Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности

Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности

Лицом, содействующим органам, осуществляющим ОРД, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению ОРМ, т.е. предоставляющий информацию ОРО (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач ОРД и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств. «Привлечение» означает побуждение лица принять участие в ОРМ. Отсюда следует, во – первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от ОРО и, во – вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности использования лица в ОРМ принимается только ОРО (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемого лица.

Правовые основания защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность закреплены в ст. 18 ФЗ об ОРД.

Государство гарантирует предоставить социальную и правовую защиту гражданам лишь при наличии определенных условий.

Во-первых, при содействии органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности по контракту.

Во-вторых, социальная и правовая защита гарантируется лишь при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушений условий контракта исключает гарантии государства по его социальной и правовой защите.

В-третьих, гарантии государства предоставляются при возникновении реальной, а не мнимой угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам внутренних дел в оперативно-розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.

На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности на бесконтрактной основе, комментируемые Законом гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются (что является серьезным упущением). Однако это не освобождает органы внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед лицами, оказывающими содействие в оперативно-розыскной деятельности на бесконтрактной основе. В подобных случаях обязательства органов внутренних дел в лице штатных оперативных работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются в устной форме.

Выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, – одна из гарантий государства. Прежде всего, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности. Данная обязанность реализуется главным образом путем принятия необходимых оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и других мер, используемых органами внутренних дел для предотвращения и раскрытия преступлений.

В ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД устанавливается возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с сотрудничеством в раскрытии преступления. Такое освобождение производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый после вступления в силу Закона об ОРД, не предусмотрел в институте деятельного раскаяния специального основания освобождения от уголовной ответственности. Исходя из содержащегося в ч. 1 ст. 1 УК РФ положения о том, что уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса, ряд юристов делает вывод, что никакие другие законы, содержащие нормы уголовного права, в России действовать не могут. Поскольку УК принят позднее, чем Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», то правила действующего уголовного законодательства обладают приоритетом. В главе 11 УК РФ нет статей об освобождении от уголовной ответственности участников преступной группы, привлеченных к проведению оперативно-розыскных мероприятий, значит, такой нормы в российском уголовном праве нет вообще. В других источниках отмечается, что ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД корреспондирует с уголовно-правовым институтом деятельного раскаяния, который нашел развернутое закрепление в новом уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве России. Третьи юристы, разделяя этот взгляд, более осторожны в суждениях. Они подмечают, что сфера применения ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД ?же института деятельного раскаяния, она касается только лиц из числа членов преступных групп, предполагает ненаступление тяжких последствий, ею не выдвигается требование, чтобы лицо впервые совершило преступление, т.е. между нормами, содержащимися в ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД и ст. 75 УК, имеются расхождения, несовпадения.

Прекращение уголовного преследования должно осуществляться гласно. Обеспечение безопасности освобождаемого от ответственности лица – самостоятельный вопрос. При невозможности его разрешения необходимо выбрать другое основание для прекращения уголовного преследования, либо смириться с предстоящим осуждением. При определенных условиях сохранению в тайне факта сотрудничества с правоохранительными органами может способствовать выделение уголовного дела в отдельное производство. Однако прекращение выделенного дела также должно осуществляться на законном основании. Если основания для выделения уголовного дела отсутствуют, решение об освобождении от уголовной ответственности должно облекаться в форму постановления о прекращении уголовного преследования конкретного лица, поскольку производство по делу в отношении преступной группы продолжается.

Утверждение о нелегитимности ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД спорно. По крайней мере, Уголовный кодекс Российской Федерации не установил правило, согласно которому законы, содержащие основания освобождения от уголовной ответственности (в отличие от законов, предусматривающих уголовную ответственность), подлежат включению в УК. Нет бесспорных подтверждений и тому, что коллизионность норм уголовного и оперативно-розыскного права не является следствием несовершенства законодательной техники. Поэтому до конкретного волеизъявления законодателя, исключающего ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД, или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устраняющего ее применение, возможна прямая ссылка на данную норму как на основание освобождения от уголовной ответственности. В тех случаях, когда факт сотрудничества в раскрытии преступления подпадает под действие ч. 1 ст. 75 или ст. 77 УК РФ, следует руководствоваться данными нормами и соответствующими статьями УПК.

Недостаточная урегулированность уголовно-правовых оснований освобождения от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, обусловливает трудности выбора процессуального порядка реализации ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД. Исходя из того, что способствование раскрытию преступления членом преступной группы охватывается ч. 1 ст. 75 УК и является разновидностью деятельного раскаяния, на эти случаи распространяется процессуальный порядок прекращения уголовных дел, установленный ст. 28 УПК РФ. Однако, поскольку данные правовые предписания смоделированы на ситуации, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести, что не характерно для преступных групп, использование при прекращении уголовных дел на основании ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД положений ст. 28 УПК РФ означает применение уголовно-процессуального закона по аналогии.

Понятие «лицо из числа членов преступной группы» следует истолковывать как совершение преступления по предварительному сговору группой лиц или организованной группой (ст. 35 УК). Полагаем, что лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, не может быть освобождено от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным данной статьей. Термин «противоправное деяние» является синонимом термина «преступление».

Закон формулирует условия освобождения от уголовной ответственности, которые должны рассматриваться в совокупности. Таких условий четыре: 1) преступление не повлекло тяжких последствий; 2) лицо привлечено к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 3) оно активно способствовало раскрытию преступлений; 4) возместило нанесенный ущерб или иным образом загладило причиненный вред.

Первое условие является оценочным. Его не следует отождествлять с одноименным квалифицирующим признаком, предусмотренным в некоторых статьях Особенной части УК (например, в ст. 127, 131 и др.). Оно может иметь место как в случаях, когда член организованной преступной группы самостоятельно совершает преступление, так и при совершении группового преступления. Если преступление, совершенное группой лиц, повлекло тяжкие последствия, вопрос об освобождении отдельных лиц от уголовной ответственности должен рассматриваться, исходя из направленности умысла, степени фактического участия в выполнении объективной стороны преступления, а также иных обстоятельств дела.

Под привлечением к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, понимается содействие этим органам как по контракту, так и в иных формах. Определяющее значение имеет не сам факт сотрудничества (официально оформленный или не оформленный), а его результативность в раскрытии преступления, совершенного лицом, или других преступлений, выявлении и изобличении лиц, причастных к их совершению, обнаружении места и каналов сбыта или хранения материальных ценностей, добытых преступным путем, и других объектов, которые могут иметь значение вещественных доказательств. Результатом содействия может быть обнаружение трупов, живых лиц, подвергшихся преступному воздействию или могущих дать свидетельские показания. Таким образом, второе и третье условия следует рассматривать как двуединое.

Возмещение нанесенного ущерба или заглаживание причиненного вреда может быть осуществлено в любых предусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно-правовая реституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение; восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т.д.

Наличие всех перечисленных в законе условий, кроме факта конфиденциального содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, должно быть подтверждено материалами уголовного дела.

Освобождение от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД, возможно и в случаях, когда гражданин был привлечен к сотрудничеству до совершения им преступления. При этом дополнительным условием освобождения от ответственности служит «вынужденность» совершения противоправного деяния в целях исключения расшифровки факта негласного сотрудничества.

4. Лица, оказывающие содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно ст. 19 комментируемого Закона об ОРД выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

5. Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж. Оформление трудового стажа и пенсии не должно предавать гласности факт сотрудничества граждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

6. Ведомственными нормативными актами МВД России предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в осуществлении правосудия, и членов их семей. Хотя они и направлены главным образом на защиту свидетелей и потерпевших по уголовным делам, но в полном объеме могут быть использованы и для защиты лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, в случае возникновения вышеуказанных обстоятельств. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий.

7. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа внутренних дел, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов внутренних дел, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии следующих оснований.

Во-первых, конфиденциальное сотрудничество должно осуществляться на контрактной основе. Во-вторых, гибель, травма, ранение, контузия и увечье должны наступать в связи с участием гражданина в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно-розыскными мероприятиями, перечисленными в ст. 6 Закона, или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов внутренних дел, должна существовать прямая или косвенная причинно-следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.

Инициатива и оформление указанных выплат и пенсий лежат на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

Лицо защищаемое – физическое или юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве либо обращения в ОРО с законным требованием о своей защите.

Основные признаки понятия защищаемого лица. Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие признаки:

– это физическое или юридическое лицо;

– им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство (ст. 1 ФЗ об ОРД) и которое обратилось в соответствующий ОРО;

– юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защиты только в случае преступного посягательства на его законные интересы;

– для его защиты используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства;

– данное лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носителем соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем в отличие от оперативника, прокурора и судьи участие защищаемого лица в ОРД основано на праве, а не на обязанности.

Для того чтобы признать кого-либо защищаемым лицом, необходимо наличие специального юридического факта. Применительно к рассматриваемому случаю таким фактом выступают:
а) наличие угрозы преступного посягательства на лицо (как физическое, так и юридическое) и его обращение в соответствующий ОРО с просьбой о защите; б) наличие прямого указания законодателя в федеральном законе о необходимости защиты соответствующих категорий лиц.

Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин), для жизни, здоровья, прав и свобод которого возникла угроза преступного свойства (ст. I ФЗ об ОРД). Это возможно и необходимо с учетом конституционного предписания о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Вместе с тем особую категорию физических защищаемых лиц составляют лица:

а) так называемые объекты государственной охраны.

Они перечислены в нормах Закона о государственной охране. Это Президент РФ, определенные Законом лица, замещающие государственные должности России, федеральные государственные служащие, а также главы иностранных государств во время пребывания на территории России (ст. 6);

б) подлежащие государственной защите.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов ими являются:

1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие ОРД;

6) сотрудники ОВД, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

7) сотрудники органов контрразведки;

8) сотрудники федеральных органов налоговой полиции;

9) судебные исполнители;

10) работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;

12) работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

13) близкие лиц, перечисленных выше.

Меры государственной защиты могут применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (ч. 2 ст. 1);

в) подлежащие оперативно-розыскной защите.

Основным юридическим лицом, которое подлежит этой защите, выступает Российская Федерация (Россия) – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). В ФЗ об ОРД этот основной субъект представлен в виде Российского государства и общества (ст. I ФЗ об ОРД).

Россия как субъект оперативно-розыскной защиты подлежит охране прежде всего от таких преступных посягательств, как: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278), вооруженный мятеж (ст. 279), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя России (ст. 280), диверсия (ст. 281), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), разглашение государственной тайны (ст. 283) и утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).

Кроме того, субъектами оперативно-розыскной защиты являются сами ОРО, их должностные лица (оперативники и др.), а также лица, оказывающие содействие в осуществлении ОРД, их родные и близкие.

Этим субъектом может стать и любое другое юридическое лицо, законным интересам которого причинен или может быть причинен вред преступным посягательством (в ст. 1 ФЗ об ОРД непосредственно предусмотрена защита прежде всего собственности этих лиц).

Необходимо отличать лицо, защищаемое в ОРД, как от иных субъектов и объектов ОРД, так и от других лиц, обладающих аналогичным правовым статусом, но в иных видах юридической деятельности.

В ОРД защищаемых лиц следует отличать от:

а) иных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (например, от лиц, объектов оперативной заинтере-сованности);

б) тех субъектов, которые при определенных обстоятельствах могут получить статус защи-щаемого лица. Это относится и к оперативникам, и к агентам, и к судьям, и к прокурорам, и др.;

в) защищаемых в этой деятельности интересов соответствующих субъектов и материализованных объектов. В соответствии с оперативно-розыскным законодательством подлежат защите: Государственная граница РФ (ст. 3 Закона о Государственной границе), собственность (ст. 1 ФЗ об ОРД), «охраняемые объекты» и др.

Защищая эти интересы (блага) и объекты (вещи материального мира и др.) посредством использования оперативно-розыскных возможностей, тем самым защищают права собственников указанных объектов (России – в случае защиты ее Государственной границы, конкретного владельца – при защите собственности и т.п.). Однако у самого объекта защиты ни прав, ни обязанностей в отличие от защищаемого субъекта возникнуть не может в силу того, что он не обладает соответствующим юридическим статусом.

В иных сферах, кроме ОРД, в частности контрразведывательной деятельности, также известны субъекты защиты. Однако юридическая характеристика лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, отличается от характеристики субъектов, защищаемых в контрразве-дывательной деятельности. Если первые являются субъектами ОРД в связи с наделением их законодателем соответствующими полномочиями, то вторые ее субъектами, как правило, не выступают. Кроме того, защищаемые в ОРД лица подлежат защите исключительно от преступных посягательств, а в контрразведывательной – от любого посягательства, угрожающего интересам защищаемого субъекта (например, подлежат защите все жизненно важные интересы государства).

Известны аналогичные субъекты и в уголовно-процессуальной деятельности. Лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, прежде всего необходимо отличать от двух участников уголовного процесса: потерпевшего и гражданского истца.

Потерпевший в уголовном процессе – физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред (ст. 42 УПК).

Гражданский истец в уголовном процессе физическое или юридическое лицо, понесшее материальный ущерб от преступления и предъявившее требование о его возмещении в порядке, установленном законом (ст. 44 УПК).

Как потерпевший, так и гражданский истец являются субъектами хотя и смежного с ОРД, но иного вида юридической государственной деятельности – уголовно-процессуальной, а потому их юридический статус отличен от юридического статуса защищаемого лица, права и обязанности их не тождественны.

Основное отличие заключается, например, в том, что потерпевший и гражданский истец могут стать субъектами уголовного процесса только в случае, когда преступление уже совершено (на любой из его стадий – оконченного или неоконченного) и, следовательно, вред причинен.
В ОРД защищаемое лицо может стать таковым еще на «допреступной» стадии, т.е. только при наличии угрозы преступного посягательства (например, в случае обнаружения так называемого голого умысла). Вместе с тем некоторые потерпевшие (как субъекты уголовного процесса) одновременно могут стать и лицами, защищаемыми в ОРД (это предусмотрено ст. 1 и 2 Закона о государственной защите). В этом случае на них распространяются соответствующие требования, предъявляемые к защищаемому лицу.

Лиц, защищаемых в ОРД, можно классифицировать на две группы (вида).

1. Лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в законе.

В ряде законодательных актов, начиная с ФЗ об ОРД, непосредственно содержатся положения, предписывающие защиту соответствующих субъектов. К ним относятся лица, так называемые объекты государственной охраны, лица, подлежащие государственной защите, и лица, подлежащие оперативно-розыскной защите.

2. Лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу обращения их в ОРО с законным требованием о своей защите. Так, в ФЗ об ОРД предусмотрено, что в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов (ч. 4 ст. 8).

С учетом различных критериев выделяют несколько иных категорий этих лиц.

Во-первых, всех их делят на физических и юридических лиц.

Во-вторых, в зависимости от характера принимаемых мер среди защищаемых лиц различают тех, кто подлежит:

а) государственной охране;

б) государственной защите;

в) защите с преимущественным использованием оперативно-розыскных возможностей (оперативно-розыскной защите).

В-третьих, их классифицируют по степени реализации угрозы преступного посягательства. Можно предложить следующую классификацию (от минимальной степени реализации угрозы до максимальной):

а) лица, подлежащие защите от потенциальной угрозы преступного посягательства.
В данном случае всегда подлежит защите Россия, так как любая угроза жизненно важным интересам страны (в уголовно-правовом аспекте), какой бы она ни воспринималась маловероятной, должна своевременно предупреждаться. Что касается человека как субъекта защиты, то он подлежит ей не во всех потенциально возможных случаях совершения преступления (таковых не может быть без совершения общественно опасного деяния на той или иной стадии развития), а только в ситуации оперативного обнаружения так называемого голого умысла на совершение преступления (защита данной категории лиц типична для стадии оперативно-розыскного поиска и проверки);

б) лица, защищаемые от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована). В данной ситуации должно существовать посягательство на интересы конкретного лица, причем это посягательство должно быть общественно опасным, иметься в наличии и быть реальным (действительным).

Посягательство – общественно опасное противоправное активное воздействие человека на охраняемые уголовным и оперативно-розыскным законами интересы (общественные отношения).

Общественная опасность является основным признаком посягательства. Она обусловливает полезность оперативно-розыскной активной защиты (вплоть до причинения вреда лицу, совершающему преступление). Эта опасность определяется характером и направленностью преступной деятельности посягающего, степенью завершенности посягательства и размером вреда, который может наступить, если не пресечь посягательство.

Наличность посягательства определяет начальный и конечный моменты посягательства и время, в течение которого необходимо принять адекватные защитные оперативно-розыскные меры. Наличным следует считать посягательство, которое уже началось или его начало настолько очевидно, что следствием непринятия защитных мер станет незамедлительное причинение вреда интересам защищаемого лица.

Действительность как признак общественно опасного посягательства означает, что посягательство существует реально, а не в воображении защищаемого лица. Этот признак показывает, что действия, против которых предприняты оперативно-розыскные меры, не только внешне, но и по сути общественно опасны и имеют место, а потому порождают право на осуществление ОРМ.

Защита этой категории лиц характерна для стадии оперативно-розыскной разработки;

в) лица, в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована, т.е. преступление окончено. Например, у владельца похищен автомобиль, а похититель скрылся. В данном случае возникнет необходимость розыска лица, совершившего преступление.

Права и обязанности лиц, которые подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ, в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве (первый вид защищаемых лиц). Целесообразно вначале рассмотреть мероприятия в отношении лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Законом о государственной охране. Так, Президент РФ со дня официального объявления о его избрании вправе требовать предоставления государственной охраны в местах своего постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных ст. 4 этого Закона.

При государственной охране применяются следующие меры (ст. 4):

1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе его безопасности;

2) осуществление в соответствии с федеральным законодательством ОРД в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;

3) проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объекта государственной охраны;

4) поддержание порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

Право на государственную охрану у Президента РФ остается пожизненно, т.е. и после прекращения его президентских полномочий (ст. 7). Вместе с тем Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны (это его обязанность как охраняемого лица). Отметим и то, что в течение срока полномочий Президента РФ правом на государственную охрану пользуются члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его.

Кроме того, право на государственную охрану имеют:

а) лица, замещающие государственные должности России, в течение срока их полномочий
(ст. 8): Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ;

б) при необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может предоставляться иным лицам, замещающим государственные должности России, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим (ст. 9);

в) главы иностранных государств и правительств, члены их семей в период пребывания на территории России – в соответствии с международными договорами России, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств (ч. 1 ст. 11);

г) при необходимости – иные иностранные государственные, политические и общественные деятели в период пребывания на территории России (это право обеспечивается на основании распоряжений Президента РФ – ч. 2 ст. 11).

Согласно ст. 17 Закона о государственной защите защищаемое лицо, в отношении которого принято решение о применении мер безопасности, имеет право:

1) знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;

2) просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона;

3) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его, кроме осуществляемых, иных мер безопасности, предусмотренных этим Законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;

4) обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.

Защищаемое лицо обязано:

1) выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;

2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его;

3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности;

4) не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

Отметим, что названными правами и обязанностями обладают исключительно те лица, которым они предоставлены соответствующим федеральным законом.

Права и обязанности лиц, которые подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ, в силу обращения их в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите (второй вид защищаемых лиц). Этим лицам ФЗ об ОРД предоставляет следующие права:

– требовать от ОРО обеспечить их защиту путем принятия соответствующих ОРМ (ч. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14);

– призывать не нарушать правила, согласно которым в ходе проведения ОРМ, используя информационные системы, видео– и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, запрещено наносить ущерб жизни и здоровью людей или причинять вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);

– в случае возникновения угрозы своей жизни, здоровью или собственности давать разрешение ОРО на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без предварительной санкции судьи (ч. 4 и 8 ст. 8);

– обжаловать действия ОРО в вышестоящую инстанцию, прокурору или в суд (ч. 3 ст. 5).

Вместе с тем в ФЗ об ОРД предусмотрены и обязанности защищаемых лиц. Эти лица должны:

– не нарушать предписаний, предусмотренных ч. 5 ст. 6, т.е. не проводить самим ОРМ и не использовать специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, для собственной защиты и иных целей;

– письменно оформить свое согласие (разрешение ОРО) на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без предварительной санкции судьи (ч. 4 и 8 ст. 8);

– исполнять законные требования должностных лиц ОРО (ч. 2ст. 15);

– не препятствовать законному осуществлению ОРМ (ч. 3 ст. 15);

– соблюдать порядок обжалования действий ОРО, право на которое изложено в ч. 3 ст. 5.

 



Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы