Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы

Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы

В целях получения информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, выявления преступлений, признаков преступлений, фактов преступной деятельности и розыска лиц, их совершивших и скрывшихся от следствия и суда, в оперативно-розыскной деятельности осуществляются ОРМ.

В ОРД применяются и разведывательные методы, которых не имеют в своем распоряжении иные виды правоохранительной деятельности.

ОРМ разведывательно-поискового характера обусловлены необходимостью получения сведений о лицах, занимающихся скрытой и замаскированной преступной деятельностью, их тщательной предварительной подготовкой, совершающих или совершивших преступления, а также уничтожением следов; необходимостью выяснения обстоятельств совершенных преступлений и направлены на добывание информации о фактах и признаках преступной деятельности, выявление преступлений и лиц, их совершивших, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда.

Разведывательная деятельностьэто совокупность мероприятий, осуществляемых с целью сбора данных о действующем или вероятном противнике, его планах и замыслах, потенциально или реально угрожающих жизни и здоровью граждан, безопасности общества и государства от преступных посягательств субъектами, уполномоченными на то федеральными законами.

Разведывательно-поисковый характер ОРМ связан с проникновением в криминальную среду, в замыслы преступников с целью получения необходимой информации о совершенных и готовящихся преступлениях.

ОРМ разведывательного характера могут проводиться негласно в связи с практической необходимостью или невозможностью их гласного проведения и открытого использования средств, методов, отдельных участников мероприятий. Так, например, недопустимо разглашение сведений о лицах, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе. Некоторые оперативно-розыскные мероприятия – оперативный эксперимент, оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи – могут проводиться только негласно.

Негласное проведение ОРМ означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, не участвующих в этих мероприятиях, прежде всего от лиц, в отношении которых они проводятся, а также и от сотрудников оперативно-розыскных органов, даже если они имеют соответствующий допуск. Благодаря этому сохраняются в тайне факт осуществления оперативно-розыскных мероприятий и применяемые при этом средства и методы, обеспечивается результативность проводимых мероприятий, нейтрализуется возможное противодействие со стороны лиц, в отношении которых они проводятся, обеспечивается безопасность участников ОРМ.

Гласно проводятся оперативно-розыскные мероприятия, содержание, цели, участники которых ни от кого не скрываются. ОРМ могут носить и смешанный гласно-негласный характер, так прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, негласным явится только по отношению к абоненту.

ОРМ носят разведывательно-поисковый характер независимо от субъекта их осуществления

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий предусмотрены Законом об ОРД и составляют два вида условий: общие условия осуществления ОРМ и условия, составляющие исключения из общих правил.

Условия, составляющие исключения из общих правил, состоят из двух групп:

– условия, ограничивающие осуществление конкретных ОРМ;

– условия экстренного характера.

Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь. Так, ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД предусматривает два обязательных условия: наличие судебного решения и наличие соответствующей информации. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

Наблюдение – оперативно-розыскное мероприятие, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД и регламентируемое также ст. 5, 7, 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 этого закона; Инструкцией ОТМ, п. 7 ч. 1 ст. 6 Модельного закона СНГ об ОРД.

Наблюдение в оперативно-розыскной деятельности – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в систематическом, негласном, направленном, непосредственном или опосредованном получении информации с помощью оперативно-технических средств, восприятии лиц, деяний и явлений, фактов и событий, имеющих значение для решения конкретных задач ОРД, а также их фиксации и регистрации.

Целью наблюдения является получение информации о признаках преступной деятельности, возможных участниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

Объективная сторона наблюдения – это простая форма оперативно-розыскного деяния, т.е это оперативно-розыскное действие, уровень которого при определенных условиях и конкретной оперативно-розыскной ситуации может повышаться до ОРМ.

Наблюдение может осуществляться оперативными работниками, агентами и иными лицами, оказывающими содействие, т.е. основным субъектом наблюдения является оперативный работник или по его заданию – сотрудники специальных оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений правоохранительных органов, дополнительным субъектом – лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД открыто и на конфиденциальной основе.

Выделяют два основных вида наблюдения: физическое визуальное и электронное (техни-ческое). Наблюдение может быть комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы физического и электронного наблюдения.

Физическое наблюдение – метод визуального получения информации, выражающийся в негласном, направленном, непосредственном восприятии деятельности объекта оперативной заинтересованности наблюдателем.

Техническое (электронное) наблюдение – опосредованный метод получения информации с помощью оперативно-технических средств, заключающийся в негласном направленном восприятии деятельности объекта оперативной заинтересованности.

Электронное наблюдение – метод, основанный на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого в помещениях и транспортных средствах; оно осуществляется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью фото-, киносъемки или видео- и аудиозаписи, которая применяется с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

Техническое (электронное наблюдение) позволяет устанавливать лиц, участвующих в общении, кто, где и с кем встречается, цель их контактов, содержание разговоров.

Для проведения наблюдения, связанного с проникновением в жилище, необходимо получение санкции судьи и наличие специальной информации, предусмотренных в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД.

Наблюдение может осуществляться по решению руководителя оперативного аппарата, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

В процессе наблюдения не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни проверяемого лица, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений либо с необходимостью решения других законных задач ОРД.

Формы проведения наблюдения – гласная и негласная, которая является основной формой слежения за объектом оперативной заинтересованности.

Различают кратковременное наблюдение (состоящее по продолжительности от нескольких часов до нескольких суток) и длящееся (продолжительное, долговременное). Слежка как вариант наблюдения применяется, если руководитель оперативного подразделения располагает фактами о готовящемся, совершаемом или совершенном противоправном деянии, либо сведениями о необходимости применения наблюдения для выявления и задержания разыскиваемого лица.

К проведению наблюдения могут привлекаться лица, открыто или конфиденциально сотрудничающие с оперативным подразделением.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица.

Результаты наблюдения отражаются в таких оперативно-служебных документах, как справка или рапорт оперативного работника, объяснение граждан, участвовавших в его осуществлении, а также, в случае применения оперативной техники, в виде фото-, кино- и видеоматериалов. Эти мате-риалы могут передаваться следователю или судье, в чьем производстве находится уголовное дело.

Наблюдение как частнодетективное действие по признакам объективной стороны схоже с наблюдением, выполняемым в рамках оперативно-розыскного мероприятия, однако не тождественно – это частносыскное действие, которое проводят с целью получения информации, необходимой для выполнения предусмотренной договором с клиентом, частные детективы.

Субъектом частнодетективной деятельности является только частный детектив, совершающий сыскные действия в порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности».

В отличие от задач, решаемых оперативно-розыскными органами, задачей частного детектива является получение информации, которая является предметом договора об оказании детективных услуг, осуществляемых на возмездной договорной основе, т.е. частнодетективная деятельность не является правоохранительной.

Наблюдение, осуществляемое частными детективами, – это негласное слежение за лицами, местами их нахождения, используемыми ими транспортными средствами и иными объектами с целью получения информации, составляющей предмет договора об оказании детективных услуг.

Наблюдение может осуществляться в физическом, электронном и комплексном видах. В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино- или видеосъемка, однако статья 7 ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности» устанавливает некоторые ограничения в применении технического наблюдения, так, частным детективам запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц. Также в процессе наблюдения частным детективам запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц (п. 3 ч. 1 ст. 7).

Контролируемая поставка – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении контроля за перемещением (перевозкой, пересылкой) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или являющихся объектами или орудиями преступных посягательств. Это система действий, в ходе совершения которых с ведома и под негласным контролем оперативно-розыскного органа происходит оборот предметов, веществ и товаров.

В зависимости от различных критериев различают внутренние, транзитные и внешние контролируемые поставки.

Внутренние контролируемые поставки – проводятся на территории России.

Внешние контролируемые поставки – осуществляются только с разрешения руководителей центрального аппарата МВД, ФСБ, ГТК Российской Федерации на территории нескольких государств по согласованию с правоохранительными органами иностранных государств в порядке, установленном международными договорами.

Транзитные контролируемые поставки осуществляются через территорию России по поручению этих же руководителей на основании официальных запросов международных правоохранительных организаций.

В зависимости от товара и его отношения к преступной деятельности выделяют:

– контроль товара или предметов, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен;

– контроль за оборотом предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления;

– контроль за оборотом орудий или средств совершения преступления.

Контролируемая поставка проводится по плану, утвержденному руководителем органа, являющегося его инициатором, согласованному с руководителями других органов и ведомств, привлекаемых к ее реализации.

В плане указываются основания для ее проведения, цели и задачи, решаемые в процессе ее проведения, используемые силы и средства, предполагаемые финансовые расходы, мероприятия по документированию преступных действий, меры по обеспечению безопасности участников и порядок использования полученных результатов.

В планах и постановлениях запрещено указывать сведения о привлекаемых к их реализации штатных негласных сотрудников и лиц, оказывающих конфиденциальное сотрудничество.

При проведении контролируемой поставки, связанной с контролем за перемещением предметов, веществ, изделий, продукции и товаров, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, – контролируемая поставка проводится только на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Оригинал постановления о проведении контролируемой поставки в период ее проведения должен находиться у одного из оперативных сотрудников, обеспечивающих контроль за перемещением объектов, и может использоваться для устранения препятствий, возникающих в процессе проведения данного ОРМ.

Субъект – оперативно-розыскной орган и основной субъект – оперативный работник, агент или иное лицо, содействующее проведению ОРД (ст. 17 ФЗ об ОРД)

Форма проведения контролируемой поставки – только негласная.

Способы проведения – контролируемая поставка может быть реализована путем контроля за грузовыми перевозками, контроля за почтовыми отправлениями, путем контроля за перемещением багажа или груза в сопровождении курьера, или под видом другого товара.

Результаты контролируемой поставки оформляются различными документами в зависимости от достигнутых целей и задач: рапортом, справкой, приходно-расходными и иными документами, объяснениями граждан, актом контролируемой поставки, иными физическими носителями информации, которые могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.

Необходимость проведения ОРД в пенитенциарных учреждениях регламентируется ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая определяет задачи ОРД в исправительных учреждениях:

– обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

– выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

– розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

– содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 УИК РФ ОРД осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами и в пределах их компетенции. Оперативно-розыскные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другие оперативно-розыскные органы, указанные в законе об ОРД, которые при необходимости проведения ОРМ входят в контакт с осужденными через оперативных работников исправительных учреждений.

Объектами ОРМ в местах содержания под стражей являются подозреваемые и обвиняемые.

Оперативно-розыскное мероприятие – контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – заключается в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

В отношении осужденных могут проводиться все ОРМ, перечисленные в каталоге оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренном ст. 6 ФЗ об ОРД, однако контроль почтовых отправлений лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, не является оперативно-розыскным мероприятием, а представляет собой цензуру корреспонденции осужденных, особенности которой предусмотрены ч. 2 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Почтовыми отправлениями являются простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, бандероли и мелкие пакеты (письменная корреспонденция), посылки.

В соответствии с указанной статьей получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. При этом запрещен контроль и цензура за перепиской осужденных лиц с прокуратурой, судом, вышестоящими органами уголовно-исполнительной системы, с Уполномоченным по правам человека в РФ, а также переписка с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, за исключением случаев, когда администрация исполнительных учреждений располагает сведениями о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя.

Вся остальная переписка осужденных подвергается цензуре. Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации в незапечатанном виде и ежедневно вскрываются уполномоченными на то должностными лицами.

Разновидностью оперативно-технических мероприятий являются оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативно-техническими подразделениями оперативно-розыскного органа на сетях связи, т.е. перечисленных в ФЗ «О связи» видах технологических систем, обеспечивающих электрическую или почтовую связь. К числу этих ОРМ относятся: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

Целью оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи является получение информации, необходимой для решения конкретных задач ОРД

Одним из перечисленных мероприятий является прослушивание телефонных переговоров, предусмотренное п. 10 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД.

Прослушивание телефонных переговоров – это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения, представляющее собой совокупность действий, заключающихся в негласном, конспиративном слуховом контроле переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений с помощью технических средств, фиксации переговоров с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лиц, выявлении связей и получения информации, способствующей решению задач ОРД.

Прослушивание телефонных переговоров, как и снятие информации с технических каналов связи, может проводиться при наличии оснований, предусмотренных Законом об ОРД.

Прослушивание телефонных переговоров в соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ является мероприятием ограниченного применения, согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД может осуществляться только на основании судебного решения в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

Мотивированное решение руководителя оперативного подразделения о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия оформляется постановлением и санкционируется в порядке, предусмотренном оперативно-розыскным законодательством, на основании этого постановления судья принимает соответствующее решение. Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) может проводиться в течение шести месяцев со дня принятия судебного решения. Для продления срока необходимо вновь представить документы, на основании которых судья выносит дополнительное решение.

Предметом прослушивания являются переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц или телефонов, расположенных по определенному адресу, где постоянно или временно проживает, либо может находиться и пользоваться телефоном объект мероприятия.

Объектами данного оперативно-розыскного мероприятия являются:

– обвиняемые;

– подозреваемые;

– лица, которые могут располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях.

Санкции судьи не требуется в случаях проведения данного мероприятия в отношении задержанных, обвиняемых, осужденных лиц, находящихся в помещениях субъектов оперативно-розыскной деятельности или в пенитенциарных учреждениях, а также в случаях, когда субъект оперативно-розыскной деятельности в соответствии с письменным заявлением конкретного лица прослушивает разговоры этого гражданина.

В случаях осуществления ПТП при наличии заявления или письменного согласия лица, а также постановления, утвержденного руководителем ОРО, судебного решения не требуется, достаточно письменно уведомить соответствующий суд в течение 48 часов.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О связи» предприятия и операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности на территории Российской Федерации обязаны оказывать содействие и предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, а в случае использования средств связи в преступных целях допускается прерывание прослушиваемых переговоров.

Порядок проведения ПТП и оформление его результатов регламентируется ведомственными и межведомственными нормативными актами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

По своему содержанию ПТП аналогично следственному действию, предусмотренному ст. 186 УПК РФ, – контролю и записи переговоров, поэтому по возбужденным уголовным делам целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.

Использование средств негласного аудио- и визуального контроля является одним из наиболее эффективных способов документирования информации о фактах и лицах, входящих в преступную среду.

Должностные лица оперативных подразделений при помощи специализированных оперативных служб могут осуществлять считывание или копирование информации с электронных или иных устройств для передачи, хранения и отображения информации с общегосударственных или ведомственных каналов и сетей связи.

Снятие информации с технических каналов связи – это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в контроле и перехвате с помощью специальных средств текстовой, графической и иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

К техническим каналам связи относят: телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, системы персонального радиовызова (пейджинговая связь), линии абонентского телеграфирования, IP-телефонии, электронной почты и иных каналов связи.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД снятие информации с технических каналов связи осуществляется только на основании соответствующего судебного решения.

Порядок снятия информации с технических каналов связи и оформление их результатов регламентируется отдельными межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Гласное снятие информации с технических каналов связи проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости лиц, оказывающих ему добровольное содействие, в том числе и специалистов.

Полученные носители информации могут быть представлены следователю для использования в процессе доказывания по уголовным делам, если в них нет сведений, составляющих государственную тайну.

 



Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы