Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельностиодин из наиболее ответственных участков работы органов прокуратуры, тесно связанный с надзором за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса. Это объясняется общностью задач, решаемых поднадзорными органами, а также необходимостью их тесного взаимодействия, согласованности усилий, постоянного обмена информацией, использования результатов оперативно-розыскных мероприятий при возбуждении уголовных дел, раскрытии и расследовании преступлений.

Органы, осуществляющие ОРД, и органы предварительного расследования в подавляющем большинстве случаев действуют в рамках общих ведомств: МВД России, ФСБ России и др., в связи с этим в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, представлен в качестве единого направления деятельности прокуратуры).

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция подразделяется на подфункции, одной из которых является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Наряду с общим предметом каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений.

Нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов предусматриваются в различных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Таким образом законодатель подчеркивает повышенную значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов. Об этом имеется прямое указание в ФЗ об ОРД.

В соответствии со ст. 21 ФЗ об ОРД прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров, перечень которых определяется в порядке, установленном приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25 апреля 2000 г. № 56. В соответствующих приказах руководителей аппаратов Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры, прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров указывается персональный состав прокуроров, уполномоченных осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Уполномоченными прокурорами являются должностные лица прокуратуры России, наделенные законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченные решением Генерального прокурора РФ надзирать за исполнением ФЗ об ОРД.

Приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предписано проводить такой надзор за оперативно-розыскными органами прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, а также выделенным приказами для этой цели уполномоченным прокурорам субъектов Федерации, а в Генеральной прокуратуре РФ – заместителям Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителям, начальникам управлений и отделов и их заместителям (старшим помощникам и помощникам), старшим прокурорам и прокурорам в соответствии с их функциональными обязанностями.

Полномочиями прокуроров вправе наделять:

– в Генеральной прокуратуре РФ – заместитель Генерального прокурора, курирующий вопросы Главного следственного управления, и заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор;

– в органах прокуратуры – прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.

Таким образом, надзор за исполнением ФЗ об ОРД осуществляют:

территориальные прокуроры – в отношении соответствующих территориальных ОВД, органов Федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы налоговой полиции;

военные прокуроры – в отношении соответствующих органов безопасности в войсках, ФСО России, СВР России, а в территориальных органах безопасности, в органах ФПС России и ФАПСИ – только по материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданского персонала;

транспортные прокуроры – в отношении соответствующих ОВД на транспорте и таможенных органов;

прокуроры войсковых частей – в отношении соответствующих ОВД системы Управления режимных объектов (УРО) МВД России, а также иных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах;

прокуроры уголовно-исполнительной системы – в отношении оперативных подразделений органов уголовно-исполнительной системы.

В городских и районных прокуратурах надзор за законностью ОРД осуществляют городские и районные прокуроры, при необходимости надзор могут осуществлять заместители прокуроров, осуществляющие надзор за законностью предварительного расследования, или помощники прокуроров.

Копии приказов о назначении уполномоченных прокуроров направляются в соответствующие поднадзорные органы, осуществляющие ОРД. До назначения уполномоченного прокурора в отношении него должна быть проведена процедура допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

По требованию уполномоченных прокуроров руководители ОРО представляют им оперативно-служебные документы, включающие ДОУ, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

Требование уполномоченного прокурора о предоставлении ему оперативно-служебных документов, отражающих ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий, может быть письменным или устным.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами ОРО, вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами.

В свою очередь, руководители ОРО обязаны предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения ДОУ, а также проведения ОРМ и их учета.

ФЗ об ОРД не содержит различий в порядке представления документации уполномоченному прокурору применительно к различным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены приказом Генпрокурора № 56, который закрепляет, что оперативно-служебные документы об осуществлении ОРД органами ФСБ и СВР России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Минобороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Незаконный отказ в представлении прокурору документов в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в этих случаях при наличии оснований вправе принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

Защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны обеспечить руководители прокуратуры.

Персональная ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров.

Единая система и порядок делопроизводства в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам ОРД, содержащим секретные сведения, устанавливается Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (Приложение № 3 к приказу Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56).

В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре, включая городские и районные, в соответствии с указанным приказом определяют круг лиц, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности и которые несут ответственность за сохранность сведений, содержащихся в представленных им документах.

Только при наличии допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну, всем уполномоченным прокурорам и лицам, осуществляющим делопроизводство по документам ОРД, разрешен доступ к оперативно-служебным документам, имеющим соответствующий гриф секретности.

Уполномоченный прокурор вправе проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, не только в связи с поступившими к нему заявлениями, сообщениями, обращениями, но и по собственной инициативе. Прокурор может беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и при наличии допуска к работе с секретными документами входить на территорию и в помещения оперативно-розыскных подразделений различных ведомств, требовать у руководителей представления оперативно-служебных документов, в том числе дел оперативного учета, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документации, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения ОРМ, знать содержание которых ему необходимо.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по требованию прокуроров представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Часть 3 ст. 21 ФЗ об ОРД регулирует основания предоставления соответствующим прокурорам сведений о лицах, являющихся источниками оперативной информации. Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Письменное согласие лиц, указанных в этой статье, оформляет должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Согласие на представление сведений прокурору оформляется документом в виде расписки или заявления, написанных в произвольной форме.

В письменном заявлении должно быть недвусмысленно отражено явно выраженное добровольное согласие конкретного конфидента на ознакомление прокурора с имеющимися о нем в ОРО оперативно-служебными документами.

При наличии достаточных оснований для предъявления обвинения в совершении преступления, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору без согласия таких лиц.

Предмет прокурорского надзора за законностью ОРД – это соблюдение прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законом оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, соответствие требованиям закона решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Ранее из предмета прокурорского надзора исключались сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, что существенно ограничивало возможности прокурора в ознакомлении с материалами, из которых можно было бы получить информацию о нарушениях закона. После вступления в силу новой редакции ст. 21 ФЗ об ОРД появилась норма, обязывающая руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представлять уполномоченным прокурорам по их требованию оперативно-служебные документы, включая дела оперативного учета, материалы проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности и обоснованности возбуждения органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ходатайства о проведении оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан. Так как принятие окончательного решения о проведении такого мероприятия возложено на суд, прокурор не может препятствовать обращению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в суд с соответствующим ходатайством. Это распространяется и на случаи, когда оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, проводятся до судебного решения в порядке, предусмотренном ч. 3, 6 и 9 ст. 8 Закона об ОРД.

Если прокурор располагает сведениями об ограничении или нарушении в процессе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов граждан, то органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны доказывать ему законность и обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий. В случае непредоставления информации, подтверждающей законность решения и порядка проведения ОРМ, прокурор вправе расценивать это как нарушение закона, и принять соответствующие меры в отношении виновных должностных лиц.

При осуществлении надзора необходимо помнить, что ограничение конституционных и иных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий может предприниматься только в случаях и условиях, предусмотренных ФЗ об ОРД, УПК РФ и другими федеральными законами.

Различают два повода прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью:

1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина
и др.) о нарушении закона ОРО (его должностным лицом);

2) по инициативе уполномоченного прокурора.

Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников.

В частности, ведомственным актом прокуратуры предписано проводить проверки установленного порядка осуществления ОРД и законности принимаемых при этом решений:

1. По жалобам граждан и обращениям должностных лиц.

Одним из важнейших элементов прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц в процессе осуществления ОРД. В связи с этим большое значение имеет работа с жалобами, заявлениями и обращениями по поводу нарушений прав и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматриваемыми в месячный срок (при необходимости этот срок может быть продлен в установленном порядке). Разрешая жалобу, прокурор обязан самым тщательным образом проверить все приводимые в ней доводы, в связи с чем обычно приглашается заявитель с целью уточнения конкретных обстоятельств, истребуются и изучаются необходимые оперативно-служебные документы, опрашиваются должностные лица, которые давали указания и непосредственно выполняли те или иные ОРМ. Решение по жалобе может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

При получении жалоб, рассмотрение которых федеральным законом отнесено к исключительной компетенции суда, они незамедлительно направляются в соответствующий суд с извещением об этом заявителя.

К этой категории относятся жалобы на отказ должностных лиц ОРО предоставить гражданину, виновность которого в совершении преступления не доказана, сведения о полученной в отношении этого гражданина информации (ч. 2 ст. 5 ФЗ об ОРД).

2. По результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора; в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

3. В других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению, подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Таким образом, по существу определены поводы для вмешательства прокурорского надзора в ОРД.

Обязанности, возложенные на прокуроров прежде всего Законом о прокуратуре (ст. 30) и УПК, а также ФЗ об ОРД, предусматривают:

– рассмотрение жалоб лиц, полагающих, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению их прав и свобод (ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД);

– принятие мер по восстановлению нарушенных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 9 ст. 5 ФЗ об ОРД);

– осуществление надзора за исполнением ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОРД);

– проведение проверки оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалов о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документации (ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД);

– обеспечение защиты сведений, содержащихся в представленных прокурору документах и материалах (ч. 4 ст. 21 ФЗ об ОРД).

В процессе надзорной проверки прокурор опирается на предписания ведомственных нормативных актов, например, о порядке и сроках заведения дел оперативного учета, документировании оперативно-розыскных мероприятий, их содержании, для обоснования выводов о законности производимых действий. Однако, это не распространяется на разведывательную и контрразведывательную деятельность органов ФСБ и СВР. В соответствии с приказом Генерального прокурора № 56, оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности истребуются прокурором только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях закона. Надзор за исполнением законов этими органами не входит в компетенцию городских и районных прокуратур, сообщения о допущенных там нарушениях городской или районный прокурор направляет вышестоящему уполномоченному прокурору.

При поступлении в прокуратуру информации и обращений граждан, свидетельствующих о нарушениях закона, допущенных должностными лицами ОРО, уполномоченный прокурор вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами.

По требованию уполномоченных прокуроров руководители ОРО в соответствии со ст. 21 ФЗ об ОРД обязаны предоставить им подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения ДОУ, материалы ДОУ, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию, ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

При проверке обоснованности жалобы, обращения о нарушениях закона при проведении ОРД прокурор вправе получить объяснение лица, подавшего жалобу или подписавшего обращение, что позволит ему сделать выводы о своевременности заведения дел оперативного учета и об исполнении поднадзорными органами требований ФЗ об ОРД.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такие объяснения могут быть получены в устной или письменной форме, письменное объяснение подписывается лицом, написавшим его, содержание устного объяснения отражается в справке, которую составляет прокурор.

Проверку исполнения оперативными подразделениями предписаний закона по частным вопросам прокурор может произвести как по месту расположения поднадзорного оперативно-розыскного органа, так и в прокуратуре, куда ему доставляются для ознакомления необходимые документы. Обычно это ДОУ.

Место, время, порядок проведения проверки прокурор согласовывает с руководителем оперативно-розыскного подразделения либо с лицом, в подчинении которого он находится, так как обязанность представления прокурору оперативно-служебных документов возложена законом именно на руководителя соответствующего органа (ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД), который несет и персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 22 ФЗ об ОРД). Кроме того, должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику, поэтому к нему же должны быть обращены и требования прокурора, а при необходимости – к вышестоящему ведомственному руководителю.

При проверке законности деятельности поднадзорных оперативно-розыскных подразделений уполномоченные на то прокуроры наряду с изучением оперативно-служебных документов вправе получать объяснения соответствующих должностных лиц, давать обязательные для исполнения письменные указания о выполнении требований закона по уголовным делам, находящимся в их производстве, по делам, по которым они осуществляют надзор.

В случае установления нарушений закона и прав граждан прокурор обязан, с учетом характера этих нарушений и конкретной ситуации, использовать предоставленные ему права по их устранению, а при наличии оснований – по привлечению виновных к ответственности. В этих случаях он вправе внести протест, представление, решить вопрос о привлечении лица к административной ответственности или о возбуждении в отношении него уголовного дела.

При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям, приказом Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48 уполномоченным прокурорам предписано использовать определенные законом методы прокурорского надзора:

– знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

– давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требовать их прекращения;

– требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

– опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

Уполномоченные прокуроры при проведении проверок обязаны выполнять предписания Генерального прокурора РФ (п. 5 приказа № 56) о необходимости обращать внимание на следующие вопросы:

– законность и обоснованность принятия решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности;

– обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета по каждому случаю, требующему проведения оперативно-розыскных мероприятий; законность постановки на учет и снятия с учета лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся и проводились;

– соответствие направленности проводимых оперативно-розыскными подразделениями мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а их характера и содержания – тем оперативно-розыскным мероприятиям, перечень которых установлен ст. 6 ФЗ об ОРД;

– недопустимость использования в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационных систем и средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей, причиняющих вред окружающей среде;

– наличие предусмотренных законом оснований, соблюдение условий, порядка, сроков проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7-8 ФЗ об ОРД );

– своевременность уведомления судей о проведении без их разрешения оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства в связи с необходимостью предотвращения опасных последствий ( п. 3 ч. 2 ст. 8);

– наличие надлежащих полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– соблюдение принципов законности и добровольности привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД.

Выявив незаконное и необоснованное решение органов, осуществляющих ОРД, прокурор не может самостоятельно отменить их, он направляет протест или представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, в порядке, предусмотренном ст. 23-24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Он также не может отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения оперативно-розыскных мероприятий, но может требовать от руководителей ОРО отстранения подчиненных им оперативников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона.

Требование прокурора может быть изложено только в письменной форме. Важным средством предупреждения правонарушений, связанных с ненадлежащим исполнением норм ФЗ об ОРД, является предостережение о недопустимости нарушения закона, которое может быть вынесено соответствующим прокурором в случае и порядке согласно ст. 25 Закона о прокуратуре.

Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы