического равновесия, т.е. тогда, когда компо­ненты словосочетания не различаются по степени своей актуальной значимости и не разделены акту­альным членением (основным или членением 2-го, 3-го и т.п. уровня) таким образом, что один из них входит в состав актуально менее значимой части предложения (темы), а с другой - в состав актуально более значимой части предложения (ремы). В случае если граница актуального чле­нения проходит внутри словосочетания, относя один его компонент к теме, а другой к реме, могут нару­шаться правила контактности компонентов словосо­четания и их следования. Ср.: Вечер наступил тёплый, душный (Бун.). - Наступил тёплый, душный вечер; Нудная и одуряющая потекла жизнь (Ш.). - Потекла нудная и одуряющая жизнь; Клим слушал эти речи внимательно (М. Г.). - Клим вниматель­но слушал эти речи; Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо (К.). - Тонкие стволы берёз резко и отчётливо белели.

Обычный порядок компонентов словосочетания стилистически нейтрален. В специальной речи, на­пример в терминологии (научной, технической), по­рядок слов нарушается; ср. название сортов товаров в торговле: сельдь астраханская, сало венгерское, мыло хозяйственное. Отступления от обычного по­рядка компонентов словосочетания широко исполь­зуются в художественной литературе и публицистике для передачи различных экспрессивных значений.

Структурная схема, как уже было сказано, - понятие синтаксиса простых словосочетаний (минимальной конструкции). В сложных словосочетаниях представлены те же структурные схемы, но в ком­бинациях. Так, сложное словосочетание неделю рисовать берёзы объединяет два простых словосочетания.

Формальная организация словосочетания обна­руживает глубинное сходство с устройством сложно­го предложения: имеет одну и ту лее природу.

Словосочетание обладает смысловой органи­зацией; определяющим в ней является грамматическое значение словосочетания. Грамматическое значение словосочетания - это выявляемые син­таксической связью синтаксические отношения между его компонентами, рассмотренные в отвлече­нии от конкретного лексического наполнения ком­понентов. Грамматическое значение словосочетания изоморфно грамматическому значению сложного предложения.

На основе грамматического значения, во взаимо­действии его с лексическим наполнением главного и зависимого компонентов складывается смысловая организация словосочетания. Так, в словосочетаниях отъезд гостей, 2) строительство дома, 3) крыша дома, 4) страна гор взаимодействие грамматическо­го значения отношения предмета к предмету с раз­ным лексическим наполнением компонентов дает разные значения: 1) действие и его и производитель, 2) действие и его объект, 3) целое и его часть, 4) предмет и его характерная деталь.

Словосочетание выполняет в языке несколько функций: 1) служит "строительным материалом" для предложения, входит в его состав (функция основ­ная, первичная);
2) употребляется в качестве назва­ния (в частности, заголовка); 3) служит составным элементом текста при некоторых видах его сегмен­тированного построения.

Например, предложение Тихо веет лёгкий вете­рок содержит два словосочетания: глагольно-наречное тихо веет и субстантивно-адъективное лёг­кий ветерок. Этот пример иллюстрирует основную функцию словосочетания. В предложении Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей есть совершенно определительный адрес (Л.Т.) вы­деленное словосочетание выполняет функцию назва­ния. В тексте Страстная увлечённость. На мой взгляд, это синоним счастья выделенное словосоче­тание выполняет функцию составного элемента сег­ментированного текста. Из этих функций лишь пер­вая дает основание противопоставить словосочетание предложению, так как и вторую и третью, наряду со словосочетанием и формой слова, способно выпол­нять (и выполняет достаточно часто) и предложение. Вместе с тем все три указанные функции может выполнять и форма слова; таким образом, функцио­нально словосочетание не противопоставлено форме слова. Это объясняется тем, что в речи словосочета­ние всегда выступает в совершенно определенном виде в соответствии с требованиями окружения. Все его компоненты при сочинительной связи между ними имеют определенную, как правило, общую для них форму: Выписаны газеты и журналы; Займись пока газетами и журналами; а при подчинитель­ной связи его главный компонент (если он изменя­ем) приобретает форму, требуемую окружением: Вправо отходила узенькая тропка; Мы шли по узенькой тропке.



Индекс материала
Курс: Основные понятия синтаксиса
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет и задачи синтаксиса
Синтаксические единицы – единицы языка и речи
Средства выражения синтаксической связи
Виды синтаксических связей
Виды сочинительной связи
Виды подчинительной связи
Согласование
Согласование сказуемого с подлежащим
Полное и неполное согласование
Управление
Примыкание
Слово как объект синтаксиса
Форма слова как объект синтаксиса
Разработка учения о словосочетании в русской науке
Словосочетание и сложное предложение
Структура словосочетания
Типы словосочетаний
О КОНСТИТУТИВНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ
Все страницы