Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий

Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий

Каталог оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), зафиксированный в законе об оперативно-розыскной деятельности, и его структура

Увеличивающаяся угроза резкого всплеска криминальной активности потребовала от законодателя расширения каталога оперативно-розыскных мероприятий в Федеральном законе об оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД). В арсенале оперативно-розыскных органов появились криминалистические методы, приобретающие оперативно-розыскной характер за счет их интеграции с приемами конспирации. Вместе с тем ОРД опирается и на разведывательные методы, которых не имеют в своем распоряжении иные виды правоохранительной деятельности.

В каталоге оптимально сочетаются как криминалистические методы, так и разведывательные.

К первой группе относятся методы, основывающиеся на эмпирических методах познания: опрос, обследование различных объектов, наблюдение и т.д. Ко второй группе – те, применение которых связано с использованием технических устройств для секретного сбора информации, разведывательные методы добывания информации: прослушивание телефонных переговоров, перлюстрация, оперативное внедрение, агентурный метод и др.

Закон указывает на возможность вмешательства в частную жизнь граждан и на ограничение в ряде случаев прав граждан на тайну телефонных и иных переговоров, неприкосновенность жилища и др. охраняемых Конституцией прав. Включение таких оперативно-розыскных мероприятий в каталог оговаривается разрешением проводить их только в связи с определенными обстоятельствами, стадиями оперативно-розыскного процесса. Условием включения таких оперативно-розыскных мероприятий в законодательный каталог является согласие на их проведение органов, которым вменяется в обязанность контроль за законностью их осуществления. В России это входит в компетенцию судьи.

В каталог включено оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится определенными субъектами, выполняющими под легендой разведывательную работу в преступной среде, правовая основа для их деятельности формулируется в виде таких действий, как оперативное внедрение.

Для решения задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД, и получения информации, имеющей значение для осуществления этих задач, оперативно-розыскной закон определил законодательный каталог оперативно-розыскных мероприятий, указывающий на наличие у оперативно-розыскной деятельности средств и методов, свойственных только ей. Оперативно-розыскное мероприятие – это комплексный способ (метод) и средство ОРД, с помощью которого собирается данная информация.

Оперативно-розыскное мероприятие (ОРД) представляет совокупность отдельных оперативно-розыскных действий, решений и средств, направленных на выполнение конкретной задачи ОРД, предусмотренной ст. 2 ФЗ об ОРД.

Законодательное закрепление исчерпывающего перечня ОРМ обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, определяет правомерность действий субъектов ОРД.

ОРМ могут проводиться как самостоятельно, так и в совокупности с другими ОРМ, могут проводиться гласно и негласно. При одновременном проведении нескольких оперативно-розыскных мероприятий может сочетаться их гласное и негласное проведение.

Гласное проведение ОРМ предусматривает деятельность, в ходе которой должностные лица оперативно-розыскных органов открыто представляют их интересы. Негласное проведение ОРМ подразумевает тайное их осуществление, при котором скрывается принадлежность должностных лиц ОРО к правоохранительным органам. Проведение негласных ОРМ продиктовано необходимостью получения информации о тщательно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которая может быть обнаружена гласными методами. От применения ОРМ негласного характера зависит своевременность и быстрота предотвращения и раскрытия заранее планируемых и подготавливаемых противоправных действий.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий объединен общей направленностью на получение информации для ее последующей реализации, так как в результате проведения ОРМ становится возможным решение задач ОРД и достижение целей.

Цели оперативно-розыскных мероприятий перечислены в ст. 1 ФЗ об ОРД: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Цель проведения ОРМ определяет круг объектов мероприятия, которыми могут быть физические лица как носители информации или как субъекты преступления, а также лица, с согласия которых проводятся ОРМ по их проверке или защите. Категориями этих лиц обусловлены вид, форма, основания и условия проведения конкретных мероприятий.

В ст. 6 «Оперативно-розыскные мероприятия» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» приведен полный перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут применяться сотрудниками оперативно-розыскных органов.

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В статье закона перечислены 14 оперативно-розыскных мероприятий, семь из которых являются сложной формой оперативно-розыскного деяния, иначе, комплексными методами ОРД: шесть ОРМ являются действиями, одно – оперативной операцией.

ОРМ – комплексные методы ОРД.

– Проверочная закупка.

– Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

– Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

– Прослушивание телефонных переговоров.

– Снятие информации с технических каналов связи.

– Оперативное внедрение.

– Оперативный эксперимент.

ОРМ в виде действий.

– Опрос.

– Наведение справок.

– Сбор образцов для сравнительного исследования.

– Исследование предметов и документов.

– Наблюдение.

– Отождествление личности.

В качестве оперативной операции выступает – контролируемая поставка.

Оперативно-розыскные мероприятия организуются и проводятся должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В осуществлении некоторых оперативно-розыскных мероприятий могут принимать личное участие несколько оперативных работников, а также должностные лица и специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями, и отдельные граждане с их согласия на гласной и негласной основе.

Закон запрещает проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, лицами, не уполномоченными на то ФЗ об ОРД.

Общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, регулируются посредством правовых норм. Правовое регулирование ОРД осуществляется на уровне конституционных положений, ФЗ, ведомственных и межведомственных подзаконных актов, т.е. правовая основа ОРД двухуровневая, состоящая из законов и иных нормативных правовых актов.

Правовую основу проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также изданные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Нормативные правовые акты, составляющие круг источников правового регулирования общественных отношений в сфере ОРД, можно подразделить на пять групп, в зависимости от их юридической силы.

Первую группу составляют нормы Конституции Российской Федерации.

Вторую группу составляют нормы ФЗ об ОРД.

В третью группу входят нормы других федеральных законов, перечень которых носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами, в их число входят такие законы: УК, УПК, Закон о государственной тайне, ФЗ о прокуратуре.

К четвертой группе относятся иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти: акты Президента РФ, представительного и законодательного органа РФ, Правительства РФ, например, Указ Президента РФ от 12 июля 1995 г. № 673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».

К пятой группе относятся межведомственные, подлежащие государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты министерств и ведомств, осуществляющих и контролирующих ОРД.

Правовой основой проведения оперативно-розыскных мероприятий является система норм, закрепленных в Законе об ОРД. Так, в законе предусмотрен комплекс оснований для проведения ОРМ.

Основаниями, т.е. причинами, оправдывающими проведение оперативно-розыскных мероприятий, являются фактические данные – информация о совершении деяний, подпадающих под признаки того или иного противоправного деяния, обстоятельства, которые требуют проверки в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренные в ст. 7 ФЗ об ОРД.

Среди фактических оснований различают:

– необходимость решения задачи предупреждения совершения преступлений, выявления, пресечения и раскрытия (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД);

– наличие данных о совершении преступления, наличие возбужденного уголовного дела
(ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД);

– наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (под. 4 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД);

– необходимость соблюдения административно-правовых мер (п. 5 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД);

– необходимость исполнения международных договоров (п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД ).

В зависимости от содержания фактических данных основания подразделяют на три группы:

– уголовно-правового характера;

– административно-правового характера;

– смешанного характера.

Основаниями уголовно-правового характера в соответствии со ст. 7 ФЗ об ОРД являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или, совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подп. 1 п. 2); лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (подп. 3 п. 2 );

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (п. 3 ч. 1 ст .7).

Основания административно-правового характера предусмотрены в ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, в которой определен круг оснований ОРМ и прав оперативно-розыскных органов в ходе оперативно-проверочной работы, проводимой в административно-режимных целях.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полно-мочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений.

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея-тельность.

6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Однако в соответствии с ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД в целях административной проверки граждан запрещается проводить ряд ОРМ, перечисленных в п. 8-11 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД:

– обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– прослушивание телефонных переговоров;

– снятие информации с технических каналов связи.

Основания смешанного характера – это основания, которые одновременно содержат возможность для проведения ОРМ в связи с совершением преступления, а также по другим основаниям, изложенным в нормативно-правовых актах, либо исходящих из толкования смысла ФЗ об ОРД. Ими являются:

– запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье (п. 4 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД);

– постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмот-ренном законодательством Российской Федерации;

– запросы международных правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

– наличие сведений о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (подп. 2 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД);

наличие сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов (подп. 4 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Кроме фактических оснований выделяют формальные юридические поводы для проведения ОРМ, или предусмотренные оперативно-розыскным законодательством или нормативными правовыми актами оперативно-розыскного органа и поступившие к оперативному работнику источники фактической информации, содержащие сведения о фактических основаниях для осуществления оперативно-розыскных мероприятий (п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД ).

Различают две группы поводов: поводы, исходящие от участников оперативно-розыскной деятельности; поводы, исходящие от других субъектов.

Поводы, исходящие от участников оперативно-розыскной деятельности, это поводы, указанные в ст. 7 ФЗ об ОРД: запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье; наличие дела оперативного учета (ст. 10 ФЗ об ОРД), наличие решения руководителя оперативно-розыскного органа, а именно, мотивированного постановления одного из руководителей органа (ч. 3, 5 ст. 8, ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОРД); наличие оперативно-служебного документа, предусмотренного ведомственными нормативно-правовыми актами, исполненного оперативным работником, например, рапорта, справки, наличие сообщений агента.

Поводами исходящими от других субъектов, являются указанные в п. 3 ч. 1 ст. 7 поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также наличие заявления (письма) лица на прослушивание телефонных переговоров (ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД) и явка с повинной.

Осуществление любого из ОРМ допустимо при наличии одновременно и повода, и фактического основания.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

– о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

– о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в пределах своих полномочий, вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Существует несколько способов классификации оперативно-розыскных мероприятий, их можно классифицировать по различным критериям.

1. По продолжительности проведения оперативно-розыскные мероприятия могут подраз-деляться на разовые и длящиеся.

Разовыми могут быть такие ОРМ, как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования.

Длящимися ОРМ являются: наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

2. По форме проведения оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на гласные и негласные, осуществляющиеся с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении ОРМ их проведение не скрывается и не зашифровывается. При негласном проведении ОРМ они осуществляются в тайне от окружающих, проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых и иных лиц.

ОРМ, проводимые только негласно: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

ОРМ, проводимые как гласно, так и не гласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

3. По степени применения технических средств оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на оперативно-технические мероприятия и не имеющие преимущественно технического содержания предпринимаемых действий.

К оперативно-техническим мероприятиям относятся такие ОРМ, как прослушивание теле-фонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, осуществляемые только с применением технических средств.

4. По степени их отношения к конституционным правам граждан оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на ограничивающие конституционные права граждан и не имеющие таких ограничений. В ст. 9 Закона об ОРД установлен особый порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан: права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, переда-ваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища.

5. По степени проникновения в криминально-криминогенную среду оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на глубокие и поверхностные. К наиболее глубоким относят оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение; к поверхностным – сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.

6. По направленности и характеру оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие.

7. По сочетанию между собой оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на автономные и комплексные. К комплексным относят оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.

 



Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы