Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах

Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах

В арсенале оперативно-розыскной деятельности существуют криминалистические методы, носящие оперативно-розыскной характер за счет их интеграции с приемами конспирации.

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на проведении специальной беседы с лицами, которые могут располагать сведениями, необходимыми для решения задач ОРД. Иными словами, опрос – это сбор фактической информации имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД со слов опрашиваемого человека, который реально или возможно располагает ею.

Опросы могут проводиться в интересах установления фактов, необходимых для решения задач ОРД, с лицами обладающими информацией: очевидцами, потерпевшими и т.д.

Направленность на выявление и обнаружение скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью указывает на его поисковый характер опроса.

Объекты опроса – любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, неза-висимо от возраста, гражданства, социального положения, религиозных убеждений и других обстоятельств.

Основания и условия для проведения опроса – общие основания для проведения ОРМ. Одним из них является добровольное согласие лица на опрос (беседу), ясно выраженное опра-шивающему. Лица, отказавшиеся явиться для проведения беседы, не могут быть подвергнуты приводу. При согласии опрашиваемого опрос может проводиться в любом месте.

Субъектами данного ОРМ, осуществляющими его, являются: основным – должностное лицо органа, осуществляющего оперативную деятельность или, по его заданию, сотрудники спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб, например, участковые уполно-моченные милиции; дополнительным – агент или иное лицо, содействующее проведению ОРД.

Различают два вида опроса – заранее подготовленный и неподготовленный, т.е. проводимый экспромтом, необходимость осуществления которого возникает в конкретной складывающейся оперативно-розыскной ситуации.

В интересах получения информации от лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач ОРД, но не желающих предоставлять ее сотрудникам ОРО возможно исполь-зование правил конспирации.

В соответствии со ст. 15 ФЗ об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность учреждений, организаций, подраз-делений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Формы проведения – гласная и негласная.

Гласная форма опроса может проводиться двумя способами: с официальным представлением оперативного сотрудника и с зашифровкой его действий, легендированием истинной цели опроса.

Легендирование – это способ создания субъектом или оперативно-розыскным органом, оперативником благоприятных условий для решения сыскных задач, заключающийся в создании легенды или зашифровке участников сыска, оперативного работника или агента.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать (гласно или с соблюдением мер конспирации) информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фото-съемку, а также другие технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей.

Использование технических средств должно быть оформлено рапортом сотрудника, применявшего эти средства.

Одним из технических средств признается использование полиграфа – многоканального медико-биологического прибора, регистрирующего эмоциональное состояние опрашиваемого, возможность его использования при опросе в оперативно-розыскной деятельности предусмотрена ведомственными нормативными правовыми актами и проводится по специальным методикам.

Опрос с использованием полиграфа могут проводить сотрудники оперативных аппаратов, прошедшие специальную подготовку и имеющие допуск к работе с указанными устройствами, – операторы.

Результаты такого опроса оформляются заключением оператора, которое может передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Однако информация, полученная в ходе опроса с помощью полиграфа, не может использоваться в качестве доказательств и имеет только ориентирующее значение.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением, явкой с повинной, при согласии опрашиваемого, или рапортом (справкой) сотрудника ОРО.

По просьбе опрашиваемого сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. В этом случае рапорт (справка) хранится и используется по правилам секретного делопроизводства и к материалам уголовного дела не приобщается.

Опрос как ОРМ отличается от опроса, проводимого частными сыщиками, во-первых, субъектами, а во– вторых, целями. Целью опроса как ОРМ является защита от преступных посягательств. Целью опроса в деятельности частных детективов является получение прибыли.

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на непосредственном ознакомлении с соответствующим документом или иным материальным носителем, представляющим оперативный интерес, на получении фактической информации, имеющей значение для решения задач ОРД, путем направления запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, которое располагает или может располагать такой информацией, а также направления запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.

Наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД, как правило, это длящееся ОРМ.

Объектом наведения справок являются все общественные отношения, защищаемые ФЗ об ОРД. Предметом наведения справок являются оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и общероссийские информационно-поисковые системы) и архивы, а также иные документальные источники, включая редкие коллекции, и т.п.

Объективная сторона – это простая форма оперативно-розыскного деяния, т.е. это оперативно-розыскное действие.

Объектом изучения являются различные документы, получаемые оперативно-розыскным органом из организаций и учреждений путем запросов, содержащие сведения о лицах и других объектах, а также характеризующие их.

Предметом наведения справок могут быть сведения о биографии, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, родственных и других связях, близких и знакомых проверяемого лица, факты совершенных им в прошлом правонарушений – все, что может свидетельствовать о противоправной деятельности объекта оперативной заинтересованности.

Сведения, характеризующие объекты оперативной заинтересованности ОРД, могут быть получены в процессе изучения различных документов и деловых бумаг, подтверждающих какие-либо факты или события.

Виды документов (кадровые, бухгалтерские, регистрационные), необходимых для наведения справок, и места их получения определяются должностным лицом оперативного аппарата.

Субъект наведения справок: основной – это оперативник или по его заданию (поручению) сотрудники специальных подразделений правоохранительных органов и специальных служб (установщики и др.), а также сам оперативно-розыскной орган; дополнительный – агент или иное лицо, содействующее проведению ОРД. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 15 ФЗ об ОРД могут зашифровываться.

Основания и условия для проведения – общие основания для проведения ОРМ.

Наведение справок может осуществляться двумя основными способами: путем непосредственного обращения оперативника в соответствующую организацию и ознакомления с интересующими его документами или предметами (без запроса); путем направления письменного запроса.

Формы проведения ОРМ наведение справок: гласная и негласная. При необходимости оперативный работник имеет право использовать документы прикрытия, чтобы получить доступ к интересующим его документам

В соответствии с разъяснением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 марта 1999 г. № 36-609/166-99 наведение справок включает в себя также получение сведений о входящих и исходящих вызовах, номерах абонентов, продолжительности их переговоров. Получение такой информации в соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственных органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также информацию о пользователях услугами связи и оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для решения задач ОРД.

При наведении справок необходимо учитывать, что законодательство ограничивает доступ к информации, относящейся к частной жизни граждан, к сведениям, составляющим профессиональную тайну, например:

– коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ);

– банковскую тайну и тайну денежных вкладов (ст. 26 Закона Российской Федерации
«О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г.);

– нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации
«О нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462-1);

– врачебную тайну (ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации
«Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в редакции Федерального закона от 2 марта 1998 г.); ст. 9 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185);

– журналистскую тайну (ст. 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в редакции Федерального закона от 2 марта 1998 г.)).

Предоставление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.

Результаты данного ОРМ оформляются рапортом или справкой должностного лица, которые при возбуждении уголовного дела, в случае необходимости, передаются лицу, проводящему расследование.

В ходе осуществления оперативно-технических мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, созданные на основании ведомственных нормативных актов.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач ОРД могут создавать и использовать информационные системы.

Информационная система в оперативно-розыскной деятельности – это организационно упорядоченная совокупность массивов документов и информационных технологий, с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Для информационного обеспечения ОРД в органах внутренних дел создают и используют различные оперативные учеты, представляющие собой массивы сведений, собираемых и систематизируемых в автоматизированных банках данных, автоматизированных информационно-поисковых системах, картотеках, фототеках, коллекциях и следотеках, в основе которых лежат точные сведения о разнообразных объектах, интересующих ОРО.

Оперативные учеты создаются с учетом практических потребностей ОРО, с целью получения информации необходимой для установления личности неизвестных граждан и неопознанных трупов, принадлежности имущества, раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников.

Различают три вида учитываемых сведений в зависимости от объекта, о котором имеется информация.

1. О лицах:

– подготавливающих, совершающих или совершивших преступление;

– скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– без вести пропавших, неопознанных трупах, приметах неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления.

2. О фактах зарегистрированных преступлений ( раскрытых и нераскрытых):

о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

3. Об орудиях, способах и средствах совершения преступления:

– огнестрельном оружии, похищенном и находящемся в пользовании граждан и организаций;

– автотранспортных средствах;

– о разыскиваемых предметах, документах и вещах, служивших предметом преступных посяга-тельств, а также обнаруженных и изъятых, принадлежность которых не установлена.

Сведения о лицах, изучаемых по материалам проверок, а также в связи с необходимостью проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий можно получить из криминалисти-ческих, оперативных и других учетов и информационных систем, включающих в себя: пофамиль-ные картотеки, дактилоскопические учеты, картотеки неопознанных трупов, учеты утраченного оружия, учеты преступников по внешним признакам (фотоальбомы), учеты преступников по спо-собу совершения преступления, учеты похищенных и утраченных паспортов и т.д.

Порядок формирования и использования информационных систем регламентируется ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

Использование информационных систем в сыске предусмотрено ст. 10 ФЗ об ОРД.

Наведение справок в информационно-поисковых системах органов внутренних дел и других правоохранительных органов осуществляется на основании запроса за подписью руководителя оперативного аппарата. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны содержать в себе юридические основания для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты, исходные данные для их получения, и перечень требуемых сведений.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на получении, обнаружении, изъятии и консервации материальных объектов (предметов и веществ) носителей информации о признаках преступной деятельности с целью их сравнения с материалами, которыми уже располагает оперативное подразделение, либо с целью последующего обнаружения у проверяемых лиц тождественных предметов.

Данное ОРМ проводится с целью получения объектов – носителей информации, необходимых для проведения другого ОРМ, – исследования предметов и документов, изучения и сравнения с ранее добытыми аналогичными предметами, следами, отпечатками, текстами.

Субъектами этого ОРМ являются оперативный работник, или по его заданию, лица оказывающие им содействие.

Сбор образцов – объектов данного ОРМ – осуществляется посредством их изъятия, фотографирования, видео- и аудиозаписи, производства проверочной закупки. При сборе образцов субъекты данного мероприятия вправе использовать технические и иные средства, как правило, это различные устройства, при помощи которых производят забор образцов для исследования, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Обязательным признаком в составе этого ОРМ является предмет, так как «образцы» являются частью определенных материальных предметов, т.е. материальными носителями информации и содержат отображенные в них признаки предметов. Источниками получения сравнительных образцов могут быть люди, предметы, которые сохранили на себе следы преступления, например, орудия, инструменты, транспортные средства, с помощью которых совершались преступления, либо ценности, которые служили объектом преступного посягательства, либо результаты экспериментальных действий.

В зависимости от происхождения образцы делят на свободные и экспериментальные. Свободные образцы образовались независимо от деятельности ОРО и его сотрудников, например, письма, написанные ранее и ставшие впоследствии образцами почерка.

Экспериментальные образцы – это такие образцы, которые специально получены оперативными сотрудниками.

Среди образцов различают две группы.

1. Образцы, выражающие собственные признаки, – это образцы крови и иных выделений организма человека или животного, микрочастицы наркотических средств, психотропных, ядовитых и других веществ, сколы руды, содержащей драгоценные металлы и редкоземельные элементы и т.д.

2. Образцы, выражающие признаки других предметов, например отпечатки орудий взлома, отпечатки протекторов шин автомашины, отпечатки пальцев на дактокарте.

Цель данного ОРМ – обеспечение возможности исследования предметов и документов.

Формы проведения ОРМ – образцы собираются с помощью гласных и негласных действий, непосредственно оперативными работниками или, по их заданию, лицами, оказывающими им содействие.

Гласное проведение данного ОРМ может быть двух видов:

– открытое – от имени оперативно-розыскного органа;

– с зашифровкой исполнителя этого ОРМ и цели его проведения.

Гласное проведение данного ОРМ проводится с согласия владельца соответствующих образцов. Негласный сбор образцов проводят как сотрудники оперативных подразделений, так и их агенты. При негласном сборе образцов, в случаях когда их придется возвращать с соблюдением условий конспирации, исследование должно проводиться таким образом, чтобы не допустить их порчу и повреждение.

Исследование предметов и документов – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в изучении предметов и документов, которые сохранили или могли сохранить на себе следы преступления, являлись или могли явиться орудием совершения преступления или результатом преступной деятельности, а также изучение их особенностей, которые могут способствовать решению оперативных задач.

По предмету исследования выделяют исследование предметов и исследование документов.

Предмет – это любой материальный объект.

Документ – это информация, зафиксированная на материальном носителе рукописным, машинописным, полиграфическим способом с реквизитами, позволяющими идентифицировать ее, либо материальный объект, фиксирующий информацию при помощи ксерокопирования, кино-, фото, видеосъемки или иного способа отражения информации, на котором зафиксированы фактические данные.

Виды документов: рукописные, машинописные, полиграфические, кино-, фотодокументы и т.д.

Формы проведения ОРМ – исследование может проводиться как гласно, так и негласно.

Исследования предметов и документов проводятся должностными лицами органов – субъектов ОРД с использованием специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями.

Сотрудниками оперативных аппаратов могут проводиться исследования при наличии стандартизированных методик, например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализатора.

При необходимости привлечения специалистов оперативный работник мотивированным рапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документов руководителю ОРО, на основании которого направляется письменное требование о производстве исследования соответствующими специалистами.

Исследование проводится по письменному поручению оперативно-розыскных органов экспертно-криминалистическими службами правоохранительных органов, специалистами научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств.

Исследование предметов и документов специалистами осуществляется по заданиям руководителей оперативных аппаратов или по письменным поручениям следователей.

Исследование предметов и документов может производиться в месте их нахождения или в служебных помещениях экспертных учреждений и правоохранительных органов, в зависимости от сложности и характера исследования.

При исследовании предметов осуществляется первоначальное изучение и фиксация их общего внешнего вида, общих признаков и индивидуальных отличительных особенностей.

При исследовании документов выявляются признаки, придающие им значение вещественных доказательств, внесенные изменения в содержание документов, подчистки, несоответствия в их содержании, изложенные в них факты и обстоятельства.

При исследовании предметов и документов может быть получена информация об их предназначении, качественных характеристиках, времени и месте изготовления; о содержании документов, лицах, их исполнивших; о биологических объектах (кровь, волосы и т.д.), их принадлежности; об иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов.

Результаты исследования предметов и документов, проведенного в учреждениях системы МВД России, отражаются в справках, составленных лицами, производившими исследование, рапорте оперативного сотрудника, акте.

Результаты исследования предметов и документов, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными ведомственными нормативными актами соответствующих органов: актами исследования, заключениями, актами экспертизы.

Результаты исследования проведенного специалистами из числа лиц, привлеченных на контрактной основе, оформляются актом исследования: ревизии, проверки, который по своей форме должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению акта экспертизы.

Справки о результатах исследований в рамках оперативно-розыскного мероприятия имеют значение как источник оперативно-розыскной информации и к уголовному делу не приобщаются.

 

Отождествление личности: понятие и виды

Отождествление личности – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении и идентификации лица, причастного к преступной деятельности либо находящегося в розыске, путем непроцессуального опознания по его индивидуальным статическим признакам: отпечаткам пальцев, составу крови, слюны, запахам и следам, оставленным на месте происшествия; динамическим признакам: походке, жестикуляции, мимике, а также при помощи словесного портрета, фоторобота и других способов, позволяющих опознать человека.

Отождествление личности предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД.

Объективная сторона отождествления личности – это простая форма оперативно-розыскного мероприятия, т.е. оперативно-розыскное действие.

Основания и условия для проведения отождествления личности – общие основания для проведения ОРМ.

Отождествление личности основывается на содействии лиц, являющихся свидетелями преступлений, а также на использовании служебных собак, средств оперативной техники, фото-, видеоучетов оперативного подразделения, специальных исследований.

Несмотря на различные ухищрения, с помощью которых преступники стараются оказаться неузнанными и избежать привлечения к уголовной ответственности, они оставляют различные следы, по которым на основе криминалистических методик можно произвести идентификацию их личности.

Оперативная идентификация – элемент оперативно-розыскного процесса, обеспечивающий раскрытие преступлений.

Отождествление личности является разновидностью сыскного опознания человека и опознания материальных объектов и животных.

Отождествление личности производится как самими оперативными работниками, так и специалистами или лицами, сотрудничающими с оперативно-розыскными органами, по заданию последних.

По характеру проведения различают два вида отождествления личности, непосредственное и опосредованное.

Непосредственное отождествление личности осуществляется лицами, встречавшимися с разыскиваемым ранее и запомнившими его внешность, голос и иные признаки.

Опосредованное отождествление осуществляется путем распознания разыскиваемого по словесному портрету, фотоизображению лицом, ранее не встречавшимся с разыскиваемым.

Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно-тактических формах с использованием различных средств оперативно-розыскной деятельности, факт его проведения может сохраняться в тайне от разыскиваемого.

Отождествление личности может осуществляться негласно путем предъявления оперативными работниками потерпевшему, очевидцу преступления лица, заподозренного в совершении преступления, или группы лиц, фотографий ранее судимых лиц, фоторобота.

Отождествление личности подозреваемого потерпевшими, очевидцами или иными лицами по имеющимся в органах внутренних дел фото- и видеоучетам должно быть максимально приближено к условиям проведения процессуального опознания по фотографии.

Отождествление личности может осуществляться в процессе поиска подозреваемого с участием потерпевших и очевидцев в местах его вероятного появления, т.е. в естественных условиях.

Результаты такого отождествления оформляются рапортом (справкой) оперативного работника, а также объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемое лицо.

Отождествление личности может проводиться и в искусственно создаваемых условиях, например, при вызове подозреваемого в числе других лиц в орган внутренних дел.

Результаты отождествления личности оформляются рапортом (справкой) оперативного работника, а также объяснением опознавшего.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непроцессуальном осмотре объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения конкретных тактических задач.

В теории и практике оперативно-розыскной деятельности указанное мероприятие тради-ционно называется оперативным осмотром.

Указанное ОРМ предусматривает проведение осмотра помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств с целью обнаружения предметов и документов, указывающих на признаки преступной деятельности, и получения информации, необходимой для решения задач ОРД непосредственно оперативным сотрудником или по его поручению должностными лицами, связанными по роду своей деятельности с перечисленными объектами и имеющими право проходить на эти объекты.

Обследование включает в себя осмотр объектов, отыскание орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов, веществ и других предметов, а также установление фактов, которые могут иметь значение для осуществления ОРД и расследования уголовного дела.

Основные виды объектов оперативного осмотра перечислены в названии этого мероприятия –  это помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Кроме перечисленных, объектами осмотра могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого имеются следы преступления.

Виды оперативного осмотра: гласный, негласный и зашифрованный.

Гласное обследование может осуществляться с согласия владельцев осматриваемых объектов.

Зашифрованное обследование подразумевает сокрытие оперативным работником истинной цели проводимого мероприятия, использование в целях конспирации документов, зашифровывающих его личность. При проведении зашифрованного обследования обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится.

Обследование помещений, зданий и сооружений заключается в осмотре находящихся внутри них предметов, с целью обнаружения отыскиваемых предметов и веществ.

Если обследование объекта не влечет ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, оно проводится на основании ведомственного нормативного правового акта без санкции судьи.

Проведение обследования местности на приусадебных, садовых и других участках земли, находящихся в частном пользовании или владении, производится открыто, с согласия собственников или владельцев, либо негласно или зашифровано. Судебного решения для проведения обследования не требуется.

Обследование транспортных средств состоит в их осмотре снаружи и изнутри. Кроме осмотра салона, кузова, кабины, номерных деталей автомобиля, могут быть обследованы и имеющиеся в транспортном средстве предметы, багаж, груз. Объекты осмотра определяются, исходя из целей обследования, характера отыскиваемых предметов и т.д.

Негласное обследование проводится в тайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц в соответствии с ведомственными нормативными актами.

Негласное обследование, связанное с ограничением конституционного права граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД).

О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководством УВД субъекта Российской Федерации.

Негласное обследование проводится с использованием оперативно-технических сил и средств оперативно-розыскных органов с участием инициаторов мероприятия.

Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка объектов специальными химическими веществами, установка химических ловушек или иных средств, способствующих следообразованию.

Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.

Результаты негласного обследования помещений, других объектов, проводимого непосредственно оперативным работником, оформляются рапортом или справкой оперативного работника, в которой отмечается, что удалось обнаружить при обследовании: зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки или следы преступления и другие обстоя-тельства, имеющие значение для обнаружения и раскрытия преступления, использование видео- и аудиозаписей, кино- и фотосъемки, применение специальных химических веществ, предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД.

Справка о результатах обследования, проводимого с использованием негласных оперативно-технических сил и средств, хранится в материалах оперативно-розыскного производства.

Результаты гласного осмотра, проводимого с участием других лиц и специалистов, оформляются актом обследования, который по своей форме должен максимально соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного осмотра, или актом, форма которого установлена ведомством, должностное лицо которого принимало участие в зашифрованном обследовании. Документы, которыми оформляются результаты гласного осмотра, могут впоследствии приобщаться к материалам уголовного дела.

Оперативный эксперимент – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в воспроизведении негласно контролируемых условий и объектов для выявления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа. Осуществление данного ОРМ допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, признаки которых определены в ст. 15 УК РФ.

Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности, так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных ловушек и приманок.

Данное ОРМ может заключаться в непроцессуальном проведении специальных опытных действий с целью проверки полученной информации, проверки и оценки версий, в воспроизведении обстановки, обстоятельств события, воспроизведения действий, уточнения оперативных данных, имеющих значение для раскрытия преступления.

В содержание опытных действий может входить создание, воспроизведение и использование условий, способствующих выявлению криминальных намерений проверяемых лиц, установление объектов преступных посягательств, а также негласного контроля за ними, а также проверка оперативных данных опытным путем с последующей фиксацией полученной информации и контролируемых событий. Такими действиями могут быть: контролируемое перемещение предмета взятки от участника ОРМ к лицу ее вымогающему; установление предметов, которые представляют интерес для посягающих, с последующим контролем за этими предметами; проверка реакции подозреваемого на демонстрируемые предметы, фотоснимки, на присутствие какого-либо лица.

В зависимости от цели проведения выделяют два вида оперативного эксперимента:

– первый вид направлен на выявление неизвестных лиц, он заключается в использовании специально подготовленных контролируемых объектов покушения преступников, помещаемых там, где может быть совершено преступление, например, автотранспортные средства на стоянках, сумки и чемоданы в залах ожидания вокзалов, аэропортов, автостанций;

– второй вид применяется для документирования и задержания с поличным лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Для достижения целей оперативного эксперимента оперативные работники создают условия, максимально приближенные к условиям, в которых совершалось преступление, создают соответствующую обстановку, привлекают необходимое количество лиц, технические, транспортные средства.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия умышленных, а также тяжких и особо тяжких преступлений, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, или более строгое.

Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности в соответствии с законом.

Организация и тактика оперативного эксперимента регламентируется ведомственными нормативными актами.

При проведении оперативного эксперимента в соответствии с ч. 4 ст. 16 ФЗ об ОРД допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам личности и государства, совершаемое при правомерном выполнении лицом своего служебного или общественного долга.

Оперативный эксперимент может проводиться гласно и негласно, в отношении конкретных лиц, а также для выявления и изобличения лиц, намерения которых неизвестны.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, в случае выявления преступлений или лиц, причастных к их совершению, – актом оперативного эксперимента, который по своей форме и содержанию должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту приобщаются носители информации, полученные в результате использования в процессе оперативного эксперимента специальных технических средств, которые могут использоваться в процессе доказывания.

 



Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы