Курс: Основные понятия синтаксиса - Форма слова как объект синтаксиса

 

Форма слова как объект синтаксиса

Форма слова в синтаксисе раскрывается более многопланово, чем слово. Как уже говорилось, фор­ма слова может быть зависимым компонентом под­чинительного соединения, компонентом соединения, основанного на сочинительной связи, и компонентом предложения.

Функция главного компонента подчинительного соединения форме слова не свойственна. Исключение составляют лишь формы сравнительной и превос­ходной степени, которые имеют специфическое управление (старше брата, старший из братьев), а также спрягаемая форма глагола и инфинитив, управляющие именительным (родительным) или да­тельным падежом в составе предикативной кон­струкции; ср.: Пришли письма. - Не пришло писем; Дети учатся. - Детям учиться.

Формы сравнительной степени (компаратив) об­ладают также специфической способностью присое­динять к себе придаточную часть сложноподчинен­ного предложения с союзом чем (и его стилистиче­ски окрашенным "заместителем" - союзом нежели); такие придаточные называют прикомпаративными: Дети вели себя лучше, чем мы ожидали.

Синтаксические соединения, возглавляемые фор­мами сравнительной и превосходной степени, вполне аналогичны подчинительным соединениям типа "слово + форма слова" или "слово + простое предло­жение". Статус этих форм вызывает споры. Су­ществует взгляд на формы сравнительной и превос­ходной степени как на особые слова, производные от форм положительной степени прилагательных и на­речий. И есть основания поддержать это толкование: синтаксически они ведут себя как слова, а не как формы слов.

Что касается указанных выше синтаксических соединений, возглавляемых спрягаемыми формами глагола и инфинитивом, то они очень специфичны и не имеют аналогов среди сочетаний типа "слово + форма слова"; их сущность раскрывается при анали­зе строения соответствующих образцов предложения. Сочинительная связь не предъявляет никаких требований к форме сочетающихся на ее основе ком­понентов синтаксического соединения. Вхождение в соединение, основанное на сочинительной связи, возможно для всех форм слов и, являясь характер­ной чертой всего этого класса объектов, не позволяет обнаружить синтаксическое своеобразие отдельных форм слов и их классов.

Таким образом, описание синтаксиса формы сло­ва состоит в характеристике ее как со стороны пас­сивной сочетаемости в составе подчинительного сое­динения, так и со стороны функции в простом пред­ложении.

По пассивной сочетаемости все формы слова делятся на согласуемые, управляемые и примыкающие. Первые и вторые противостоят третьим по тому, выражает ли непосредственно сама форма син­таксическую связь, т. е. свое зависимое положение, или не выражает. Согласуемые и управляемые фор­мы, непосредственно указывая на своего "хозяина", выражают зависимость от него; примыкающие же формы сами по себе не указывают на "хозяина" и зависимости не выражают, вследствие чего примы­кающей может быть единственная форма неизме­няемого слова.

Согласуемые и управляемые формы слова проти­востоят друг другу по тому, какие грамматические категории в них представлены: у согласуемых форм слов наличествуют категории рода, числа и падежа, участвующие в выражении согласования в полном наборе или с ограничениями, а у управляемых - категория падежа, значимая номинативно и ~ или синтаксически.

Так, в предложении Вечером мы весело смеялись над забавным утренним происшествием представ­лены формы слов всех классов: согласуемые - за­бавным, утренним происшествием, управляемая - смеялись над происшествием, примыкающие - вечером весело смеялись. Кроме того, в соединении мы смеялись представлена взаимозависимость форм, в которой сочетаются согласование и управление: число существительного (личного местоимения) мы определяет число спрягаемой формы глагола смея­лись по правилу согласования, а форма смеялись требует от мы формы именительного падежа по пра­вилу управления.

По функции в предложении намечается несколь­ко оппозиций и - соответственно - несколько классов форм слов. Оппозиции форм слов построены на основе следующих дифференциальных признаков: 1) способности ~ неспособности быть носителями предикативности; 2) способности ~ неспособности сочетаться со связкой; 3) способности ~ неспособ­ности определять форму носителей предикативности по согласовательным категориям; 4) способности ~ неспособности обозначать участников называемой предложением ситуации.

1. Выше уже было сказано, что фундаменталь­ным свойством предложения является наличие в нем предикативности, т.е. актуализационно-оценочного значения реальности ~ ирреальности той ситуации, которая называется в предложении, и времени ее существования относительно момента речи. В пред­ложении всегда имеется компонент, являющийся носителем предикативности, форма которого выра­жает то или иное модально-временное значение. Так, в предложениях Дети бегают; Дети бегали; Дети бегали бы называется одна и та же ситуация 'бегание детей', но она по-разному соотнесена с дей­ствительностью и с моментом речи: в первых двух ситуация оценена говорящим как реальный факт настоящего или прошлого, в третьем же она харак­теризуется как ирреальная, существующая лишь в мыслях, в воображении говорящего. Эти разные модально-временные значения выражаются наклонени­ем и временем глагола. Таким образом, носителем предикативности является форма глагола, и притом только одна из форм, которые передают модально-временные значения. Это любая из спря­гаемых форм глагола (Vf) и инфинитив (Inf).

Спрягаемым формам глагола свойство выражать модально-временные значения присуще постоянно; инфинитив же приобретает это свойство, становясь компонентом предложения, построенного по одному из двух формальных образцов, в составе которых он сочетается с формой именительного или дательного падежа: Дети бегать; Детям бегать.

Глаголу как слову функция носителя предика­тивности не свойственна. Ср.: Каждому хочется жить хорошо; Живя уединённо, он не имел ни дру­зей, ни врагов; Все живущие на свете стремятся к счастью!; Мы жили по соседству; Нам жить по соседству - здесь только в последних двух предложениях носителями предикативности выступают формы глагола жить - спрягаемая и инфинитив (последняя форма в том синтаксическом окружении, в котором она обладает свойством выражать преди­кативность); в первых же трех предложениях преди­кативность выражается спрягаемыми формами дру­гих глаголов: хочется, имел, стремятся.

Являются ли спрягаемые формы глагола и инфи­нитив (последняя в определенном синтаксическом окружении) единственно возможными носителями предикативности? Возможны ли в русском языке предложения, не содержащие спрягаемой формы глагола или инфинитива - безглагольные? Ответ на эти вопросы зависит от того, как понимать грамма­тический статус слова быть в предложениях типа Была осень; Ночь будет ясная; Платье было в клетку; Всё будет наоборот; Жить было хорошо.

В науке быть рассматривается или как глагол со специфическим ("пустым") лексическим значением, или как особое служебное слово - связка. Факты языка, в которых проявляется грамматическая при­рода этого слова, его системные свойства, достаточно сложны и дают основания как для первого, так и для второго понимания.

Основанием для первого понимания является то, что быть имеет полную глагольную парадигму: спрягаемые формы, причастие (бывший), деепричастие (будучи) и инфинитив; причем синтаксические функции этих форм те же, что и у соответствующих форм глагола, в частности функция но­сителя предикативности постоянно присуща спря­гаемой форме "пустого" быть (Copf), а у инфинитива она проявляется в тех же синтаксических окруже­ниях, которые возможны для инфинитива глагола. Ср.: Быть миру на земле; Быть рекам чистыми; Нам нравилось быть вместе; Быть ленивым было невыгодно - носителем предикативности инфинитив (быть) выступает лишь в первых двух предложени­ях, имеющих характерное для инфинитивных предложений значение предстояния; в двух последую­щих модально-временной план выражают другие словоформы (нравилось, было).

Понимание лексически "пустого" быть как гла­гола опирается также на то, что наряду с ним су­ществует полнозначный глагол быть 'иметь, иметь­ся, наличествовать': У брата была лодка; В доме была кошка. При этом быть "пустое" и быть полнозначное не во всех возможных для них употребле­ниях четко противопоставлены. Неясно, например, какую природу имеет быть в предложениях, выра­жающих ситуацию нахождения чего-либо где-либо: Я был на собрании. Формальной приметой полнозначного быть является наличие у него нулевой формы настоящего времени есть (она неизменяема по числам и лицам): У брата есть лодка; В доме есть кошка; У тебя есть я. Однако правила употребления есть сложны и многоплановы, они не сводятся к тому, какое значение имеет быть.

Понимание быть как служебного слова основы­вается прежде всего на том, что в отличие от всех глаголов "пустое" быть не имеет никакого номина­тивного значения: все его содержание грамматично; это формант, который служит для введения неглагольных компонентов в предложение на место гла­гольных.

От глаголов "пустое" быть отличает еще и то, что этому слову чужды видовые значения; оно имеет своеобразную систему форм, которая отличается от системы форм и совершенного и несовершенного ви­да. Подобно глаголам совершенного вида, быть имеет форму будущего простого времени, но в отли­чие от них еще и форму настоящего времени, при этом форму особого свойства - нулевую: отсутствие спрягаемой формы быть (кроме случаев эллипсиса типа Старший сын был забиякой, младший тихоней; Сын будет лётчиком, а дочка врачом) одно­значно передает значение настоящего времени изъ­явительного наклонения, т.е. выражает реальное существование обозначаемой в предложении ситуа­ции во времени, совпадающем с моментом речи. На этом свойстве нулевой формы слова быть осно­ваны парадигматические отношения, в которые вступают предложения типа Зима. - Была (будет) зима; Морозно. - Было (будет) морозно; Платье в горошек. - Платье было (будет) в горошек; Его дед генерал. - Его дед был (будет) генералом; Весна ранняя. - Весна была (будет) ранняя.

В современном отечественном языкознании пре­обладающим является понимание быть как связки - служебного слова особого типа (Сор). В становле­нии этого понимания решающую роль сыграла рабо­та Л.В. Щербы "Части речи в русском языке". При­знание за быть статуса связки как служебного слова ве­дет за собой вывод о том, что, кроме глагольных, есть еще и безглагольные, или связочные, предложения.

Таким образом, по признаку способности ~ не­способности быть носителями предикативности все формы слов делятся на два класса: 1) носители пре­дикативности, являющиеся предикативным центром предложения, - спрягаемые формы глагола (Vf) и связки (Сорf), а также инфинитив глагола или связ­ки (Inf) в таком синтаксическом окружении, в кото­ром он может проявить эту способность; 2) все остальные формы слов, которые не могут быть носи­телями предикативности.

2. Поскольку связка полностью лишена номина­тивного значения, она не может быть полноценным членом предложения. Поэтому связка всегда соеди­няется с формами полнозначных слов, образуя член предложения, традиционно называемый составным именным сказуемым.

Сочетаться со связкой могут далеко не все формы слов: это некоторые формы существительных, при­лагательных и отдельные наречия. Из числа форм существительных со связкой сочетаются: 1) фор­мы именительного и творительного падежей (N1, N5), которые могут быть вариативными: Наш сосед был слесарь (слесарем); 2) формы косвенных паде­жей без предлогов или с предлогами, имеющие на­речное значение (по Е. Куриловичу) (N2- pr): Шкатулка была из серебра; Замок с секретом; Юбка будет колоколом; Ситец был в полоску.

Из числа форм прилагательных со связкой сочетаются: 1) краткие формы, включая и форму сравнительной степени (Adjf): Письмо было кратко; Огород был вскопан; Новое задание будет слож­нее; 2) именительный и творительный падежи пол­ной формы (Adj1; Adj5): Книга была интересная; Девочка будет красивой. Все три формы прилага­тельных, сочетающиеся со связкой, могут быть вариативными: Ночь была тиха (тихая, тихой); Мальчишка был отчаянно смел (смелый, смелым).

Наречия, сочетающиеся со связкой, немного­численны; в большинстве случаев они имеют одну эту функцию и употребляются только как компонент комплексного члена предложения, образуемого с помощью связки (Advpr): Сестра была замужем; Сапоги будут впору; Наконец, мы вместе. Сочета­ние со связкой возможно также для инфинитива в определенном синтаксическом окружении: Назвать его в глаза обманщиком было подвергнуть себя не­минуемой гибели (П.).

Таким образом, по признаку способности ~ не­способности сочетаться со связкой все формы слов делятся на два класса: 1) перечисленные выше фор­мы существительных, прилагательных и наречия, способные выступать как компоненты комплексных членов предложения, образованных с помощью связки; 2) все остальные формы слов, не способные сочетаться со связкой.

3. Спрягаемая форма глагола или связки, яв­ляющаяся носителем предикативности, обладает, кроме характеристики по номинативно значимым категориям наклонения и времени, еще и характе­ристикой по согласовательным категориям числа, рода и лица.

Определять форму носителей предикативности по этим категориям составляет свойство именительного падежа существительного, которым управляют спря­гаемые формы глагола или связки; в последнем слу­чае форма именительного падежа оказывает согла­сующее воздействие не только на связку, но и на форму знаменательного слова, сочетающуюся со связкой, если она способна к согласованию: Свинец плавился; Железо плавилось; Медь плавилась; Металлы плавились; Голос был хорош; Голоса были хороши; Песня была хороша; Пора была поздняя.

Ту же функцию определителя спрягаемой формы глагола или связки (и именного компонента созда­ваемого с ее помощью комплексного члена предло­жения) по согласовательным категориям выполняют и "заместители" формы именительного падежа су­ществительного - инфинитив и формы слов разных частей речи, окказионально употребленные вместо формы именительного падежа: Слушать его было интересно; И жизнь хороша, и жить хорошо (В. М.); Стоит только открыть дверь и выйти на улицу, как тебя со всех подворотен начинают обступать всякие "но" и "если" (Крив.).

Инфинитиву функция аналога формы имени­тельного падежа свойственна системно: он ее выпол­няет всегда, когда сочетается в качестве главного компонента со спрягаемой формой глагола или связ­ки; между формой именительного падежа существи­тельного (отглагольного) и инфинитивом возможны отношения вариативности или синонимии; ср.: Так играть было опасно. - Такая, игра была опасна. - Такие игры были опасны; Спорить было бесполезно. - Спор был бесполезен. - Споры были бесполезны.

Механизм согласования предикативного центра предложения с "заместителями" формы именитель­ного падежа состоит в том, что спрягаемая форма глагола или связки указывает на неохарактеризованность инфинитива или окказионального "замес­тителя" формы именительного падежа по катего­риям числа, рода или лица, принимая служащую для этого форму единственного числа среднего рода или 3-го лица.

4. По признаку способности ~ неспособности обо­значать участников ситуации всем остальным фор­мам слов противостоят падежные формы существи­тельного, управляемые предикативным центром предложения и имеющие субъектное или объектное значение (N1 N2...sub/obj). Так, в предложении Днём ребёнок спит на балконе называется ситуация с од­ним участником; этот участник обозначен формой именительного падежа существительного, который здесь имеет субъектное значение. В предложении Эта пьеса часто исполняется Рихтером названа ситуация, имеющая двух участников: один их них (объект) обозначен формой именительного падежа, второй (субъект) - творительного; в предложении Завод перерабатывает свёклу на сахар названа си­туация, имеющая трех участников, которые обозна­чены формами именительного падежа (субъект) и косвенных падежей (объекты).

5. Охарактеризованные выше четыре класса форм слов не исчерпывают полностью всего их со­става. Существует еще пятый класс, в который вхо­дят формы слов, не выполняющие функций, предпо­лагаемых четырьмя позитивными дифференциаль­ными признаками. Это: 1) формы прилагательных (в их числе формы именительного и творительного падежей, которые входят в этот класс лишь в опре­деленном синтаксическом окружении: не в сочета­нии со связкой) (Adj...): По пыльной улице бре­дут сытые коровы; Стали заметны чернеющие здесь и там проталины; 2) формы косвенных па­дежей существительных (без предлогов или с предлогами) в наречных значениях (N2...adv): За дверью послышались шаги; Пожар случился на заре; Все ели с аппетитом; 3) непредикативные наречия (Adv): Мы вернулись домой поздно; До­кладчик говорил долго и нудно; 4) инфинитив (только в определенном синтаксическом окружении): Им овладело желание убежать; Он пошёл купить газету.

Таблица 1 хорошо показывает, что некоторые формы слов монофункциональны и потому входят только в один класс, другие же - полифункцио­нальны и соответственно входят в несколько клас­сов. Монофункциональных форм слов немного: это спрягаемые формы глагола и связки и краткие формы прилагательных. Первые, являясь носителя­ми предикативности, всегда составляют предикатив­ный центр предложения; вторые возможны только в присвязочном употреблении.

Таблица 1

Классы форм слов по функции в предложении

Класс и его дифференциальный признак

Состав класс

 

1. Являются носителями предикативности.


 

 

2. Сочетаются со связкой.

 

 

 

 

 

 

 

3. Определяют форму носителей предикативности по согласовательным категориям.

 

 

4. Обозначают участников ситуации, называемой в предложении.

 

 

 

 

5. Не выполняют функций, предполагаемых четырьмя названными диффе-ренциальными признаками.

Спрягаемая форма глагола (Vf), связка (Copf), инфинитив (Inf).

 

Существительное в именительном падеже (N1), существительное в творительном падеже (N5), существительные в косвенных падежах с предлогом (N2...pr), краткое прилагательное (Advf), прилагательное в именительном или творительном падеже (Adv1 или Adv5), прилага-тельное с предлогом (Adv pr), инфинитив (Inf).

 

Существительное в именительном падеже (N1), инфинитив (Inf).

 

 

Существительное в именительном падеже или косвенных падежах в субъект-объектном значении (N1, N2...sub/obj)

 

Прилагательное (Adv...), существительное в косвенных падежах в наречном значении (N2...adv), наречие (Adv), инфинитив (Inf).

 

Все остальные формы слов полифункциональ­ны. Они выступают в той или иной функции в зави­симости от условий:

1. Функция полифункциональной формы слова может определяться тем, какому слову принадлежит эта форма. Существуют лексические ограничения функционирования форм слов. Наиболее ярко они проявляются у наречий: их единственная форма яв­ляется одновременно и словом в целом. Так, соче­таться со связкой могут только наречия определен­ной лексической группы (предикативные); ср. воз­можность такой функции для наречий типа кстати, сродни, всмятку и невозможность для наречий вче­ра, очень, пешком, по-русски, быстро и т.п.

Есть такие ограничения и в функционировании форм косвенных падежей существительных. Напри­мер, в присвязочном употреблении возможны не лю­бые формы косвенных падежей сущест-вительного, а лишь формы с наречным значением, определяемым лексическим значением сущест-вительного; ср. воз­можность такой формы для предложно-падежных сочетаний с браком, с задором (Товар был с браком; Речь была с задором) и невозможность для сочета­ний с уходом, с усердием.

2. Конкретная функция полифункциональной формы слова может определяться только ее синтак­сическим окружением. Так, функция формы имени­тельного или творительного падежа прилагательного целиком зависит от ее синтаксического окруже­ния - присвязочного или присубстантивного поло­жения. Ср.: Ночь была тёмная. - Наступила тёмная ночь - в первом предложении форма при­лагательного в присвязочном употреблении в сочетании со связкой образует комплексный член предло­жения, а во втором в присубстантивном употребле­нии является определителем формы существительно­го.

Наиболее многофункциональной из всех форм слов в русском языке является инфинитив. Для этой формы доступны - в разных синтаксических окру­жениях - все функции в предложении, кроме функции обозначения участников называемой в предложении ситуации.



Индекс материала
Курс: Основные понятия синтаксиса
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет и задачи синтаксиса
Синтаксические единицы – единицы языка и речи
Средства выражения синтаксической связи
Виды синтаксических связей
Виды сочинительной связи
Виды подчинительной связи
Согласование
Согласование сказуемого с подлежащим
Полное и неполное согласование
Управление
Примыкание
Слово как объект синтаксиса
Форма слова как объект синтаксиса
Разработка учения о словосочетании в русской науке
Словосочетание и сложное предложение
Структура словосочетания
Типы словосочетаний
О КОНСТИТУТИВНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ
Все страницы