Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков

Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков

При существующем высоком уровне латентности преступных действий в сфере наркобизнеса необходима максимальная информированность оперативных подразделений, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, об уровне, структуре и динамике наркопреступности для принятия адекватных мер противодействия криминальным проявлениям такого явления, как наркотизм. В этой связи должный уровень информационного обеспечения на определенной территории является основой организации работы по конкретным делам оперативного учета. Следовательно, это определяет и эффективность осуществления, например, проверочной закупки как мероприятия, позволяющего непосредственно реализовывать оперативную информацию в отношении сбытчиков наркотиков с получением необходимых юридических оснований для возбуждения уголовного дела по фактам сбыта наркотиков и привлечения виновных к уголовной ответственности именно за сбыт наркотиков.

Изложенное предопределяет как обязательное условие эффективной организации при проведении рассматриваемых мероприятий знание не только источников поступления такой информации, но и возможностей ее дальнейшего использования в рамках уголовного судопроизводства. Источники оперативно-розыскной информации о событиях, процессах, фактах и лицах, представляющих оперативный интерес в связи с необходимостью организации борьбы с наркобизнесом, в свою очередь, бывают разового действия или постоянного.

К разовым источникам оперативно-розыскной информации относят: сообщения из муниципалитетов, учебных заведений, администраций предприятий, учреждений и общественных организаций; публикации в периодической печати, письма и жалобы населения; анонимные сообщения граждан; однократное, кратковременное или периодическое сообщение информации гражданами, обеспокоенными негативными процессами, связанными с незаконным оборотом наркотиков. При этом правовая пропаганда, встречи сотрудников оперативных, следственных и других аппаратов различных субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков с населением, проведение показательных судебных процессов позволят умножить количество и повысить качество подобных случайных источников оперативно-значимой информации в борьбе с наркопреступностью и постепенно превратить такую случайность в закономерность.

Следующей группой источников оперативно-розыскной информации являются постоянные.
К таковым можно отнести весь массив оперативных, оперативно-розыскных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек в органах внутренних дел, нуждающихся в постоянном совершенствовании вследствие поступления значительных объемов информации. Особую роль в эффективности оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с организованной наркопреступностью, играет и относительно новый вид информационно-аналитических разведывательных мероприятий, получивших на практике и в нормативных документах название, – аналитическая разведка.

Наряду с этим постоянными и не менее значимыми источниками оперативно-розыскной информации, необходимой для организации рассматриваемых оперативно-розыскных мероприятий, являются сведения, предоставляемые лицами, изъявившими согласие установить сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и оказывать им содействие на возмездной и безвозмездной конфиденциальной основе. Деятельность таких лиц практически всегда направлена на поиск информации о лицах, представляющих интерес для оперативных подразделений, в том числе осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков (потребителях наркотиков, заготовителях, перевозчиках, сбытчиках и других),
о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях, при этом не только в сфере незаконного оборота наркотиков, а также об условиях, способствующих совершению подобных преступлений, и многих других оперативно-значимых обстоятельствах.

Немаловажным постоянным источником оперативно-розыскной информации являются сведения, которые поступают при внутреннем обмене оперативно-значимой информацией между подразделениями органов внутренних дел – уголовного розыска, по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, следствия, дорожно-патрульной, патрульно-постовой, паспортно-визовой, лицензионно-разрешительной служб, участковых инспекторов милиции и др. Однако зачастую существующий уровень внутреннего обмена такой информации является недостаточ-ным. Качество этого направления взаимодействия будет результативнее, если оно осуществляется не только на уровне руководителей подразделений, но и на уровне его рядовых сотрудников.

Все это не умаляет необходимости осуществления постоянной целенаправленной работы в поиске именно качественной информации в целях эффективной реализации рассматриваемых оперативно-розыскных мероприятий и самими сотрудниками подразделений, специали-зирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в процессе осуществления ими различных приемов оперативно-розыскной работы.

Наиболее важными направлениями такой разведывательной работы по сбору информации об организованных преступных группах, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков, является поиск: в местах возможного культивирования или сбора дикорастущих наркотикосодер-жащих растений; в местах возможного сбыта наркотиков; в местах, где наиболее часто фиксиру-ются появление и концентрация членов преступной группировки или сообщества, в том числе и в местах проведения ими любых видов досуга; на объектах, где, возможно, осуществляется преступ-ная деятельность (фармацевтические фабрики, аптеки, лаборатории и т.д.); в сфере семейно-бытовых, родственных отношений любого из членов преступной группы, близкого окружения; по месту проживания или работы членов преступной группировки или сообщества, причастных к наркобизнесу; среди лиц, которые хотя непосредственно и не входят в состав организованной преступной структуры, но оказывают содействие в осуществлении ими преступной деятельности (соучастники, представляющие средства, деньги, выполняющие отдельные поручения, консуль-танты, особенно в области рыночных отношений, которые в силу их умения быстро приспосабли-ваться к изменениям в экономике, определяя конкретную стратегию, пользуются у ее лидеров осо-бым доверием); в среде, обслуживающей интересы членов преступных формирований (врачи, массажисты, проститутки, строители дач, лица, производящие ремонт квартир, обслуживание личного автотранспорта, медицинский персонал и т.д.); среди членов криминальных структур, отбывающих наказание в учреждениях системы УИН МЮ России, а также содержащихся в СИЗО, ИВС, которым известны факты проявлений преступной деятельности; в сфере личных связей лидеров, активных членов криминальных организаций, лиц, осведомленных об их преступной деятельности.

Однако, даже имея юридические основания для проведения таких мероприятий, как, например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение, проверочная закупка, необходимо именно на организационном уровне определить наличие благоприятных условий для их реального и эффективного осуществления. Такими условиями могут быть: отсутствие законодательных и иных препятствий; факт обнаружения наркотиков или выявления лица, причастного к наркобизнесу, не преданного огласке в той мере, которая сделает проведение оперативно-розыскных мероприятий невозможным; существование реальной вероятности установления организаторов производства, поставки, оптовых сбытчиков и перекупщиков наркотиков; наличие сил и средств, позволяющих при возникновении ситуации перемещения наркотиков или внедренного в преступную группу сотрудника (лица, оказывающего конфиденциальное содействие) на протяжении всего маршрута следования осуществлять надежный контроль, а в случае необходимости – беспрепятственно изъять наркотики, задержать фигурантов или вывести внедренного конфидента из разработки.

Еще одним необходимым условием является наличие достаточного запаса времени для разработки и согласования плана со взаимодействующими органами. Это является одним из ключевых компонентов организационных основ использования наркотиков в процессе осущест-вления рассматриваемых оперативно-розыскных мероприятий. План конкретного оперативно-розыскного мероприятия, как правило, готовится соответствующими оперативными подразделе-ниями органов внутренних дел, исходя из анализа данных о деятельности лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, оценки оперативной обстановки и наличия необходимых возможностей для ее осуществления. Планы утверждаются руководителем соответствующего уровня, а при задействовании нескольких правоохранительных органов – каждым из них.

В случае если необходимо негласно осуществить сбор образцов для сравнительного исследования или исследовать предметы и документы в процессе обследования помещений, что может быть связано с ограничением права граждан на неприкосновенность жилища (например, в тайне от разрабатываемого необходимо получить образец наркотика, хранящегося в жилище разрабатываемого или исследовать находящееся в нем оборудование, возможно, используемое для кустарного изготовления наркотиков), то для осуществления такого оперативно-розыскного мероприятия необходимо, руководствуясь ч. 2, 3 ст. 8 и ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», дополнительно получить судебное разрешение. Для этого судье предоставляются постановление о проведении данного мероприятия и необходимые документы. При этом Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не требует уведомления или согласования с прокурором вопроса о проведении подобных оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона
«О прокуратуре» на нее возложена задача координации деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. В этой связи, хотя сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности не входят в предмет прокурорского надзора (ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), в ряде случаев целесообразно оперативным аппаратам согласовывать свои действия с прокуратурой.

Если в процессе оперативно-розыскного мероприятия, такого, например, как проверочная закупка, оперативным подразделением получен образец наркотика, то данный наркотик в течение суток направляется в экспертно-криминалистическое подразделение для определения его качественных и количественных характеристик. В дальнейшем по ненадобности этот наркотик сдается лицу, ответственному за его хранение, которое при его получении выдает соответствующую квитанцию оперативному сотруднику. Эта квитанция приобщается к материалам дела оперативного учета или уголовного дела.

Немаловажным элементом этой организационной работы является последующее оперативное сопровождение предварительного расследования и судебного производства, особенно осуществляемых по уголовным делам, возбужденным в связи с реализацией материалов дел оперативного учета. Располагая уникальными возможностями оперативно-розыскной деятельности, сотрудники криминальной милиции имеют возможность обеспечивать получение информации, указывающей на контакты между лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности, и их близкими с одной стороны и свидетелями, потерпевшими, с другой, нейтрализуя провокации в отношении последних.

 

Нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ

Россия как одна из стран, подписавших три международные конвенции ООН, создала единый базис правовых основ государственной политики в сфере оборота наркотиков. 8 января 1998 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон РФ № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», вступивший в действие с 15 апреля 1998 г. и устранивший один из пробелов, имевшихся в правовом регулировании общественных отношений в области оборота наркотиков.

Глава I Закона определяет общие положения (ст. 1-5). В ст. 1 Закона впервые дается понятийный аппарат, соответствующий терминологии международного права, что способствует единообразному толкованию основных терминов, используемых в практике противодействия наркотизму специалистами различных ведомств, а именно: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, их законный и незаконный оборот и другие. Статья 2 в соответствии с законодательством и международными договорами РФ определяет перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля устанавливает списки:

– наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации (далее – Список I);

– наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (далее – Список II);

– психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (далее -Список III);

– прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (далее – Список IV).

Данный перечень списков утверждается Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в области контроля за оборотом наркотиков. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3).

Статья 4 определяет государственную политику в сфере оборота наркотических веществ и психотропных средств и в области противодействия их незаконному обороту как направленную на установление строгого контроля за их оборотом, постепенное сокращение больных наркоманией, а также числа правонарушений, связанных с этим. Она базируется на принципах: государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом этих средств (культивирование растений, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств и психотропных веществ); координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с этим; стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; госуда-рственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов лечения нарко-мании; привлечения негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развития сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией; развития международного сотрудничества в области противодействия их незаконному обороту (ст. 5).

Глава II Закона определяет организационные основы деятельности в этой сфере. Так, ч. 1 ст. 6 предусматривает возможность образования специального федерального органа для решения задач в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту. Создание самостоятельной структуры стало возможным в 2003 г. – Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

В данной главе также впервые нормативно была закреплена необходимость специального контроля за оборотом инструментов и оборудования, перечень которых определяет Правительство, используемых для производства и изготовления наркотиков, а также порядок допуска лиц к работе с ними (ст. 8).

Глава III целиком посвящена особенностям лицензионной деятельности. В соответствии с Законом на все виды деятельности, связанные с легальным оборотом наркотических средств, требуется получение лицензии в специальном лицензионном органе. В ст. 9-10 законодатель определил основные требования к лицензионной деятельности и отразил особенности лицензионных требований и условия выдачи лицензий. Кроме того, в соответствии с рекомендациями ООН введен новый вид лицензий на право использования объектов и помещений для производства, хранения и реализации наркотических средств и психотропных веществ.

Глава 1V Закона (ст. 14-30) посвящена условиям осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Наибольшее значение имеет ст. 14, в соответствии с которой легальный оборот наркотиков, внесенных в Список I, практически исключен. Он допускается только при наличии лицензии в научных и учебных целях, а также без нее экспертными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, федеральных органов исполнительной власти в области внутренних дел, органов госнаркоконтроля, таможни, службы безопасности, юстиции и непосредственными субъектами осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях решения необходимых задач. Также данной главой закреплена обязанность юридических и физических лиц, являющихся собственниками или пользователями земельных участков, уничтожать произрастающие на их участках наркотикосодержащие растения, включенные в Перечень.

Глава V (ст. 31-39) регламентирует возможное использование наркотиков исключительно в медицинских целях, для лечения транзитных пассажиров, в ветеринарии, научных и учебных целях, экспертной деятельности. Особо значимым в борьбе с наркобизнесом является возмож-ность использования этих средств и веществ на основании ст. 36, 49 в оперативно-разыскной деятельности при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, сбора образцов для сравнительного исследования, исследования предметов и документов, а также оперативного внедрения и оперативного эксперимента. Это позволяет совершенствовать оперативную работу, применяя передовые методы борьбы с преступностью. Данной главой также определен порядок отчетности, инвентаризации и регистрации осуществляемых операций с наркотиками

Глава VI посвящена противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Одной из существенных новелл этой главы Закона является восстановление запрета на потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 40), а также комплексное возложение обязанности противодействия незаконному обороту этих средств и веществ на Генеральную прокуратуру РФ, федеральные органы исполнительной власти в области госнаркоконтроля, внутренних дел и по таможенным делам, федеральную службу безопасности, федеральную службу внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие органы в пределах полномочий, предоставленных им Правительством РФ (ст. 41). Статья 42 предусматривает финансирование федеральной целевой программы, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков. Статья 44 предусматривает возможность медицинского освидетельствования в специально уполномоченных учреждениях здравоохранения по направлениям органов прокуратуры, органов дознания, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следователей и судов лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они больны наркоманией, находятся в состоянии наркотического опьянения либо потребили наркотики без назначения врача. Также ст. 45 предусматривает для больных наркоманией ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности, и отстранения лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Впервые в рамках Закона (ч. 1 ст. 46) запрещена любая пропаганда и установлены ограничения рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом на основании ч. 5 ст. 46 в случае установления фактов повторного нарушения юридическими лицами (в том числе ресторанами, кафе, барами, казино, дискотеками и др.) этих правил и непринятия мер, предписанных антимонопольным органом, по собственной инициативе или по представлению органов, указанных в ст. 41, деятельность вышеуказанного юридического лица может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо по решению суда прекращена. Также ст. 47 предусматривает обязательную конфискацию наркотиков и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота (ст. 104-1 УК РФ). Статья 48 устанавливает контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотиков и их прекурсоров в местах произрастания и культивирования растений, включенных в Перечень, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотиков. При этом существенным является право должностных лиц органов госнаркоконтроля, внутренних дел, таможни и федеральной службы безопасности производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляется незаконный оборот наркотиков или их прекурсоров (ч. 3 ст. 48). Кроме того, предусмотрено установление по решению суда наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, органами внутренних дел, включающее запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения ОВД (ст. 50). Следует указать и возможность ликвидации юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, по решению суда на основании представленных органами, указанными в ст. 41, материалов и в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ (ст. 52). В ст. 53 ФЗ определены права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований данного Закона, в том числе и должностных лиц органов внутренних дел.

Отдельно глава VII (ст. 54-57) Закона рассматривает осуществление наркологической помощи больным наркоманией, в том числе с возможностью применения по решению суда принудительных мер медицинского характера (ст. 54).

В заключительном положении определяются субъекты контроля (ст. 58) и надзора (ст. 60) за исполнением данного Закона, а также определяющие положения об ответственности должностных лиц и граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение Федерального закона (ст. 59).

Положения ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» раскрываются в ряде других законов и подзаконных нормативных правовых актов. Так, Федеральным законом от 08 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в Уголовный кодекс РФ 1996 г. включено восемь статей, запрещающих эти преступные деяния.

В ст. 228-233 УК предусматривается ответственность, во-первых, за деяния, связанные не только с наркотическими средствами, но и с психотропными веществами, что является воплощением в российском уголовном законодательстве положений Конвенции 1971 г., а также Конвенции 1988 г.; во-вторых, за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233); в-третьих, ответственность за нарушения правил оборота не только самих наркотиков, но и инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем (ст. 228.2).

По действующему УК РФ уголовно наказуемыми являются:

  • незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере (ч. 1 ст. 228); те же деяния, совершенные в крупном размере (ч. 2 ст. 228);

  • незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ч. 1 ст. 228.1); те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в крупном размере; в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 228.1); те же деяния, совершенные: а) организованной преступной группой; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста;
    г) в особо крупном размере (ч. 3 ст. 228.1);

  • нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекших их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч. 1 ст. 228.2); то же деяние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 228.2);

  • хищение либо вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ч. 1 ст. 229); те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения насилия (ч. 2 ст. 229); деяния, предусмотренные чч. 1,2 ст. 229, если они совершены: а) организованной преступной группой; б) в отношении наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ч. 3 ст. 229);

  • склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ч. 1 ст. 230); то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой; б) в отношении несовершеннолетнего либо двух или более лиц; в) с применением насилия или угрозой его применения (ч. 2 ст. 230); деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 230, если они повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 230);

– посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические средства (ч. 1 ст. 231); те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой; б) в крупном размере (ч. 2 ст. 231);

  • организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 1 ст. 232); те же деяния, совершенные организованной преступной группой (ч. 2 ст. 232);

  • незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233).

Значимыми в борьбе с наркопреступностью являются также примечание 1 к ст. 228: лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, добровольно сдавшее наркотические средство, психотропное вещество или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотиков или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

На основании примечания к ст. 231 УК размеры запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства, для целей данной статьи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем важно отметить, что ч. 2 ст. 188 УК установлена ответственность за контрабанду наркотиков; ч. 3 ст. 188 – за те же деяния, совершенные неоднократно, должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а также ч. 4 ст. 188 – за совершение контрабанды организованной группой. В УК впервые в ст. 174 установлена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, в том числе и в результате незаконного оборота наркотиков, предусмотрены квалифицирующие признаки, как и в ст. 188. Кроме этих статей, УК РФ 1996 г. предусматривает наказание за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151); за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений, в том числе с особыми отягчающими обстоятельствами: сбыт, хищение, вымогательство или склонение к потреблению наркотиков
(ст. 316).

Для квалификации рассматриваемых деяний необходимо четко определять, что относится к веществам, используемым для изготовления наркотиков, инструментам и оборудованию, используемым для их изготовления, каков перечень растений, содержащих наркотические вещества, что представляют собой рецепт на получение наркотических средств или психотропных веществ и иные документы, дающие право на их получение.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» содержит разъяснение по наиболее важным, сложным и вызывающим затруднения на практике вопросам применения законодательства об ответственности за названные преступления.

Так, веществами, используемыми для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, являются прекурсоры, включенные в Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, а также препараты, содержащие средства и вещества, указанные в этом Перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (воды, крахмала, бикарбоната натрия, талька и т.п.).

Инструменты и оборудование, применяемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, представляют собой «любые приспособления, механизмы, приборы, которые используются на любом этапе производства, любым способом и по любой технологии. Обязательный признак данных предметов – нахождение под специальным контролем».

Перечень растений, содержащих наркотические вещества, приведенный в диспозиции ч. 1 ст. 231 УК, не исчерпывающий. В этой норме указано на сорта «конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества». Как вытекает из упоминавшегося Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, наркотикосодержащими являются: опийный и масличный мак; каннабис; кокаиновый куст (лист кока); любой вид грибов (любая часть плодового тела), содержащих псилобицин и (или) псилоцин. К наркотикосодержащим сортам конопли относятся индийская, южная чуйская, южная маньчжурская, южная архонская и южная краснодарская конопля.

Рецепт на получение наркотических средств или психотропных веществ представляет собой установленной формы письменный документ, содержащий распоряжения врача в аптеку о приготовлении и отпуске лекарств с названными средствами или веществами и указания о пользовании ими.

Под иными документами понимаются требования лечебно-профилактических учреждений на получение из аптек лекарственных средств, содержащих наркотики, выписки из историй болезни и сами истории болезни стационарных больных, журналы учета наркотиков, любые другие документы, которые дают право на получение указанных средств и веществ. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в ч. 2 п. 20 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, к иным документам, дающим право на получение наркотиков, относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств или веществ. Такими документами могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотиков, заявка медицинского учреждения на получение данных средств или веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т.п.

Для квалификации деяния по ст. 228 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные действия с наркотиками без цели сбыта, необходимо четко определить критерии, определяющие ответственность за деяния, связанные со сбытом указанных средств и веществ, что предусмотрено ст. 228.1 УК РФ. Под незаконным сбытом наркотиков следует понимать любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы распространения, например путем введения инъекций. При этом не может квалифицироваться как незаконный сбыт введение одним лицом другому лицу инъекций наркотического средства или психотропного вещества, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю. Также в ч. 2 п. 5 упоминавшегося Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. отмечено, что «об умысле на сбыт могут свидетельствовать как наличие соответствующей договоренности с потребителями, так и другие обстоятельства дела: приобретение, изготовление, переработка указанных средств или веществ лицом, самим их не употребляющим, значительное количество, удобная для сбыта расфасовка и т.д. При этом надлежит иметь в виду, что ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов наступает независимо от их размера».

Наиболее значимым для оперативно-розыскной деятельности является положение указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. О том, что лицо, хотя и не сдавшее наркотические средства или психотропные вещества в связи с отсутствием у него таковых, но активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, также может быть освобождено от уголовной ответственности. Изложенное позволяет оперативным аппаратам в процессе документирования фактов преступной деятельности групп, специализирующихся не только на сбыте наркотиков, обеспечивать ее источниками информации о наиболее значимых обстоятельствах (например, изготовители, поставщики, места хранения наркотиков) с помощью привлечения членов этих преступных групп к конфиденциальному содействию (сотрудничеству).

Для организации и осуществления эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков необходимо помнить, что на основании ст. 20 все уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, являются делами публичного обвинения. При этом на основании ч. 1 ст. 31 уголовные дела по фактам совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 и ст. 228.2 УК РФ, подсудны мировому судье. Все другие уголовные дела по данной категории преступлений на основании ч. 2 ст. 31 УПК РФ по общему правилу подсудны районным судам. На основании ч. 3 ст. 150 УПК производство по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232 и ст. 233 УК РФ, осуществляется в форме дознания. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 228, ст. 228.1 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 151 УПК прерогатива производства предварительного следствия принадлежит следователям органов внутренних дел. А по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных чч. 2-4 ст. 188 (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ), ч. 2 ст. 228, ст. 228.1, ст. 229, чч. 2, 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. 2 ст. 232, УК РФ, – следователям органов по контролю за оборотом наркотиков.

Наряду с этим на основании ч. 1 ст. 40 и ст. 157 УПК при наличии признаков преступления, по которому предварительное следствие обязательно, орган дознания, к которому законодатель относит и субъекты оперативно-розыскной деятельности, имеет право возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия и, руководствуясь ч. 3 ст. 149, не позднее 10 суток направить это уголовное дело прокурору. Кроме того, на основании ст. 195-196, 199-203, 207 предусматривается производство судебных экспертиз по установлению принадлежности объектов криминалистического исследования к наркотикам, а также судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз в целях установления наличия и стадии такого заболевания, как наркомания. Наряду с изложенным доказательствами по уголовному делу могут являться и иные документы, в том числе отражающие результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, что регламентировано ст. 74, 84 УПК РФ. Это положение дополнительно закреплено ст. 89, позволяющей в процессе доказывания использовать результаты оперативно-розыскной деятельности, отвечающие требованиям, предъявляемым к доказательствам, – относимость, допустимость, достоверность, достаточность (ст. 88).

Значимым для оперативно-розыскной деятельности является также положение ч. 3 ст. 11, предусматривающей возможность принятия мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, особенно свидетелей, которыми могут являться и лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным аппаратам, а именно: право следователей не указывать истинные данные о личности свидетелей в протоколах следственных действий. В таких случаях на основании ч. 9 ст. 166 с согласия прокурора следователь выносит соответствующее постановление, в котором излагает причины принятия решения о сохранении в тайне этих сведений, указывает псевдоним участника следственного действия и приводит образцы его подписи, которые он будет использовать. Постановление помещается в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу. Кроме того, предъявление для опознания свидетелю (ч. 8 ст. 193), его допрос в суде (ч. 5 ст. 278) возможны без оглашения подлинных данных и в условиях, исключающих визуальное наблюдение за ним. Безусловно, важным положением, позволяющим эффективно вести борьбу именно с организованной наркопреступностью, является ст. 28 УПК РФ, которая предусматривает возможность прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего в том числе тяжкое преступление.

Однако законодатель квалифицирует ряд деяний, связанных с оборотом наркотиков, не только как преступления, но и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), как административные правонарушения. Статьей 6.8 предусмотрена ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; ст. 6.9 – за потребление этих веществ без назначения врача. При этом, как и УК РФ, КоАП РФ допускает возможность освобождения от административной ответственности за действия, предусмотренные этими статьями, в случае добровольной выдачи данных веществ и средств или обращения в лечебно-профилактическое учреждение для лечения от наркозависимости. В ст. 6.10 предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ, ст. 6.13 – за пропаганду либо незаконную рекламу наркотиков и их прекурсоров, ст. 10.4 – за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и конопли, а равно непринятие мер к уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих эти вещества. В настоящее время охрана посевов наркотикосодержащих растений, мест хранения и переработки их урожая осуществляется органами вневедомственной охраны МВД РФ по договорам с сельскохозяйственными предприятиями, выращивающими такие растения в законном порядке. Статья 10.5 устанавливает ответственность за непринятие мер по борьбе с дикорастущими наркотикосодержащими растениями, но только после получения официального предписания уполномоченного органа. Впервые предусмотрена ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах (ч. 2 ст. 20.20) и за появление в этих местах в состоянии наркотического опьянения (ст. 20.21), что особо выделено для несовершеннолетних (ст. 20.22). Изложенные положения КоАП РФ позволяют оперативным аппаратам органов внутренних дел использовать имеющийся потенциал административно-правовых норм в решении профилактических задач.

Нормы, реализация которых способствуют противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, содержат также Уголовно-исполнительный кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ (в ст. 227-229 главы 37 предусматривающий осуществление метода контролируемой поставки); Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; Кодекс законов о труде РФ; Жилищный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ, а также Федеральные законы:
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
«Об оружии»; «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»; «О лекарственных средствах»; «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; «О средствах массовой информации» и др.

Отдельную категорию составляют законы и утвержденные на их основе Указами Президента РФ положения об основных субъектах противодействия незаконному обороту наркотиков.
К таковым относятся Законы РФ «О безопасности», «Положение о Совете Безопасности РФ»,
«О прокуратуре», «О милиции», «Положение о Министерстве внутренних дел РФ»,
«О государственной границе Российской Федерации», «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», «Положение о Федеральной службе безопасности РФ», «Положение о Государственном таможенном комитете РФ», «О правительстве Российской Федерации»,
«О внешней разведке», «О государственной охране», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О борьбе с терроризмом» и др.

Специальным законом, принятым 12 августа 1995 г., регулирующим оперативно-розыскную деятельность как одну из немногих, но действенных способов борьбы с преступностью, является новый Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем наряду с общими положениями главы I (понятие, задачи, принципы ОРД) главой II предусматриваются исключительный перечень оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения, информационное обеспечение и документирование ОРД, возможное использование ее результатов в доказывании по уголовным делам. Глава III определяет ограниченный перечень оперативных подразделений органов, имеющих право на осуществление ОРД, их права и обязанности. Главой IV предусматривается возможность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. При этом немаловажной является возможность освобождения от уголовной ответственности лиц из числа членов преступной группы в случае их активной помощи в раскрытии преступления (ч. 4 ст. 18). Закон определяет финансовое обеспечение, субъектов контроля и надзора за ОРД.

Кроме вышеуказанных законодательных актов, правовую основу государственной политики в области противодействия наркотизму составляет ряд других правовых нормативных актов. Наиболее существенными из них являются акты Президента РФ, а именно: Указы Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью», «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», «Вопросы Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «О свободе торговли», «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ». К этой группе нормативных актов можно отнести и Распоряжения Президента РФ «О мерах по обеспечению выполнения обязательств, вытекающих для Российской Стороны из Протокола 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.», «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими», а также Постановление Государственной Думы и Федерального Собрания РФ «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи» и др.

Ряд нормативных правовых актов издан Правительством РФ. Наиболее значимыми из них являются «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками», постановления: «Об утверждении Правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию РФ», «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляется производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ», «Об утверждении перечня прекурсоров, ввоз (вывоз) которых осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии лицензий на указанный вид деятельности», «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами», «Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов», «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами», «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»,
«О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.», распоряжение Правительства РФ «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» и др.

В этом перечне актов Правительства следует упомянуть также Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г., утвердившее «Типовое положение о помощниках руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам борьбы с преступностью».

Следующей группой правовых нормативных актов выступают ведомственные акты МВД России как один из основных субъектов контроля за сферой оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту. Действующими на сегодняшний день среди них являются: Приказ МВД РФ от 23 ноября 2002 г. № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования», Приказ МВД РФ от 24 сентября 1997 г. № 623 «Об утверждении Положения об Управлении международного сотрудничества МВД России», Положение о Координационно-методическом совете МВД РФ по предупреждению преступлений (утв. Приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. № 490), Приказ МВД РФ от 22 февраля 1999 г. №130 «О Комиссии МВД России по вопросам сотрудничества с Советом Европы и Европейским союзом», Приказ МВД России от 3 апреля 1995 г. № 128
«Об утверждении Инструкции о порядке обращения с наркотическими и ядовитыми лекарственными средствами в воинских частях и медицинских учреждениях внутренних войск, военных учебных заведениях и военных базах МВД России» и другие.

Особую группу нормативных актов составляют совместные акты МВД России и других федеральных органов исполнительной власти. К основным из них можно отнести: Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФСНП России «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп» от 25 мая 1995 г. № 32/ 199/ 73/ 278; Приказ ФСНП / ФСБ
/МВД ФСО/ ФПС/ ГТК / СВР «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. № 175/ 226/ 236/ 201/ 286/ 10/ 56; Приказ МВД / Минюста / Минздрава / Минэкономики / ГТК / ФСБ / ФПС России «Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также
их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения» от 9 ноября 1999 г.
№ 840/320/388/472/726/530/585 и другие.

Наряду с вышеперечисленными документами существует множество ведомственных актов других федеральных органов исполнительной власти. В системе Минздрава и социального развития России это: «Положение о Постоянном комитете по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности России», Приказ Минздрава России «О дополнительных мерах по контролю наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 14 августа 1995 г. № 239, «Инструкция о системе фармацевтического контроля наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, используемых на территории РФ», утвержденная 10 июня 1997 г., Приказ Минздрава России
«Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных или других токсических веществ в организме человека» от 5 октября 1998 г. № 289, Приказ Минздрава России
«Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)» от 23 августа 1999 г. № 327, Приказ Минздрава РФ «Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных» от 28 апреля 1998 г. № 140, Приказ Минздрава РФ
«Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным» от 28 марта 2003 г. №127 и др.

Некоторые положения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров регламентируются ведомственными нормативными актами, например, «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», утвержденная Приказом Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619.

Ряд нормативных актов издается и на уровне субъектов РФ.

 



Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы