Курс: Основные понятия синтаксиса - Синтаксические единицы – единицы языка и речи

 

Синтаксические единицы – единицы языка и речи

Единицы синтаксиса представлены множеством речевых проявлений, однако они являются единица­ми не только речи, но и языка. За каждым конкрет­ным словосочетанием, простым или сложным пред­ложением стоит некая не собственно речевая, а язы­ковая сущность. Например, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении: Сейчас худож­ник рисует берёзу, представляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компонент). Но в этом соединении можно увидеть и иное синтакси­ческое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на осно­ве анализа в парадигматическом аспекте (т.е. по ассоциации) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.

На первом этапе анализа обращение к другим потенциальным речевым соединениям с той же лек­семой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой воз­можной в данном сочетании форме (рисует берё­зы - вин. п. мн. ч.), т.е. обращение к иным воз­можным без нарушения синтаксических правил сое­динения формам слов рисовать и берёза позволяет установить, что исходное словосочетание рисует бе­рёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лек­семы) рисовать, которое может в составе сообщения быть в любой из своих форм, и формы ви­нительного падежа слова берёза. Форма числа зави­симого существительного не участвует в синтакси­ческой связи, она передает только номинативное значение единичности ~ множественности: рисовать берёзу (берёзы). Таким образом, за конкретным ре­чевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисовать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).

Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (также на основе ассоциативных связей) с такими словосочетаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прошлое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоминать берёзу (поле, ребёнка, прош­лое) и т.д. - с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов ри­совать и берёза. По этому образцу могут быть по­строены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочетаний является то, что главный их компонент - прямопереходный глагол, а зависимый - форма винительного падежа существительного с синтаксическим значением ближайшего объекта. Строение таких словосочета­ний может быть выражено формулой VtransN.4synt, где V - глагол, N - существительное, trans - пере­ходный, 4 synt - винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: "переходный глагол и имя существительное в форме винительного падежа с синтаксическим значением".

Таким образом, на втором этапе анализа обнару­живается, что за словосочетанием с конкретным лексическим наполнением (рисовать + вин. п. су­ществительного берёза) стоит отвлеченный образец, представленный выше в виде формулы, который яв­ляется единицей языка и допускает широкие воз­можности лексического наполнения в речи: строить дом, делать дело, копать огород, пить чай, выполоть траву, узнавать новости, беречь время, лю­бить родину, помнить добро, причинять неприят­ности, допустить неточности, испытывать ра­дость и др.

Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в ре­чи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделями или формулами предложений. Понятие структурной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т.е. ис­черпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения.

Принцип единства описания разных синтаксиче­ских единиц требует, чтобы в виде закрытых спи­сков структурных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосо­четания и сложные предложения. О применении по­нятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь покажем, что оно приложимо и к сложному предложению.

Так, сложное предложение Есть минуты, когда не тревожит роковая нас жизни гроза (Бл.) построено по структурной схеме, которая может быть за­писана формулой Р1 с (Ntemp + когда +Р2), где Р1 Р2 - предикативные единицы, входящие в состав сложного предложения, N - существительное, temp - указание на обязательность темпоральной лексической семантики существительного; в скобки заключен сегмент сложного предложения, внутри которого обязателен данный порядок компонентов, хотя этот сегмент как целое может перемещаться в границах предложения (ср. другое предложение, построенное по данной схеме: День, когда началась война, я ни­когда не забуду). Формула читается так: "предика­тивная единица, в состав которой входит сегмент со следующим фиксированным порядком: существи­тельное с темпоральным значением, когда и вторая предикативная единица".

Из обзора синтаксических единиц ясно, что они, как правило, состоят из нескольких компонентов. Однокомпонентным может быть только предложение. При этом и однокомпонентное (как единица языка) предложение в речи может состоять из нескольких синтаксически свя­занных между собой словоформ: Начало светать; Стало холодно. К тому же слово, являющееся в од­ной их своих форм единственным компонентом предложения, как правило, в речи допускает воз­можность распространения - присоединения к нему форм других слов; ср.: Пожар. - Лесной пожар; Светает. - Осенью светает поздно; Уходи! - Сей­час же уходи отсюда!; Холодно. - Зимой в палатке холодно. Таким образом, и однокомпонентное пред­ложение, представленное в речи одной словоформой, потенциально многокомпонентно.

Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях - синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью. Поэтому синтаксическая связь, т.е. формальные, строевые отношения между компонен­тами синтаксической единицы, выявляющие смыс­ловые связи - синтаксические отношения - и вы­раженные средствами языка, составляет исходное и фундаментальное понятие синтаксиса.

В составе разных синтаксических единиц синтак­сической связью объединяются компоненты разной природы. Возможны восемь типов синтаксических соединений, которые различаются характером сое­диняемых компонентов: 1) слово + форма слова; 2) форма слова + форма слова;
3) простое предложе­ние + простое предложение; 4) слово + простое предложение; 5) форма слова + простое предложе­ние; 6) словосочетание + форма слова; 7) простое предложение + сложное предложение; 8) сложное предложение + сложное предложение.

1. Соединение слова (лексемы) с формой слова возможно только в словосочетании. Так, словосоче­тание выписать газету, построенное по формуле VtransN4synt представляет собой соединение слова выписать, которое в состав данного словосочетания может входить в любой из своих форм (выписать газету, выпишет газету, выпиши газету, выписав­ший газету и т.д.; исключение составляет только форма страдательного причастия, которой свой­ственно принципиально иное отношение к форме существительного, называющей объект действия: выписанная газета), и одной формы слова газета, а именно формы винительного падежа.

2. Соединение формы слова с формой слова возможно в предложении и в словосочетании, при­чем в разных синтаксических единицах соединения данного типа неодинаковы: совпадая по качеству соединяемых компонентов, они различаются харак­тером связи. Так, в предложении Сад цветёт соединены синтаксической связью форма именительного падежа существительного и спрягаемая форма гла­гола. Если мы употребим глагол в неспрягаемой форме, например в инфинитиве, то он утратит спо­собность соединяться с формой именительного паде­жа и в сочетании с формой дательного падежа существительного образует предложение другого типа: Саду цвестъ! (В. М.).

В словосочетании с усердием, но без увлечения синтаксической связью соединены две формы кос­венных падежей существительных (осложненные вхождением в них предлогов), в словосочетании кни­га, газета и журнал - формы именительного паде­жа нескольких существительных.

3. Два или несколько простых предложений могут быть соединены синтаксической связью только в сложном предложении: На свете счастья нет, но есть покой и воля (П.); То огнём жгло с сияющей лазури солнце, то горами громоздились тучи, то потопами обрушивались на пароход и на море буйные ливни (Бун.). Границы между предло­жениями отмечены союзами.

4. Сложное предложение может быть образовано соединением слова с простым предложением. Это принцип организации присловных сложнопод­чиненных предложений. Так, с придаточной частью, вводимой союзными словами который, какой и др., может соединиться любое существительное, и в об­разованном таким образом сложноподчиненном предложении реализуется сочетание "слово + про­стое предложение": Вот холм, лесистый, над кото­рым часто я сиживал недвижим (П.).

Обязательным условием образования на основе такой связи сложного предложения является вхождение определяемого прида­точной частью существительного в другую часть, которая становится главной по отношению к придаточной части. Если это усло­вие не соблюдено, что бывает редко, так как слова обычно реально употребляются в составе предложений, то сложное предложение не возникает. Так, например, бывает, когда существительное упот­реблено как обращение, или как заголовок, или как именительный темы: О, вы, которые объехать свет вокруг желанием горите! (Kp.) Взрывы, которых ждали (заголовок).

5. Компаратив прилагательного или наречия об­ладает свойством соединяться с придаточной частью. Рассуждая так, мы оставляем в стороне случаи транспозитивного употребления инфинитива на месте спрягаемой формы: Ребятиш­ки - бежать кто куда. Но их привлечение к анализу не колеблет данного положения, так как в этом употреблении инфинитив при­обретает свойства, характерные для определенных спрягаемых форм: получает индикативное значение реального прошедшего действия. предложения, вводимой союзом чем, в результате чего возникает сложноподчиненное предложение, в составе которого синтаксической связью соединены форма слова и простое предложение: Старая улица показалась мне только немного уже, чем казалась прежде (Бун.).

Сочетание формы слова с предложением может иметь место и в сочинительном ряду типа Я думал уж о форме плана и как героя назову (П.). В этом случае предложение (как героя назову) выступает в качестве окказионального "заместителя" формы сло­ва (ср.: думал о форме плана и имени героя).

Построение сочинительного ряда из грамматиче­ски различных компонентов (форма слова и предло­жение) стилистически отмечено как черта разговор­ная. Сочетание формы слова с предложением нахо­дится на периферии современного литературного языка. Оно разрешено его системой, которая не тре­бует обязательно однотипного грамматического оформления компонентов сочинительных рядов, но запре­щается для строго кодифицированных речевых сфер.

6. Соединение словосочетания с формой слова имеет место в сложных словосочетаниях типа старый фруктовый сад, около забора копать яму, в которых форма слова как определяющий зависимый компонент присоединяется не к существительному или глаголу непосредственно, а к сочетанию существительного или глагола с относящейся к нему формой слова, т.е. связи организуются следующим образом: старый фруктовый сад; копать яму около забора.

Такую организацию имеют все словосочетания, в которых два или несколько прилагательных или причастий согласуются с одним существительным, по не находятся между собой в сочинительной связи: мой лучший друг, нарядное летнее платье, новая соломенная шляпа, ночное рокочущее море. Сочини­тельная связь в этом случае не возникает, потому что синтаксические позиции согласованных слово­форм различны: одна (непосредственно соседствующая с существительным) относится к существитель­ному, а вторая (более отдаленная) - к сочетанию существительного с ближайшей согласованной сло­воформой.

7. Сочетание простого предложения со сложным предложением наблюдается в сложных предложениях усложненной конструкции, в составе которых простое предложение зависит от сложного предложения или сложное предложение в целом за­висит от простого предложения. Например: Когда мы вышли из леса, было сыро, но дождя уже не бы­ло; Мы знали, что в лесу будет сыро, но дождя не будет - в первом примере простое предложение Мы вышли из леса, оформленное союзом когда как при­даточная часть времени, зависит от сложноподчи­ненного предложения Было сыро, но дождя уже не было; во втором примере сложносочиненное предложение В лесу будет сыро, но дождя не будет зави­сит от предложения Мы знали (показателем зависи­мости является союз что).

8. Сочетание сложного предложения со сложным предложением наблюдается также в сложных предложениях усложненной конструкции: Везде было не поле сражения, которое он ожидал увидеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько не раз­бирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции (Л. Т.); Князь Андрей даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жиз­ни, точно так же как месяц тому назад он не по­нимал, как могла бы ему прийти мысль уехать из деревни (Л.Т.) - выделенные слова являются пока­зателями связи между сложными предложениями.

Как видим, синтаксические связи в словосочета­нии и простом предложении по характеру компонен­тов частично совпадают (в составе обеих единиц воз­можно соединение формы слова с формой слова); синтаксические же связи в сложном предложении специфичны: они соединяют такие компоненты, из которых по крайней мере один является предложе­нием (ни в словосочетании, ни в простом предложе­нии связи между такими компонентами невозможны). Это позволяет различать в сфере синтаксиче­ских связей два уровня: связь на уровне словосоче­тания и простого предложения и связь на уровне сложного предложения.



Индекс материала
Курс: Основные понятия синтаксиса
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет и задачи синтаксиса
Синтаксические единицы – единицы языка и речи
Средства выражения синтаксической связи
Виды синтаксических связей
Виды сочинительной связи
Виды подчинительной связи
Согласование
Согласование сказуемого с подлежащим
Полное и неполное согласование
Управление
Примыкание
Слово как объект синтаксиса
Форма слова как объект синтаксиса
Разработка учения о словосочетании в русской науке
Словосочетание и сложное предложение
Структура словосочетания
Типы словосочетаний
О КОНСТИТУТИВНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ
Все страницы