Курс: Основные понятия синтаксиса - Разработка учения о словосочетании в русской науке

 

Разработка учения о словосочетании в русской науке

В ранних русских грамматических трудах ("Российская грам­матика" М.В. Ломоносова, "Русская грамматика" А.X. Востокова и др.) важнейшей частью синтаксиса считалось учение о законо­мерностях и правилах, в соответствии с которыми слова соединя­ются в связное целое; поэтому много внимания уделялось описа­нию словосочетаний. Но это описание имело характер случайных наблюдений. Словосочетание как особая синтаксическая единица, занимающая определенное место в ряду других синтаксических единиц, не осознавалось.

В связи с развитием в русском языкознании логического, а затем психологического направлений изменилось и понимание задач синтаксиса. На первый план было выдвинуто учение о пред­ложении, понимаемом как выражение логического или психоло­гического суждения. Предложение сделалось главным предметом синтаксиса, и изучение связей между словами стало строиться как учение о членах предложения. Понятие словосочетания при этом оказалось ненужным. В крупнейших грамматических исследованиях середины XIX в. ("Историческая грамматика русского язы­ка" Ф.И. Буслаева, "Из записок по русской грамматике" А.А. Потебни) нет разделов, посвященных учению о словосочетании.

Значительный этап в разработке теории словосо­четания составили труды Ф.Ф. Фортунатова. Фор­тунатов называет словосочетанием "то целое по зна­чению, которое образуется сочетанием одного полно­го слова (не частицы) с другим полным словом, бу­дет ли это выражение целого психологического суж­дения, или выражение его части". Словосочетание рассматривается как основная синтаксическая единица. Предложение для Фортунатова лишь один из видов словосочетания - "законченное словосочетание".

Идеи Ф.Ф. Фортунатова были развиты в целом ряде работ русских ученых. М.Н. Петерсон в "Очерке синтаксиса русского языка" сделал попытку построить синтаксис как учение о словосочетании, не включая в него теорию предложения. Словосочетание, по Петсрсону, - это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объема; сложные предложения - соединения словосочетаний.

Как учение о словосочетании определяет синтаксис и А.М. Пешковский в "Русском синтаксисе в научном освещении". Но он не считает возможным совершенно отказаться от теории предложения и делает попытку вывести понятие предложения из понятия словосочетания. Это приводит Пешковского к парадок­сальному утверждению о возможности существования словосочета­ний, состоящих из одного слова. Такими "словосочетаниями" он считает разнообразные однословные предложения типа Зима; По­жар!; Морозит; Скучно.

А.А. Шахматов вслед за Ф.Ф. Фортунатовым определяет словосочетание как "такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, об­наруживаемое зависимостью одних из этих слов от других", а потому предложение, состоящее из двух и более слов, считает тоже словосочетанием, но "законченным", соответствующим "законченной" единице мышления. Однако предложение, по мне­нию Шахматова, не просто разновидность словосоче­тания, а особая синтаксическая единица, которая может быть представлена и одной словоформой.

При описании словосочетаний он обращается только к "незаконченным" словосочетаниям. Анализ "законченных" словосочетаний Шахматов дает в учении о предложении, где рассматривает сочетания двух главных членов предложения и предложения с одним главным членом, которые при отсутствии распространителей главного слова бывают однослов­ными. Таким образом, описание системы предложе­ния строится как анализ его главных членов; учение же о словосочетании представляет собой описание всех зависимых от главных членов словоформ в составе предложения, т. е. описание второстепенных членов предложения.

Новое понимание словосочетания выдвинул В. В. Виноградов, который развил национально-специфические идеи, реализовавшиеся в практике синтаксического описания русских грамматистов. Виноградов исходит из выдвинутого Шахматовым тезиса о существовании двух синтаксических еди­ниц: словосочетания и предложения.

Сущность концепции Виноградова состоит в том, что словосочетание, в отличие от предложения, яв­ляющегося единицей общения, понимается как сложное название, служащее наряду со словом, "строительным материалом" для предложения: "...понятие словосочетания не соотносительно с по­нятием предложения... Словосочетание - это слож­ное именование. Оно несет ту же номинативную функцию, что и слово".

По мнению Виноградова, словосочетания явля­ются сложными названиями и образованы по прави­лам "распространения" слов формами слов, т. е. представляют собой образования, в составе которых синтаксической связью соединены слово и опреде­ляющая его форма слова. Сочетания форм слов, спе­цифические для определенных типов предложений, как, например, сочетание подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении, по мнению Виноградо­ва, не являются словосочетаниями, их изучение со­ставляет необходимую часть теории предложения. Не считает словосочетаниями Виноградов и ряды словоформ, объединенных сочинительной связью, - однородные члены предложения.

Сближая словосочетание со словом, Виноградов выдвигает своеобразное понимание формы словосо­четания как формы его главного компонента - рас­пространяемого слова. Отсюда следует, что словосо­четание имеет ту же систему форм, что и главный компонент. Так, система форм словосочетания чи­тать книгу, в соответствии с формоизменением гла­гола читать, будет следующей: читать книгу, чи­таю книгу... читал книгу... буду читать книгу... чи­тай книгу... читал бы книгу... читая книгу, читаю­щий книгу... читавший книгу.... Понимание словосо­четания, выдвинутое Виноградовым, было положено в основу подробного описания системы словосочетаний современного русского языка в "Грамматике русского языка" (1954).

Линию последовательного различения словосоче­тания и предложения, составляющую традицию рус­ской науки, продолжает Н. Ю. Шведова, концепция которой реализована в описании системы словосоче­тания и простого предложения в "Грамматике со­временного русского литературного языка" (1970) и в "Русской грамматике" (1980). В понимании слово­сочетания Шведова следует за Виноградовым, при­нимая все основные его положения, развивая и конкретизируя некоторые из них.

Лежащая в основе учения Виноградова идея при­знания словосочетания и предложения двумя син­таксическими единицами получила развитие в современных отечественных синтаксических трудах. С одной стороны, она дает простое объяснение суще­ствованию одночленных предложений, так как не выдвигает словосочетание в качестве единственной синтаксической единицы и не пытается вывести предложение из словосочетания, а потому допускает возможность однокомпонентности предложения (ср. очевидные затруднения и противоречия при объяс­нении этого языкового факта у Ф.Ф. Фортунатова и его последователей). С другой стороны, она позволя­ет рассматривать не в составе предложения синтак­сические единства, возникающие как реализации синтаксических потенций слова и формы слова, по­тому что предполагает существование двух синтак­сических единиц - предложения и словосочетания.

В.В. Виноградов, а за ним и Н.Ю. Шведова указали на комплекс признаков, отличающих слово­сочетание от предложения, справедливо выделив признак предикативности ~ непредикативности как главный. Однако учение о словосочетании они стро­ят не на основе данного признака, а опираясь на по­нятия "распространенное слово", "синтаксические потенции слова", "присловные связи". При таком понимании словосочетания в учение о нем включа­ются не все непредикативные синтаксические кон­струкции, а лишь некоторые из них; учение же о предложении соответственно строится как анализ не только предикативных конструкций, но и ряда непредикативных (например, основанных на сочини­тельной связи). Различение словосочетания и пред­ложения может быть осуществлено и без опоры на понимание словосочетания как "распространенного слова" в направлении расширения понятия словосочетания.

Сложная языковая действительность глубже по­стигается и более адекватно отражается, если оппо­зиция словосочетание: предложение строится с опо­рой на признак предикативности ~ непредикатив­ности. С этих позиций словосочетание должно быть определено как непредикативное соединение на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой слова. В со­ответствии с этим определением словосочетаниями признаются любые синтаксически организованные (т.е. основанные на синтаксической связи) сочета­ния слова с формой слова и все сочетания синтакси­чески связанных форм слов, не обладающие предикативностью. Учение о словосочетании в данном его понимании включает анализ непредикативных кон­струкций, представляющих реализацию всех видов синтаксической связи (как подчинительной, так и сочинительной) на уровне связи формы слова.

Так понимаемое словосочетание обнаруживает общность синтаксического устройства со сложным предложением, оказывается изоморфным ему.



Индекс материала
Курс: Основные понятия синтаксиса
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет и задачи синтаксиса
Синтаксические единицы – единицы языка и речи
Средства выражения синтаксической связи
Виды синтаксических связей
Виды сочинительной связи
Виды подчинительной связи
Согласование
Согласование сказуемого с подлежащим
Полное и неполное согласование
Управление
Примыкание
Слово как объект синтаксиса
Форма слова как объект синтаксиса
Разработка учения о словосочетании в русской науке
Словосочетание и сложное предложение
Структура словосочетания
Типы словосочетаний
О КОНСТИТУТИВНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ
Все страницы